ЭРОС

ЭРОС
ЭРОС
(Эрот) — бог половой любви в др.-греч. мифологии, сын богини любви Афродиты и ее постоянный спутник; половая страсть, глубинное чувство, понимаемая как сила, которая организует праматерию, оказываясь в то же время источником ее развития.
«Достойно внимания то обстоятельство, — пишет Р. Крафт-Эбинг в работе «Половая психопатия», — что роль половой жизни встретила крайне ничтожную оценку даже со стороны философов». А. Шопенгауэр в кн. «Мир как воля и представление» удивляется, что любовь служила материалом только для поэзии, а не для философии, если не считать исследований Платона, Ж.Ж. Руссо и И. Канта. На самом деле философы, особенно в 20 в., уделили значительное внимание Э.
В мировой филос. литературе, посвященной Э., нередко соседствуют два имени — Платон и З. Фрейд. По глубине и мощи идей, направленных на постижение феномена, их действительно можно поставить рядом. Идеи Платона и Фрейда знаменуют два глубочайших переворота в постижении Э. Ими созданы две радикально противоположные концепции: один стремился к филос. постижению Э., др. — к научному.
Платон и Фрейд трактовали Э. как изначальную мощную страсть. Но как объяснить любовь — поразительное обнаружение человеческой природы? Отчего люди тянутся друг к другу? Как возникают идеальные переживания? Животные не знают секса. Им ведома только репродукция. Многообразные переживания любовной страсти — удел человека. Парадоксальные проявления Э. — таинство. Их нельзя объяснить из чисто натуралистических предпосылок. Невозможно, напр., понять, как в ходе эволюции родилось неудержимое глубинное влечение особей друг к другу. Природа, разумеется, могла позаботиться о том, чтобы тела ее созданий оказались анатомически разными. Но разделенность плоти вряд ли может объяснить огромную силу страсти. Трепетное, многообразное и неодолимое влечение трудно вывести из простой констатации: мужчина устроен иначе, чем женщина. Остается загадкой, как появился половой инстинкт. Фрейд признавал, что наука мало знает о происхождении полов.
В «Пире» Платон описывал Э. как воплощение любви, мудрости и мужской воспроизводящей силы. Он связывает мир земной и мир небесный. В телесном и духовном смыслах Э. оказывается демоном, который одухотворяет людей в их влечении к истине, добру и красоте. Э. — это залог могучего стремления мужчины к самозавершению и бессмертию. Последнее реализует себя в потомках и в продуктах человеческой деятельности.
Э. есть величайшая неутолимая страсть, смутное томление по единению, таинственная устремленность людей, обреченных на смерть, к некой вечной жизни. Тайна всякой любви — тоска по вечности, стремление человека устоять перед разрушительным потоком времени. Гонимый страхом смерти, человек возрождает себя в др. существе. Согласно Платону, рождение пола символизировало разрыв в первоначальной, единой и могучей природе. Переживание вечности, которое достигается в Э., обеспечивает постижение божества, бессмертного и неустранимого. Бытие разделено на два мощных потока: бытие во времени и бытие вне всякого времени. Любовь — это томительное чувство воссоединения в целостную индивидуальность.
Э., по-видимому, и в самом деле древнейший из богов, а любовь — универсальное чувство. Нет на земле такой культуры, где бы она отсутствовала. Э. свойствен человеческой природе, но она причудливо и неповторимо проявляется в каждой отдельной судьбе. Кто-то через всю жизнь проносит печать воздержания, преобразуя энергию секса в романтические чувства. Кто-то, напротив, в полной мере предается страстям, погружаясь в оргиастическую стихию. Любовь одухотворяет не только родительские или братские переживания. Она питает также молитвенное отношение к Богу.
Платон и Аристотель усматривали в эротическом чувстве величайшее благо, залог человеческого счастья, импульс самого разностороннего человеческого вдохновения. Христианство принесло с собой радикальное переосмысление любви. Отныне она стала восприниматься не только как человеческая страсть, но и как основа человеческого бытия. Братская любовь — это любовь ко всем людям.
И. Кант усматривал цель природы в совокуплении мужчины и женщины и полагал, что нельзя действовать против этой цели: «Половое влечение называется также любовью (в самом узком смысле слова) и в действительности есть величайшее чувственное наслаждение каким-либо предметом». О роли и значении сексуальности для психической жизни писали Шопенгауэр и Ф. Ницше.
B.C. Соловьев предложил вариант жизнеустройства через Э.-посредника. Человек, по его мысли, волен распоряжаться даром, полученным от Бога, — Э., который воспринимается человеком как всплеск силы и энергии. Смысл этого дара заключается в том, чтобы дать возможность человеку сделать бессмертной ту часть человеческого существа, которая поглощается потоком рождения и умирания, — человеческое тело, поскольку душа и так бессмертна. Тело и его половые признаки, отмечает Соловьев, могут быть использованы человеком в эротический период по-разному: в зависимости от того, какой из возможных путей он избирает. Предполагаемые сценарии, пути достижения абсолютной целостности человека: сверхчеловеческий — аскетизм и любовь; путь частичной целостности — половая жизнь в браке; путь отказа от целостности — адский и животнообразный путь разврата.
Н.А. Бердяев также рассматривал Э. через проблему универсальности человечекого бытия. По его мнению, целостности человека мешает половое деление, оно выглядит «как печать падшести человека, утери целостности человеческой природы». Сексуальность обезличивает человека, тогда как эротизм носит личный характер. Попадание под власть сексуальности делает человека рабом рода. Э., или эротическая любовь, напротив, выводит за рамки пола и представляет собой движение вверх, творческий экстаз, но при условии, что эта любовь содержит внутри себя милосердие, жалость ко всем людям.
Фундаментальное различение секса и сексуальности есть и у М. Фуко. Различия между ними существенны, ибо человек, по Фуко, — это существо, главной отличительной чертой которого является «воля к знанию» и самопознанию. Сексуальность, считает Фуко, это реальная фигура жизненной практики, которая приковывает наше внимание к сексу, т.е. к воображаемой точке, играющей теоретическую и практическую роль, поскольку через нее надо пройти каждому человеку, чтобы получить доступ к себе, к своей идентичности.
По мнению Э. Фромма, Фрейд ошибался, видя в любви выражение, или сублимацию, полового инстинкта и не учитывая, что само половое влечение есть одно из проявлений потребности в любви и соединении. Но заблуждение Фрейда было даже более серьезным. В соответствии со своей физиолого-материалистической установкой он рассматривал половой инстинкт как результат мучительного напряжения, химического по своей природе и требующего разрядки. Однако, по мнению Фромма, взаимное влечение полов лишь отчасти мотивировано потребностью снять напряжение. Это, по Фромму, прежде всего потребность соединения с противоположным полюсом.
В современных концепциях Э. рассматривается как некая кристаллизация разноликих чувств человека, направленных на продолжение человеческого рода и разнообразные типы творчества.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ЭРОС
(Эрот)
у древних греков бог половой любви, сын богини любви Афродиты и ее постоянный спутник. У Платона («Пир») Эрос выступает как воплощение любви, мудрости и мужской воспроизводящей силы; в телесном и духовном отношениях он является демоном, который воодушевляет людей в их стремлении к истине, добру и прекрасному. Он – стимул в стремлении мужчины к самозавершению и бессмертию (находящему воплощение в потомках и продуктах его духовной деятельности), к значительному и безусловному.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ЭРОС
    ЭРОС [греч. έρως — (сильное) желание, любовь, как персонификация — Эрот, в греческой мифологии, поэзии и культе — бог любви; лат. Amor — Амур или Cupido — Купидон] — в мифопоэтических теокосмогониях космическая прапотенция, приводящая в действие механизм генеалогического порождения мира, “древнейший из ботов” (Платон, “Пир” 178 d), не имеющий родителей. Так, в “Теогонии” Гесиода (ст. 116 слл.) Эрос вместе с Хаосом и Геей-Землей входит в начальную троицу божеств; в интерпретации Аристотеля (Met. 984b23): Хаоспространство. Гея — праматерия, Эрос — движущая сила. Аналогичную роль Эрос играет в теогониях Акусилая (9 В 1—3 DK), Ферекида из Сироса (7А 11, В 3), Парменида (В 13) и в поэмах орфиков. Типологические параллели: древнеевр. Ruah — “дух божий”, оплодотворяющий водный хаос (Кн. Бытия 1,2; термин, означающий также любовное желание), “любовная тоска” (πόθος) в “космогонии сидонян” у Дамаския (De princ. 125) и др. Мотив космогонического эроса продолжается в “любви” (φιλότης), или “Афродите”, Эмпедокла как силе, соединяющей элементы, и дает позднюю реплику в гимне Лукреция к Венере, которая “одна правит природой вещей” (“О природе вещей” 1,21).
    Уникальное место занимает философия эроса у Платона — прежде всего в “Пире”, а также в “Федре”, где мотив эроса как ностальгия по абсолюту переплетается с теорией припоминания — анамнесиса. Эрот испытывает влечение к красоте (греч. καλόν — выражает также определенный аспект “блага” вообще) и, следовательно, еще не обладает ею, но отсюда не следует, что он сам безобразен или не благ: эрот — не бог, а демон, т. е. промежуточное существо между богом и человеком, между красотой и безобразием, добром и злом, мудростью и незнанием. В силу этого Эрот оказывается связующим звеном между миром небесным и земным и — для человека — средством восхождения к небесному миру. Метафизическая (недосягаемая) реальность предстает у Платона как эстетический объект любви, а Эрот оказывается метафорой философствования. У Аристотеля перводвигатель движет космосом как объект любви (эроса) (Met. 1072b2). Плотин в трактате “Об эросе” (“Эннеады” III 5) перетолковывает платоновский миф в духе стоической аллегорезы: Эрот происходит от нищеты-материи (лишенной всякой формы) и богатства-логоса, исходящего из ума (нуса), и принадлежит Афродите-душе (как в макро-, так и в микрокосмосе), занимающей промежуточное положение между нусом и материальным миром; как “сопряженный с материей”, Эрот “ущербен благом, но и стремится к нему, ибо от него рожден” (III 5, 9). В эллинистических философских школах эрос низводится до уровня опасной “страсти” (патос), угрожающей апатии стоического и атараксии эпикурейского мудреца и подлежащей искоренению (Диоген Лаэртий Χ 118).
    Лит.: Nygren A. Eros und Agape. В., 1955; Schiavone M. Il problema dell amore nel mondo greco, v. 1. Mil., 1965; LottJ. B. Die Stufen der Liebe. Eros, Philia, Agape. Fr./M., 1971; Lesley A. Vom Eros der Hellenen. Gott 1976; Fasce S. Eros. La figura e il culto. Genova, 1977.
    А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЭРОС" в других словарях:

  • ЭРОС —     ЭРОС [греч. ϋρως (сильное) желание, любовь, как персонификация Эрот, в греческой мифологии, поэзии и культе бог любви; лат. Amor Амур или Cupido Купидон], в мифопоэтических теокосмогониях космическая пра потенция, приводящая в действие… …   Античная философия

  • Эрос — а, муж.; стар. Ерос, а.Отч.: Эросович, Эросовна.Производные: Эроска (Эроська); Рося.Происхождение: (Греч. eros любовь.)Именины: 7 июля, 2 сент. Словарь личных имён. ЭРОС Любовь. Татарские, тюркские, мусульм …   Словарь личных имен

  • ЭРОС — см. Эрот. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. эрос (гр. eros) 1) то же, что эрот; 2) в идеалистической философии Платона (см. платонизм) и неоплатоников (см. неоплатонизм) мистическое влечение к… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • эрос — любовь, влечение, чувство, увлечение, сердечная склонность, нежное чувство, (нежная) страсть, влюбленность Словарь русских синонимов. эрос см. любовь 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… …   Словарь синонимов

  • эрос — ЭРОС, ЭРОТ а, м. гр. Eros (Erotos). С прописной буквы (. В древнегреческой мифологии бог любви в виде крылатого ребенка с луком (в древнеримской мифологии Купидон). БАС 1. 1. Под звук свирели плясовой, Среди полей, рука с рукой Кружатся юноши и… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • эрос — у З. Фрейда одно из обозначений влечения сексуального, инстинкта сексуального и инстинкта жизни. В греческой мифологии Эрос (Эрот) бог любви, одно из четырех космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. Словарь практического… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЭРОС — «Электронно радиооптические системы» ООО г. Волгоград, организация, связь ЭРОС Электронные радио оптические системы http://eros tv.ru/​ г. Волгоград, телевидение ЭРОС Электроуглинские районн …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Эрос — эрос, а (мифол.) и эрос, а (филос.; чувственное влечение) …   Русский орфографический словарь

  • Эрос — (гр. Еros, Еrotos) – ертедегі грек философиясында махаббаттың жасампаз күші. Оның нақтылы көрінісі ертедегі грек мифологиясында махаббат құдайы Эрот, көнеримдікте – Амур немесе Купидон болды. Гесиодта Хаос және Геямен (Жермен) бірге алғашқы үш… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • ЭРОС — 1) Эрот2)] Любовь; у Платона и в платонизме побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»