ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ


ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ
ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ
(араб. Ихван ас-сафа) — тайный религиозный союз, возникший в сер. 10 в. в г. Басра (Ирак). Политико-филос. идеи союза легли в основу идеологии карматского гос-ва в Аравии и фатимитского гос-ва в Африке. Поскольку этот союз носил строго закрытый характер, крайне трудно перечислить достоверно всех его руководителей. «Ч.б.» имели широкую сеть проповедников, которых отличали строгая дисциплина и конспиративность. Организационная структура союза «Ч.б.» предусматривала четыре ступени совершенства: первая — новобранцы в возрасте от 15 до 30 лет, отличавшиеся чистотой нравов и разумностью; вторая — люди в возрасте от 30 до 40 лет, характеризовавшиеся склонностью к организационно-руководящей работе, обходительностью и великодушием; третья — члены союза в возрасте от 40 до 50 лет, которые должны были быть пропагандистами и иметь сильную волю; четвертая — люди старше 50 лет, которые должны были отличаться высоким уровнем нравственных и интеллектуальных добродетелей. «Ч.б.» всегда находились в оппозиции к правящему режиму, официальной идеологии и стремились на основе аллегорической интерпретации «священных текстов» найти общечеловеческую универсальную истину. Рассматривая существующее гос-во как гос-во зла, они резко критиковали имущественное неравенство, считая панацеей от социальных конфликтов идею просвещения, приобщения людей к научным знаниям и на основе этих знаний — к нормам нравственности и воспитанию. С этой целью было написано 52 трактата, энциклопедический свод знаний «Послание Чистых братьев и верных друзей». Синкретичность и противоречивость содержаний этих трактатов была обусловлена тем, что некоторые из них предназначались для новобранцев, а другие — для тех, кто в большей или меньшей степени был знаком с философией и естественными науками. В этих трактатах можно обнаружить хорошее знание сочинений Аристотеля по вопросам логики и философии, Галена — по антропологии, психологии и медицине, Евклида — по геометрии, Птолемея — по астрономии, а также пифагорейцев и учений Др. Индии и Ирана. В основе онтологического и космологического учения «Ч.б.» лежало представление о макро- и микрокосмосе. Они писали о Человеке-земле, Человеке-небе, Человеке-времени, Универсальном Человеке (или Человеке-знании и Человеке-религии), которые в целом составляют образ Совершенного человека. Эманацию сущего от Бога они связывали с развитием человеческого организма, который проходит семь стадий образования Человека-деятельного разума как эманации Божества. И если на первой стадии человек находился у истоков сущего повеления Божия, то на седьмой стадии совершенства деятельного разума он объединяет в себе всю совокупность эманации. Бог сотворил вещи «единым актом», т.е. в извечности. Если в потенциальном состоянии бытие относится к его творениям одинаково, то актуальное бытие проявляется в них с разной интенсивностью в зависимости от близости или удаленности от материи. Соответственно, различные ступени сущего (деятельный разум, душа и материя) причастны по-разному к трем онтологическим состояниям: к существованию, пребыванию, полноте и совершенству, ибо деятельный разум обнимает все эти четыре состояния, душа — первые три, а материя — первые два. Божественная эманация для всех вещей обнаруживается с одинаковой силой, но сами вещи не способны отражать ее, поэтому зло не от Бога, а от самих вещей. А человек, соединившийся с деятельным разумом, в наибольшей степени отражает в себе божественные атрибуты (могущество, жизнь, знание). Принимая во внимание, что и души людей — разные, религии по-разному передают для всех божественную истину, а истина так или иначе заключена во всех религиях. Единое начало «Ч.б.» отождествляли с Богом всех мировых религий. Считая, что Бог лишен положительных качеств (в том смысле, что о нем никто не может сказать ничего определенного), они утверждали, что единственный путь познания Творца связан с изучением его творений, т.е. познание Бога предполагает изучение разнообразных наук и исследование окружающего мира. Т.о., Бог символизирует единство и законосообразность процессов, происходящих в мире, а всеобщая гармония мира означает, как и у пифагорейцев, что структура неба определяется законами музыкальной гармонии. Венцом развития сущего, по учению «Ч.б.», является человек как самое совершенное существо во Вселенной, а разум человека — это не только источник знаний, но и критерий нравственности, и, следовательно, истинное знание есть добродетель высшего порядка.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


.

Смотреть что такое "ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ" в других словарях:

  • “ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ” —     “БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ”, “Чистые братья” (араб. Ихван ас сафа ) группа арабо мусульманских мыслителей, образовавших в г. Басра (Ирак) в 10 в. близкое к исмаилизму тайное научно философское общество, от имени которого была написана своего рода… …   Философская энциклопедия

  • ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ — ( Братья чистоты араб. Ихван ас сафа), группа философов 10 в., в которую входили мыслители Ирака (главным образом из г. Басра), Ирана, Азербайджана, стран Ср. Азии, Сибири; составили 51 анонимное философское послание , введя в рамки мусульманской …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ — «ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ» («Братья чистоты», араб. Ихван ас сафа), группа философов 10 в., в которую входили мыслители Ирака (главным образом из Басры), Ирана, Азербайджана, стран Ср. Азии, Сибири; составили 51 анонимное философское «послание», введя в… …   Энциклопедический словарь

  • Чистые братья — (буквальный перевод, вместо Верные братья , по арабски Ихвâн ас сафâ) философское общество в Басре Х в., задавшееся целью распространить философские воззрения в народных массах халифата и составившее большую популярную философскую энциклопедию.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • «Чистые братья» — («Братья чистоты», араб. Ихван ас сафа), группа философов X в., в которую входили мыслители Ирака (главным образом из г. Басра), Ирана, Азербайджана, стран Средней Азии, Сибири; составили 51 анонимное философское «послание», введя в рамки… …   Энциклопедический словарь

  • “БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ” —     “БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ”, “Чистые братья” (араб. Ихван ас сафа ) группа арабо мусульманских мыслителей, образовавших в г. Басра (Ирак) в 10 в. близкое к исмаилизму тайное научно философское общество, от имени которого была написана своего рода… …   Философская энциклопедия

  • «БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ», — «БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ», «Чистые братья» (араб. Ихван aс̣ с̣афа’) – группа арабо мусульманских мыслителей, образовавших в г. Басра (Ирак) в 10 в. близкое к исмаилизму тайное научно философское общество, от имени которого была написана своего рода… …   Философская энциклопедия

  • Братья чистоты — Послания братьев чистоты  арабская рукопись XII столетия Братья чистоты и друзья верности или Басрийские братья (араб …   Википедия

  • Ихван ас-сафа — см. «Чистые братья». * * * ИХВАН АС САФА ИХВАН АС САФА, см. «Чистые братья» (см. ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ) …   Энциклопедический словарь

  • ИХВАH АС-САФА — ( Братья чистоты , или Чистые братья ) – группа философов 10 в. В эту группу входили мыслители Ирака (гл. обр. из г. Басра), Ирана, Азербайджана, стран Ср. Азии, Сирии. Братья чистоты , тяготея к мутазилитам, исмаилитам и карматам, представляли… …   Философская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.