- ЛЕВИТ
- ЛЕВИТ
-
(Löwiht)Карл (род. 9 янв. 1897, Мюнхен – ум. 1973) – нем. философ, историк современной философии; профессор в Гейдельберге, ранее – в США. Занимался изучением новейшей философии. Осн.произв.: «Das Individuum in der Rolle des Mitmenschen», 1928; «J.Burckhardt, der Mensch inmitten der Geschichte», 1936; «Von Hegel zu Nietzsche», 1953; «Weltgeschichte und Heilgeschehen», 1956; «Nietzsches Philosophie der ewigen Wiederkehr des Gleichen», 1956; «M. Heidegger: Denker in dьrftiger Zeit», 1953; «Wissen, Glaube und Skepsis», 1956.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ЛЁВИТ
-
(Löwith), Карл (р. 9 янв. 1897) – нем. бурж. философ; проф. философии в Марбургском ун-те (1928–36), Токийском ун-те (1936–41), в США (1941–52) и в Гейдельбергском ун-те (с 1952). Филос. воззрения Л. складываются в 20-х гг. под влиянием феноменологии позднего Гуссерля, антропологии М. Шелера и особенно экзистенциальной философии Хейдеггера, с к-рым Л. сотрудничал в Марбурге с 1924. В связи с тем, что Хейдеггер в 30-х гг. был близок к фашизму и его философия стала созвучной умонастроению национал-социализма, Л. отмежевывается от Хейдеггера и в работе "Хейдеггер. Мыслитель жалкой эпохи" ("Heidegger. Denker in dürftiger Zeit", 1953) выявляет противоречия во взглядах Хейдеггера.Осн. проблема, к-рой занимается Л., – кризис совр. бурж. мировоззрения. Для Л. социальные проблемы выступают как проблемы мировоззрения. Становлению бурж. мировоззрения, анализу его истории и его истоков посвящена работа Л. "От Гегеля до Ницше" ("Von Hegel bis Nietzsche", 1941, 4 Aufl., 1958), где автор пытается выявить происхождение марксизма, ницшеанства, экзистенциализма. Гегель, согласно Л., своей системой завершил целую эпоху в бурж. духовном развитии – "эпоху духа", и оказал решающее влияние на последующее развитие, к-рое привело к концу "буржуазно-христианский" мир и вылилось, с одной стороны, в марксизм, а с другой, – в экзистенциализм (см. указ. соч., Stuttg., 1958, S. 178). Эти два момента, по Л., должны быть объединены на новой основе, и это объединение осуществляется в философии Ницше, к-рый, по мнению Л., кладет конец христ. миру и возвращает Европу к античности. В 50-х гг. интерес Л. все больше сосредоточивается на вопросах философии истории. Л. приходит к реакц. выводу, что на осн. вопрос современности: "Определяется ли бытие и смысл истории вообще (исходя) из нее самой, а если нет, то из чего?" ответ может быть один: вне религии история не имеет смысла. Вера или скепсис – вот альтернатива, поставленная Л.Соч.: Das Individuum in der Rolle des Mitmenschen, Münch., 1928; Max Weber und Karl Marx, "Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik", 1932, Bd 67, H. 1, 2; Kierkegaard und Nietzsche, Fr./M., 1933; Nietzsches Philosophie der ewigen Wiederkehr des Gleichen, [neue Ausgabe, Stuttg., 1956 ]; J. Burckhardt, Luzern, 1936; Weltgeschichte und Heilsgeschehen, 3 Aufl., Z., [1957 ]; Wissen, Glaube und Skepsis, [2 Aufl. ], Gött., 1958; Gesammelte Abhandlungen. Zur Kritik der geschichtlichen Existenz, [Stuttg., 1960 ].Лит.: Воehm R., К. L. und das Problem der Geschichtsphilosophie, "Z. Philos. Forschung", 1956, Bd 10, H. 1.П. Гайденко. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ЛЕВИТ
-
ЛЕВИТ (Löwith) Карл (9 января 1897, Мюнхен— 24 мая 1973, Гейдельберг) — немецкий философ. Добровольцем принимал участие в 1-й мировой войне. В 1918 в Мюнхене начал обучение биологии, впоследствии — философии (у Гайгера, Пфендера, Вебера). В 1919—22 слушал лекции Гуссерля и Хайдеггера, под руководством которого в 1923 защитил диссертацию о Ницше. В том же году последовал за Хайдеггером в Марбург, где завязалась дружба и знакомство с Гадамером. До 1934 — приват-доцент. Спасаясь от преследований националсоциалистов, перебирается в Италию, а в 1936—41 получает профессуру в Японии. В 1930-х гг. исследования Левита посвящены историко-философским проблемам (Кьеркегор, Ницше, Буркхард, Гегель). С 1941 работает в США; до 1949 — на теологическом факультете Хартфорда (Коннектикут), в 1949—52 — в Новой школе социальных исследований (New School for Social Research). Опираясь на Буркхарда, занимался исследованием теологических предпосылок философии истории (“Смысл истории” — Meaning of History, 1949, нем. вариант, 1953). При содействии Гадамера в 1952 получил приглашение в Гейдельберг. В работе “Хайдеггер — мыслитель в скудное время” (Martin Heidegger — ein Denker in dürftiger Zeit, 1953) Левит продолжил начатую еще в 1930-х полемику со своим учителем. В марксизме, историзме и экзистенциальной философии Левит видел пример апорий, в которые попадает философия, следующая традиции исторического мышления, определенной христианской теологией. Антропоцентризм в христианской антропологии, представление о мире, созданном для человека и предоставленном в его распоряжение, открыли путь к профанации природы в естественных науках и технике. Христианское мировоззрение заменило цикличное понимание времени античности, ориентированное на природу, линейным, телеологическим представлением о времени и представлением о необратимости исторического процесса. Такие мыслители, как Ницше, Маркс, Хайдеггер, К. Шмитт, абсолютизировали человеческое существование, видя в нем сферу “подлинного бытия”. Современный историзм знаменует собой окончательный разрыв между историей человека и природой. В своих трудах Левит посредством деструкции исторического миросозерцания пытается восстановить непосредственность “доисторического” сознания. Как и Бенытин, он руководствуется идеей самоистолкования исторического материала, который необходимо не “интерпретировать”, но “заставить говорить” с помощью сравнительного метода. Человеческая культура и моральная деятельность в качестве опоры и масштаба требуют сознания “неизменной и для себя сущей природы”. К неизменной природе человека принадлежат, по мнению Левита, кроме биологических данностей также язык, культура и бытие с другими людьми.Соч.: Sämtliche Werke, Bd. 1-9. Stuttg., 1981-88; Mein Leben in .Deutschland vor und nach 1933. Stuttg., 1986; Der Mensch inmitten der Geschichte. Philosophische Bilanz des 20. Jahrhunderts. Stuttg., 1990.И. А. Михайлов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.