- Ксенофонт
-
Ксенофонт, Ksenophon, ок. 430-ок. 355 гг. до н. э., греческий историк. Сын состоятельного афинянина Грилла, ученик Сократа. В 401 г. вступил в армию Кира Младшего. Принимал участие в битве при Кунаксе, а после смерти Кира и предательского убийства персами греческих стратегов сыграл одну из главных ролей в возвращении «десяти тысяч» греческих воинов Кира от реки Запат к побережью Черного моря. Затем в рядах спартанцев участвовал в борьбе с персами в Малой Азии. С 395 г. находился при спартанском царе Агесилае и участвовал в битве под Коронеей (394 г.) против афинян, отрезая себе тем самым обратный путь на родину. Впоследствии он поселился в Скилле на Пелопоннесе на земле, выделенной ему Спартой, где проводил время на охоте и за писанием литературных произведений. Принужденный оставить Скиллу после битвы под Левктрами (371 г.), перебрался в Коринф. Афиняне, примирившиеся со Спартой, отменили приговор, обрекший его на изгнание. Но в Афины он не вернулся, хотя это и сделали его сыновья. Литературное наследие Кс. можно разделить на две группы: историко-мемуарные и сократические сочинения. Самым известным сочинением Кс. стал опубликованный под псевдонимом Анабазис (Поход Кира; гр. Anabasis). После битвы под Левкрами Кс. издал его уже под собственным именем. В этом необычайно красочном и живом произведении Кс. изложил свои воспоминания о походе Кира Младшего против его брата, персидского царя Артаксеркса, а также о пятнадцатимесячном возвращении греческого наемного войска из-под Кунакса в Вавилонии. В описании событий прослеживается тенденция к подчеркиванию и преувеличению роли самого Кс., который пишет о себе все время в третьем лице (в этом ему подражали многие, в том числе и Цезарь) Еще ранее Анабазиса было написано несколько мелких военных и исторических сочинений. К юношеским произведениям принадлежит Об охоте (Kynegetikos), восхвалявшее охоту, закаляющую молодых людей и готовящую их к военной службе. Трактат Гиерон — созданный под влиянием сократической школы диалог о сущности власти между сиракузским владыкой Гиероном и поэтом Симонидом. Монархический идеал Кс. нашел свое выражении в Киропедии (Воспитании Кира) в 7 книгах, наиболее объемном и наиболее зрелом произведении Кс., изображающем в лице Кира Старшего идеального владыку и вождя, который благодаря врожденным способностям и соответствующему воспитанию может осчастливить подданных. В этом произведении уже видны черты исторического романа, оно представляет собой первую ступень развития этого литературного направления. Восхищение Кс. спартанским царем Агесилаем и его благодарность последнему отражаются в хвалебном сочинении Агесилай. Политико-философским трактатом является Общественное устройство Спарты (Lakedaimonion politeia), восхваляющее созданный Ликургом государственный уклад и спартанские законы. В роли воина-кавалериста Кс. выступает в двух учебниках: Предводитель конницы (Hipparchikos) и Искусство верховой езды (Peri hippikes). Однако основным историческим произведением Кс. представляется Греческая история (Hellenika) в 7 книгах, продолжающая труд Фукидида. Она охватывает события с 411 г. до битвы спартанцев с фиванцами под Мантинеей в 362 г. В этом произведении Кс. руководствуется прежде всего личными симпатиями или антипатиями к историческим лицам, в чем мы усматриваем предзнаменование индивидуализма, свойственного эллинистической эпохе. Отчетливо прослеживается также дидактико-морализаторская направленность произведения. Несмотря на недостаток объективизма, Греческая история остается главным источником исторических сведений о 411-362 гг. до н. э. Хотя Кс. и уступает своему предшественнику Фукидиду как историк, Греческая история сохраняет историческую и литературную значимость. Особую группу сочинений кс. составляют произведения, посвященные Сократу. Это Воспоминания о Сократе (гр. Apomnemoneumata, лат. Memorabilia), Пир (Symposion), Апология Сократа (Apologia) и Книга о хозяйстве (Oikonomikos). Эти произведения, в определенной степени задуманные как полемика с Платоном, доказывают, что Сократ оказал на Кс. значительное влияние. Однако мы встречаем в них отличного от платоновского Сократа, который не занимается спекулятивной философией, но предлагает Кс. ряд житейских наставлений. Уже семидесятилетним старцем Кс. создал экономический трактат О доходах (Poroi), в котором указывал источники и методы получения доходов афинским государством. (Это сочинение не всеми признается аутентичным). Среди произведений Кс. сохранилось также неаутентичное сочинение Устройство Афин, автора которого называют псевдо-Кс. (см. Старый Олигарх). Кс не сразу нашел признание. Лишь в III в. до н. э. его произведения стали образцом для авторов, пишущих о воспитании владык. Знакомство с сочинениями Кс. мы наблюдаем у многих римских и христианских писателей вплоть до IV в. н. э. Популярный в Греции периода Империи как образец аттического диалекта, он сделался школьным автором.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998