КСЕНОФОНТ

КСЕНОФОНТ
КСЕНОФОНТ
(Xenophon)
(род. ок. 450 – ум. 354 до Р. X.) – древнегреч. писатель, историк, афинский полководец и политический деятель. Кроме исторических книг, написал также ряд философских. Будучи учеником Сократа, стремился в популярной форме дать представление о его личности и учении. В «Киропедии» – своего рода тенденциозном историческом романе, описывающем жизнедеятельность персид. царя Кира Старшего, – он изображает идеал властителя, связывая философские учения с реальным пониманием политических отношений на Востоке. После него остались также «Воспоминания о Сократе», «Апология Сократа», «Пир» (см.: Ксенофонт Афинский, Сократические соч., М., 1935), в которых учение Сократа излагается в плане применения его к обыденной жизни. В этих произв. Сократу как человеку уделяется значительно больше места, чем его философии.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

КСЕНОФО́НТ
А ф и н с к и й (Ξενοφῶν) (р. ок. 430 – ум. в 50-х гг. 4 в. до н.э.) – др.-греч. стратег, писатель, ученик Сократа, излагавший его учение. Из произведений К. к философии имеют отношение: "Воспоминания о Сократе", "Апология Сократа", "Киропедия", "Пир", отчасти "Гиерон" и "Агесилай". Если считать, что приписываемые им Сократу взгляды принадлежат также и ему самому (что вовсе не так уж очевидно), то "Воспоминания" дают обильный материал по диалектике (определение общих понятий) и по этике, к-рая и у него и у Сократа возникает на месте прежней натурфилософии. Этика понимается у них как учение о добродетели, а добродетель – как знание о правилах поведения, так что знание и добродетель неразделимы (Memor. III 9, 5). Добродетели ведут к благу, заключающемуся в пользе (там же, IV 6, 9) и в счастье жизни, в к-рое входят и физич. здоровье, и науки, и иск-ва, и дружба, и гражд. деятельность, и благочестие. Др. обширная область филос. интересов К. – это социальная жизнь, где у него весьма заметна постоянная склонность к аристократич. и даже монархич. образу мышления. В этом отношении он выступал как деятель кануна эллинизма и военно-монархич. идеологии, как представитель культа сильной личности (идеализация Кира Старшего и Младшего, спартанского царя Агесилая, сиракузского тирана Гиерона и др.), ввиду чего он был вынужден покинуть демократич. Афины и скитаться до тех пор, пока не получил приют под покровительством аристократии Спарты.
Соч.: [Works, ν 1–3 ], Camb (Mass.), 1947–50; в рус. пер. – Сократич., соч., М.–Л., 1935.
Лит.: Бабст, Политич. идеалы Исократа и Ксенофонта, в сб.: История Греции со времени Пелопоннесской войны, пер. под ред. Н. Н. Шамонина и Д. М. Петрушевского, вып. 1, М., 1896; Гомперц Т., Греч. мыслители, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913; Croiset A., Xénophon. Son caractère et son talent, P., 1873; Sofro G., Νόμος und Φύσις in X's Anabasis, "Hermes", 1899, Bd 34, S. 568–89; Kalinka E., Zu Xenophons Leben und Schriften, W., 1905; Friederici E., Das persische Idealheer der Cyropädie, В., 1909 (Diss.); Scharr Ε., Xenophon's Staatsund Gesellschaftsideal und seine Zeit, Halle, 1919 (Diss.); Luccioni J., Les idées politiques et sociales de Xénophon, P., 1946 (Thèse).
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

КСЕНОФОНТ
    КСЕНОФОНТ (Ξενοφών) из Афин (ок. 445, Афины— ок. 355 до н. э., Коринф) — ученик Сократа, писатель, историк и профессиональный военный. Автор “Воспоминаний о Сократе” и других сократических сочинений — наряду с диалогами Платона нашего основного источника о жизни и учении Сократа.
    Знакомство молодого аристократа Ксенофонта и беднякафилософа Сократа произошло, вероятно, на поле боя: в 424, принимая участие в битве при Делии, Ксенофонт во время отступления упал с коня и был спасен пешим воином Сокра
    том (Strab. Geogr. IX, 403, Diog. L. II, 5, 22). Летом 401 Ксенофонт в качестве наемника принял участие в экспедиции персидского царевича Кира Младшего (историю этого похода и трудного возвращения греков после поражения он потом опишет в “Анабасисе”). Уехав из Афин, Ксенофонт больше Сократа не видел, и только по рассказам мог судить о событиях, связанных с его казнью. Между расставанием и написанием сократических сочинений пройдет ок. 20 лет, заполненных военной службой: зима 400/399 — у фракийского царя Севфа, во время Коринфской войны 394—387 — у спартанского царя Агесилая, своего друга и покровителя. За военную службу у спартанцев Ксенофонт был вознагражден домом и земельным наделом в Скиллунте (в Элиде), где на досуге он и начал составлять свои знаменитые литературные произведения, ставшие классикой греческой прозы: “Анабасис”, “Воспоминания о Сократе” и “Апологию Сократа”, “Пир” и “Экономик” (“Домострой”). В 371 элейцы овладели Скиллунтом и Ксенофонт бежал в Коринф, где завершил политическую утопию “Воспитание Кира” — жизнеописание идеального монарха и устройство созданного им государства, “Ipeческую историю”, “Похвальное слово Агесилаю”, “Лакедемонскую политию”, “Гиерон, или Жизнь тирана” — философский диалог, персонажами которого выведены сицилийский тиран Гиерон и поэт Симонид Кеосский; “Об обязанностях гиппарха”, “О всадническом искусстве”, “О доходах” (точно датировано 355). Относительная хронология сочинений Ксенофонта — предмет дискуссионный.
    Перед исследователями всегда стоял вопрос о достоверности изображения личности Сократа у Ксенофонта и Платона. Ксенофонт изобразил Сократа прежде всего как морального учителя, игнорируя отвлеченные философские рассуждения (главная отличительная черта двух версий Сократа). Обычный довод против Ксенофонта в пользу Платона: будучи в философии дилетантом, Ксенофонт мог не заметить самое важное в учении Сократа. В пользу Ксенофонта: не будучи оригинальным мыслителем, он, вероятно, без прикрас изложил все, чтопомнил, в то время как гениальный Платон вложил в уста Сократа собственное философское учение. Между тем сочинения Ксенофонта являются такими же литературными произведениями, а не историческими описаниями, как и диалоги Платона. Ксенофонт во многом опирался на литературную традицию “сократических диалогов”, развивавшуюся к началу его литературного творчества не менее 15—20 лет (“Апология Сократа” и сократический диалог “Экономик” описывают Сократа в 400 и 399, когда сам Ксенофонт воевал далеко от Афин и не мог быть свидетелем этих событий). Наибольшее значение для него имели диалоги Антисфена, Эсхина и Платона. Антисфен для Ксенофонта особенно важен; последний делает его персонажем своих произведений, использует повествование от первого лица (как было в диалогах Антисфена), а самое главное, следует созданному Антисфеном образу Сократа в своих “Воспоминаниях” — ср. Mem. 12,1, где Ксенофонт описывает Сократа обладателем трех характерных антисфеновских добродетелей — “воздержности” (εγκράτεια), “выносливости” (καρτερία) и “самодостаточности” (αυτάρκεια). Ксенофонт, безусловно, использовал платоновские диалоги (“Лахет”, “Пир”, “Федр”, “Теэтет” и др.), причем характерны вносимые им изменения в заимствованные у Платона темы, напр.. Plat. Symp. 210a— любовь к красивым телам (юношей) как первая ступень философского эроса; Хеп. Symp. VIII — безусловное осуждение этого вида телесной любви; Хеп. Mem. IV 5 — о диалектике как способности “воздержных” (=счастливых) людей различать дурное от хорошего и быть успешными в политике, в отличие от диалектики у Платона как доступной истинному философу способности “различать по родам и видам” и “определять сущность каждой вещи” (Resp. VII 534b). Сократова диалектика понятий изображается у Ксенофонта лишь однажды (см. Mem. IV 6,1—11, о благочестии и справедливости) — этот консенсус Ксенофонта и Платона обычно принимали за критерий исторической истинности. Однако более разумно, с учетом сравнения текстов, предположить, что Ксенофонт здесь полностью зависим от Платона и не может рассматриваться как надежный свидетель о характере бесед исторического Сократа (ср. Kahn, 1996, р. 79; Patzer, 1987, p. 438-42).
    Соч.: Xenophontis Opera, ed. E. C. Marchant. Oxf., 1900-1904; Xenophon, greek and engl. by W. Miller et alii, vol. 1—7. Cambr. (Mass.), 1960—68; в рус. пер.: Сократические соч., вступ. ст. и пер. С. И. Соболевского. M., I935; 2-е изд. СПб., 1993; Киропедия, пер. и прим. В. Г. Боруховича и Э. Д. Фролова. М., 1977.
    Лит.: Breitenbach ff. R. Xenophon von Athen. Stuttg., 1966; Strauss L. Xenophon's Socrates. Ithaca, 1972; PalvrA. (ed.) Der historische Socrates. Darmstadt, 1987; Vander Waerdt P. (ed.) Socratic Justice and Self Sufficiency. — “Oxford Studies in Ancient Philosophy”, 1993, 11, p. 1—48; Idem. The Socratic Movement. Ithaca, 1994; Kahn Ch. Plato and the Socratic Dialogue: The Philosophical Use of A Literary Form. Cambr. (Mass.), 1996; Bibliography of Editions, Translations and Commentary n Xenophon's Socratic Writings, by D. R. Morrison, 1988; Index Socraticorum Xenophontis operum, conscrip. A. R. Lopez et F. M. Garcia. Hildesheim, 1995.
    M. А. Солопова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "КСЕНОФОНТ" в других словарях:

  • Ксенофонт — У этого термина существуют и другие значения, см. Ксенофонт (значения). Ксенофонт (греч …   Википедия

  • Ксенофонт —     Ксенофонт, сын Грилла, афинянин, из дела Эрхии. Был он на редкость скромен и на редкость хорош собой. Говорят, Сократ повстречал его в узком переулке, загородил ему посохом дорогу и спросил, где можно купить такую то и такую то снедь? Получив …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • Ксенофонт — а, муж.Отч.: Ксенофонтович, Ксенофонтовна; разг. Ксенофонтыч.Производные: Ксенофонтушка; Ксена (Ксеня); Сеня; Фоша; Фоня.Происхождение: (От греч. xenos чужестранец, иноземец и phone голос.)Именины: 8 февр., 11 июля Словарь личных имён. Ксенофонт… …   Словарь личных имен

  • КСЕНОФОНТ —     КСЕНОФОНТ (Ξενοφῶν) (ок. 445, Афины ок. 355 до н. э., Коринф), ученик Сократа, писатель, историк и профессиональный военный; автор «Воспоминаний о Сократе» и других сократических сочинений, которые наряду с диалогами Платона являются для нас… …   Античная философия

  • Ксенофонт — (Xenophon, Ξενοφω̃ν). Греческий историк и мыслитель, ученик Сократа. Род. около 444 г. до Р. X. и жил больше 90 лет. Он принимал участие в походе Кира Младшего против Артаксеркса и, когда в битве при Кунаксе Кир был убит, Ксенофонт встал во главе …   Энциклопедия мифологии

  • ксенофонт — чужестранец, иноземец Словарь русских синонимов. ксенофонт сущ., кол во синонимов: 2 • имя (1104) • историк …   Словарь синонимов

  • Ксенофонт — Ксенофонт, Ksenophon, ок. 430 ок. 355 гг. до н. э., греческий историк. Сын состоятельного афинянина Грилла, ученик Сократа. В 401 г. вступил в армию Кира Младшего. Принимал участие в битве при Кунаксе, а после смерти Кира и предательского… …   Античные писатели

  • КСЕНОФОНТ — (около 430 355 или 354 до нашей эры), греческий писатель и историк. Автор Греческой истории (в 7 книгах) изложение событий 411 362 до нашей эры с проспартанских и антидемократических позиций …   Современная энциклопедия

  • КСЕНОФОНТ — (ок. 430 355 или 354 до н. э.) древнегреческий писатель и историк. Основное историческое сочинение Греческая история (в 7 книгах) изложение событий 411 362 до н. э. с проспартанских и антидемократических позиций …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ксенофонт — (около 430 355 или 354 гг. до н.э.) древнегреческий писатель и историк. Участвовал в Коринфской войне (395 387 гг.) на стороне Спарты. В Афинах заочно приговорён к смертной казни. Около 369 г. восстановлен в гражданских правах, но на родину в… …   Исторический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»