ИХВАH АС-САФА

ИХВАH АС-САФА
ИХВА́H АС-САФА́
("Братья чистоты", или "Чистые братья") – группа философов 10 в. В эту группу входили мыслители Ирака (гл. обр. из г. Басра), Ирана, Азербайджана, стран Ср. Азии, Сирии. "Братья чистоты", тяготея к мутазилитам, исмаилитам и карматам, представляли идеологию антифеод. демократич. движения. Ставили своей задачей распространение филос. и науч. знаний среди народа. С этой целью они составили ок. 50 филос. трактатов (посланий), к-рые в совокупности представляли собой своеобразную популярную филос. энциклопедию, известную в лит-ре под назв. "Расаиль ихван ассафа" ("Послания „чистых братьев“", т. 1–4, Каир, 1928), или "Тухфат ихван ас-сафа" ("Подарок „чистых братьев“", Бомбей, 1882; в рус. пер. фрагменты в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв., М., 1961; нем. пер. в кн.: Dieterici F., Die Philosophie der Araber..., В.–Lpz., 1858–72). Послания делятся на четыре отдела: математич. науки, естеств. науки, психологич. науки, богословские и религ.-законодательные науки. Эти послания тайно распространялись во всех странах тогдашнего мусульм. мира.
Авторы посланий держали свои имена строго в тайне, из них стали известными лишь только Зейд ибн Рифаа, Абу Сулейман Мухаммед ибн Машар аль-Бисти, Абу-ль-Хасан Али ибн Харун аз-Занджани, Абу Ахмед аль-Махараджани и аль-Авфи, принадлежавшие к различным народам. Филос. взгляды И. ас-с. были эклектическими. В вопросах логики они находились под влиянием Аристотеля. Их метафизика основывалась на воззрениях неопифагорейцев и учении неоплатоников об эманации, по к-рому все исходит из бога и в него возвращается. Человека они считали частью мирового тела, а душу человека – эманацией мировой души. В вопросах мироздания они следовали Птолемею, в антропологии и медицине – Галену. "Братья чистоты" полагали, что совершенство может быть достигнуто соединением философии с шариатом, очищенным от невежеств. искажений. Не будучи ортодокс. теологами, они допускали возможность критики Корана и проповедовали религ. терпимость. Мусульм. духовенство считало их еретиками. С конца 16 в. "Братья чистоты" перестали существовать как самостоят. направление.
Лит.: Григорян С. Н., Из истории философии Средней Азии и Ирана VII – XII вв., М., 1960, с. 51–54; Закуев А. К., Философия "Братьев чистоты", Баку, 1961; аль-Кифти, Джамаль ад-Дин аль-Хасан, Ахбар аль-хукама (История мудрецов), Каир, 1У09; аль-Фахури X. и аль-Дмарр Χ., Тарих аль-фальсафа аль-арабийя (История арабской философии), т. 1, Каир, 1953; Steiner Η., Die Mu'taziliten oder die Freidenker im Islam, Lpz., 1865.
А. Закуев. Баку.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»