- Эмпедокл
-
Эмпедокл, Empedokles, из Акраги (совр. Агридженто), ок. 495-435 гг. до н. э., греческий философ. Вел кочевую жизнь (в основном на Сицилии), выступая как философ и поэт, а порой и как маг, целитель, проповедник тайных учений. Удостаивался почти божественных почестей. Жил также в панэллинской колонии Турии (в Южной Италии) вскоре после ее основания (после 444 г.). В конце жизни, изгнанный из Акраги, умер, вероятно, на Пелопоннесе. Еще в IV в. до н. э. были сложены повествования о его жизни. Исходящая из враждебных Э. кругов история о его самоубийственном прыжке в кратер Этны получил широкое распространение в античной литературе. Э. слыл учеником пифагорейцев (см. Пифагор) и Парменида, а сам он был учителем Горгия. - Э. написал две поэмы: О природе (Peri physeos) в 2 книгах является синтезом ионийской космологии и онтологии Парменида. Эту поэму Э. посвятил своему ученику Павсанию. В Очищениях (Katharmoi) говорила душа, изгнанная из мира богов на землю и существующая там в разных воплощениях. Безупречной жизнью, воздержанием от убийства и потребления мяса люди должны открыть себе путь к высшим воплощениям, а в конечном итоге к единению с богами (явное влияние орфико-пифагорейского учения). Из этих двух поэм Э., насчитывавших 5000 стихов, сохранилось ок. 450 гекзаметров. Разделение фрагментов между двумя поэмами совершенно отчетливо. Произведения эти погибли, вероятно, на склоне античности. Э. приписывают кроме того авторство несохранившихся трагедий и медицинского трактата. Э. примирить учение Гераклита с воззрениями Парменида и Зенона Элейского. Он учил, что в природе ничто не создается из ничего и не обращается в ничто; существует лишь вечное смешение и разделение четырех вечных и неизменных «корней [rizomata] всех вещей» - огня, воздуха, воды и земли. (Э. стал создателем классического учения о четырех элементах.) Названные «корни», или элементы, связываются между собой или разделяются под воздействием двух противодействующих сил: Любви (Philia) и Раздора (Neikos). Э. принимал концепцию циклического развития мира, различая в нем четыре периода: в первом победоносная Любовь соединяет все элементы в совершенное шарообразное божественное бытие (Парменид); во втором - в царство Любви вторгается враждебный ей Раздор, и таким образом создается изменчивый мир явлений; в третьем - Раздор торжествует, разбивая весь мир вещей на четыре элемента; в четвертом Раздор борется с набирающей силу Любовью, и эта борьба, как и во втором периоде, творит изменчивый мир явлений. Э. высоко оценивал чувственное познание, но признавал, что оно бывает обманчивым. Оно основывается на том, что «воздействия», отделяющиеся от вещей, входят через поры в тела людей (правило: подобное познавать подобным) Э. также в деталях рассматривает растения, животных и людей (зачатки теории эволюции и естественного отбора), изучал строение человеческого тела (позвоночника и органов чувств) и мыслительными процессами (вместилищем мысли является пульсирующая около сердца кровь). Э. повлиял на взгляды Анаксагора, Горгия, Левкиппа, Демокрита, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, Посидония и Лукреция.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998