ЭМПЕДОКЛ


ЭМПЕДОКЛ
ЭМПЕДОКЛ
(Empedokles) из Агригента (около 490— 430 до н.э.) — др.-греч. философ. Преодолевая расхождения между предшествующими ему философами по вопросу о вещественном начале мира и между «подвижником» Гераклитом и «неподвижником» Парменидом, признал и землю, и воду, и воздух, и огонь за «корни вещей», одинаково вечные и неизменные и не переходящие друг в друга, тогда как их сочетания преходящи и изменчивы. «Корни вещей» пассивны, источник активности — вечная борьба двух космических сил: Любви (Афродиты, Гармонии) и Вражды (Ненависти, Раздора), попеременно овладевающих миром. При нераздельном господстве Любви все четыре «корня вещей» равномерно перемешаны, образуя сфайрос (мировой шар), при нераздельном господстве Вражды они обособлены друг от друга. Космос как сложное многообразное целое возможен лишь в переходных состояниях от Любви к Вражде или от Вражды к Любви. Разумность Э. связывал с кровью, где «корни вещей» равномерно перемешаны, а ведь «подобное познается подобным: землю землею мы зрим и воду мы видим водою». Хотя «во всем есть разумности доля и мысли», мир как целое незрим и умом необъемлем. Э. объяснял целесообразное строение организмов, исходя из первичности их органов, чьи редкие жизнеспособные сочетания выжили. Э. догадывался о конечной скорости света.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ЭМПЕДОКЛ
         из Акраганта (ок. 490 — ок. 430 до н, э.), др.-греч. философ. По контрасту с Анаксагором (уединённая жизнь учёного, просветит. конфликт с религией) антич. биографич. традиция рисует Э. оратором и гос. деятелем (вождь демокра-тич. партии, хотя и аристократ по рождению) и в то же время — врачом и чудотворцем шаманскознахарско-го типа. Гротескное сочетание ионийской натурфилософии и орфико-пифагорейского учения о душе в поэмах Э. находится в полном соответствии с этим образом. Осн. соч. Э. — две гексаметрич. поэмы (высокохудожественные, в отличие от поэмы Парменида): «О природе» и «Очищения» (сохранилось ок. 1/10 стихов).
        Натурфилософия Э. — синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и пифагорейского учения о пропорции: 4 традиц. стихии ионийской физики — огонь, воздух, вода и земля получили статус элементов (Э. называл их «корнями всех вещей»), т. е. несводимых, самотождественных, количественно и качественно неизменяемых субстанций, органич. вещества образуются из их сочетания в определ. пропорции. Э. принял тезиз Парменида о невозможности перехода небытия в бытие и бытия в небытие: «рождение» и «гибель» — лишь неправильно употребляемые имена, за крыми стоит чисто механич. «соединение» и «разъединение» элементов. Т. к. для обозначения элементов используется мифологич. код: Зевс (огонь), Айдоней (воздух), Нестида (вода), Гера (земля), то их взаимное стремление и отталкивание осмысляется и персонифицируется как «любовь» и «вражда», или «ненависть». Космогония Э., примыкая к традиции Анакси-мандра и Гераклита, строится как бесконечное чередование господства «любви» и господства «вражды». Отд. космогонич. цикл имеет четыре фазы: 1) эпоха «любви» — все элементы слиты воедино, образуя качественно недифференцированный неподвижный «шар»; 2) «вражда» проникает в «шар» и вытесняет «любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные; 3) «любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4) (зоогонич.) фаза в свою очередь распадается на 4 ступени: 1) отд. члены, неспособные соединиться в организм; 2) неудачные соединения членов — монстры; 3) бисексуальные существа, неспособные к половому размножению (использовано в платоновском мифе об андрогине в «Пире»); 4) полноценные животные с половой дифференциацией. Теорию эту лишь в ограниченном смысле можно считать «эволюционной», поскольку каждая новая ступень «Вырастает из земли».
        Наряду с теорией «четырёх элементов», которая благодаря её восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европ. физики до 17 в., большое влияние (в том числе на Платона, Аристотеля, Эпикура, атомистов) оказала теория ощущения Э. (для самого Э. бывшая одновременно и теорией познания, поскольку, по свидетельству Теофраста, он не различал чувств. восприятие и интеллект). Согласно этой теории от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у Э. универсальный характер и объясняла также физич. и физиологич. процессы. Субстратом сознания Э. считал кровь. В «Очищениях» излагалось орфико-пифагорейское учение о грехопадении души, её перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и освобождении от «круга рождений» после очищения от скверны (см. Орфизм). Гален считал Э. основателем сицилийской мед. школы; как учитель Горгия он стоит у истоков греч. риторики. Ревностным почитателем Э. в древности был подражавший ему Лукреций, в новое время— представители романтизма (особенно Гёльдерлин). М Фрагменты: DK I, 276—375; Bollack J., Empedocle, t. l—3, P., 1965—69 (критич. изд. «О природе» и коммент.); Zuntz G., Persephone, ?xf., 1971 (критич. изд. «Очищений» и коммент.); The poem of Empedocles' Peri Physeos. Towards a new edition of all the fragments, ed. N. van der Ben, Amst., 1975.
        Kranz W., Empedokles. Antike Gestalt und Romanische Neuschopfung, Z., 1949; O'B r i e n D., Empedocles cosmic cycle, [L.—N. ?.], 1969 (лит.); Long A. A., Empedocles' cosmic cycle in the 'sixties, в кн.: Mourelatos A. P. D., The Pre-Socratics, Garden City, 1974, p. 397—425.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ЭМПЕДОКЛ
ЭМПЕДОКЛ из Акраганта (род. 487/82, Акрагант – ум. 424/23 до Р. X., Пелопоннес) – древнегреч. философ и врач. Приписывал себе власть над магическими силами; врач, жрец и чудотворец, Эмпедокл был почитаем своими учениками как Бог. Говорят, что Аристотель называл его изобретателем риторики. В соответствии с мистикой орфизма Эмпедокл учил, что нет возникновения и исчезновения в собственном смысле, а есть лишь смешение и разделение, соединение и разъединение неизменных элементов, которые не возникают и не исчезают. Этих элементов он насчитывал четыре: огонь, воздух, вода, земля. Из первоначального состояния абсолютного смешения, в котором не существует отдельных вещей, постепенно развивается состояние абсолютного разделения элементов, из последнего – снова состояние смешения, и так до бесконечности. Движущими силами этого развития Эмпедокл называет Любовь и Вражду (дружбу и раздор, склонность и отвращение) – они попеременно приходят к безраздельному господству. Что касается живых существ, то в первую очередь из земли проросли растения, потом возникли животные, причем вначале это были головы без шей и туловища, руки без плеч, глаза без лица; эти существа-части соединялись между собой, но сохранялись и размножались лишь жизнеспособные творения (мысль о том, что выживает наиболее приспособленный). Таким же путем произошел человек, который познает лишь то, что наиболее близко и подобно ему, ибо подобное всегда познается подобным.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ЭМПЕДО́КЛ
(Ἐμπεδοκλῆς) из А г р и г е н т а (ок. 490–430 до н.э.) – др.-греч. философ, врач и поли-тич. деятель, глава демократич. партии.
Э. считал элементами материи ("корнями" всего существующего) четыре первовещества – землю, воду, воздух и огонь, а движущими силами – любовь (силу притяжения) и вражду (силу отталкивания). Когда любовь преобладает над враждой, все разнородные элементы соединяются и в конце концов сливаются, образуя единый бескачественный сфайрос (шар). При преобладании вражды элементы все более разъединяются, и в конечном итоге мир распадается, материя приходит в рассеянное, распыленное состояние, при к-ром мельчайшие частицы элементов существуют обособленно. Т.о., по Э., мир представляет собой то полное единство, то бессвязную множественность, и это чередование повторяется бесконечное число раз.
По учению Э., все бесконечное разнообразие вещей объясняется различием в сочетании элементов, и изменения в физич. мире сводятся к их перемещению. Поэтому можно сказать, что к Э. восходит идея составления сложных тел из простых элементов, впоследствии легшая в основу химии. Элементы, по Э., делимы на мельчайшие части, к-рые доксографы называют "элементами элементов".
Высказав ряд естеств.-науч. догадок (Э., напр., видел причину солнечного затмения в том, что Луна находится между Солнцем и Землей; скорость света, по его мнению, столь велика, что его движение неощутимо для нашего зрения и др.), Э. уделил особое внимание органич. природе. Он учил, что сперва путем самозарождения возникли растения, а затем появились животные, произошедшие естеств. путем из земли. Э. являлся антич. эволюционистом, он считал, что развитие животного мира прошло неск. этапов и в конце концов сохранились только жизнеспособные виды, чем и объясняется целесообразность устройства совр. организмов; человек тоже прошел длинный путь развития.
Материалистич. натурфилософию Э. сочетал с учением орфиков и пифагореизма о бессмертии души и о метемпсихозе (переселении душ).
Фрагм.: Diels H., Fragmente der Vorsokratiker, 8 Aufl., Bd 2, В., 1956; рус. пер. в кн.: Маковельский Α., Досократики, ч. 2, Каз., 1915, гл. 21.
Лит.: Ρадлов Э., Эмпедокл, "Журн. М-ва нар. проев.", 1889, март; Якубанис Г. И., Э. – философ, врач и чародей, "Универс. изв.", К., 1905, No 7; 1906, No 3–5; История философии, т. 1, М., 1940, с. 80–88 (и по имен. указат.); Воdrerо Ε., Il principio fondamentale del sistema di Empedocle, Roma, 1905; Bignone Ε., Empedocle ed Epicuro, Pinerolo, 1914; Rostagni Α., Il verbo di Pitagora, Torino, 1924, p. 183–247; Rolland R., Empedokles von Agrigent und das Zeitalter des Hasses, Erlangen, 1947; Ηö1der1in F., Empedokles, Bonn, 1947; Кranz W., Empedokles, Z., 1949; Zafiropulo J. [ed.], Empédocle d'Agrigente, P., 1953; A1theim F., Stiehl R., Porphyrios und Empedokles, Tübingen, 1954; Воllaсk J., Empedocle, v. 1, P., [1965] (библ. с. 331–35); O'Briеn D., Empedocles cosmic cycle. A reconstruction from the fragments and secondary sources, [L.–N. Y.], 1969.
А. Маковельский. Баку.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ЭМПЕДОКЛ
    ЭМПЕДОКЛ (Εμπεδοκλής) из Акраганта(ок 490-ок 430 до н э ) — древнегреческий философ По контрасту с Анаксагором (уединенная жизнь ученого, просветительский конфликт с религией) античная биографическая традиция рисует его оратором и государственным деятелем (вождь демократической партии, хотя и аристократ по рождению) и в то же время — врачом и чудотворцем шаманско-знахарского типа Гротескное сочетание ионийской натурфилософии и орфикопифагорейского учения о душе в поэмах Эмпедокла находится в полном соответствии с этим образом Основные его сочинения — две гексаметрические поэмы (высокохудожественные, в отличие от поэмы Парменида) “О природе” и “Очищения” (сохранилось ок 1/10 стихов)
    Натурфилософия Эмпедокла — синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и пифагорейского учения о пропорции 4 традиционные стихии ионийской физики — огонь, воздух, вода и земля получили статус элементов (Эмпедокл называл их “корнями всех вещей”), т е несводимых, самотождественных, количественно и качественно неизменяемых субстанций, органические вещества образуются из их сочетания в определенной пропорции Эмпедокл принял тезис Парменида о невозможности перехода небытия в бытие и бытия в небытие “рождение” и “гибель” — лишь неправильно употребляемые имена, за которыми стоит чисто механистическое “соединение” и “разъединение” элементов Т к для обозначения элементов используется мифологический код Зевс (огонь), Айдоней (воздух), Нестида (вода), Гера (земля), то их взаимное стремление и отталкивание осмысляется и персонифицируется как “любовь” и “вражда”, или “ненависть” Космогония Эмпедокла, примыкая к традиции Анаксимандра и Гераклита, строится как бесконечное чередование господства “любви” и господства “вражды” Отдельный космогонический цикл имеет 4 фазы 1) эпоха “любви” — все элементы слиты воедино, образуя качественно недифференцированный неподвижный “шар”, 2) “вражда” проникает в “шар” и вытесняет “любовь”, разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные, 3) “любовь” возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные, 4) (зоогоническая) фаза в свою очередь распадается на 4 ступени 1) отдельные члены, не способные соединиться в организм, 2) неудачные соединения членов — монстры, 3) бисексуальные существа, не способные к половому размножению (использовано в платоновском мифе об Андрогине в “Пире”), 4) полноценные животные с половой дифференциацией Теорию эту лишь в ограниченном смысле можно считать “эволюционной”, поскольку каждая новая ступень “вырастает из земли”
    Наряду с теорией “четырех элементов”, которая благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской физики до 17 в , большое влияние (в т ч на Платона, Аристотеля, Эпикура, атомистов) оказала теория ощущении Эмпедокла (для него самого бьввшая одновременно и теорией познания, поскольку, по свидетельству Теофраста, он не различал чувственное восприятие и интеллект) Согласно этой теории, от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные “истечения”, проникающие в “поры” органов чувств Теория “пор и истечений” имела у Эмпедокла универсальный характер и объясняла также физические и физиологические процессы Субстратом сознания Эмпедокл считал кровь В “Очищениях” излагалось орфико-пифагорейское учение о грехопадении души, ее перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и освобождении от “круга рождений” после очищения от скверны (см Орфизм) Гален считал Эмпедокла основателем сицилийской медицинской школы, как учитель Горгия он стоит у истоков греческой риторики Ревностным почитателем Эмпедокла в древности был подражавший ему Лукреций, в Новое время — представители романтизма (особенно Гельдерлин).
    Фрага.: DK 1,276-375; Bollock J. Empedocle, 1.1-3. P., 1965-69 (критич. изд. “О природе” и комм.); Zmtп.G. Persephone. Oxf., 1971 (критич. изд. “Очищений” и комм.); The poem of Empedocles, Peri Physeos. Towards a new edition of all the fragments, ed. N. aa der Ben. Amst;, 1975; Empedocles: The extant fragments, ed. by M. R. Wright. New Haven, 1981; Лебедев. Фрагменты, с. 330—414.
    Лит.: Семушкин А. В. Эмпедокл. M., 1985; KingsleyP. Empedocles and his interpreters: the four-element doxography.— “Phronesis” 1994, 39, p. 235—254; InwoodB. The Poem of Empedocles. Toronto, 1992; O'Brien D. Empedocles' cosmic cycle. L.—N. Y, 1969 (лит.); Кгапг. W. Empedokles. Antike Gestalt und Romantische Neuschöpfting. Z., 1949; Long A. A. Empedocles' cosmic cycle in the 'sixties.— Mourelatos A. P. D. The Presocratics. Garden City, 1974, p. 397-425.
    А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ЭМПЕДОКЛ" в других словарях:

  • Эмпедокл —     Эмпедокл (по словам Гиппобота) был сын Метона и внук Эмпедокла из Акраганта. Это подтверждает и Тимей (в XV книге Истории ), добавляя, что Эмпедокл, дед поэта, был человеком знаменитым; с ним согласен в этом и Гермипп. Гераклид (в книге О… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • Эмпедокл — из Агригента Эмпедокл из Агригента (др. греч. Έμπεδοκλης) (ок. 490 до н. э.  ок. 430 до н. э.)  древнегреческий философ и врач. Был также политическим деятелем и поэтом. Занимался врачеванием, жречеством. Деятельность его протекала в г. Агригенте …   Википедия

  • Эмпедокл — и четыре корня     Первый, кто попытался разрешить апории элеатов, был Эмпедокл, родившийся в Агригенте около 484 481 и умерший в 424 421 гг. до н.э. Яркая личность, он был не только философом, но и мистиком, чудотворцем, медиком и активным… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • ЭМПЕДОКЛ — (нем. Empedokles) герой трагедии Ф.Гёльдерлина «Смерть Эмпедокла» (1797 1800). Образ Э. Гёльдерлин заимствовал из легенды Диогена Лаэртского, по которой исторически существовавший древнеэл линский философ V в. до н.э. бросился в кратер Этны,… …   Литературные герои

  • Эмпедокл — Эмпедокл, Empedokles, из Акраги (совр. Агридженто), ок. 495 435 гг. до н. э., греческий философ. Вел кочевую жизнь (в основном на Сицилии), выступая как философ и поэт, а порой и как маг, целитель, проповедник тайных учений. Удостаивался почти… …   Античные писатели

  • ЭМПЕДОКЛ —     ЭМПЕДОКЛ (Εμπεδοκλῆς) из Акраганта (ок. 490 ок. 430 до н. э.), др. греч. философ. По контрасту с Анаксагором (уединенная жизнь ученого, просветительский конфликт с религией) античная биографическая традиция рисует Э. оратором и… …   Античная философия

  • ЭМПЕДОКЛ — (ок. 493 433 до н. э.) Греческий философ из Агригента на Сицилии, который учил, что все сущее состоит из четырех элементов: огня, воздуха, земли и воды, смешивающихся и разделяющихся между собой под влиянием любви и вражды. Интересовался… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • ЭМПЕДОКЛ — (ок. 493 433 до н. э.) Греческий философ из Агригента на Сицилии, который учил, что все сущее состоит из четырех элементов: огня, воздуха, земли и воды, смешивающихся и разделяющихся между собой под влиянием любви и вражды. Интересовался… …   Список древнегреческих имен

  • ЭМПЕДОКЛ — из Агригента (около 490 около 430 до н.э.), древнегреческий философ, поэт, врач, политический деятель. В натурфилософии Эмпедокла корни всего сущего четыре вечных неизменных первовещества (земля, вода, воздух, огонь), а движущая сила любовь (сила …   Современная энциклопедия

  • ЭМПЕДОКЛ — из Акраганта, Сицилия (490/487/482 430/ 424/423) древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитался учениками как божество. По преданию, отказался от царской власти в пользу занятий философией. Согласно… …   Новейший философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «ЭМПЕДОКЛ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.