- “БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ”
- “БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ”
-
“БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ”, “Чистые братья” (араб. Ихван ас-сафа')—группа арабо-мусульманских мыслителей, образовавших в г. Басра (Ирак) в 10 в. близкое к исмаилизму тайное научно-философское общество, от имени которого была написана своего рода энциклопедия из 51 трактата, суммированных в отдельном, 52 трактате (количество и имена авторов остаются невыясненными). Энциклопедия “Братьев чистоты” предназначалась для тех их последователей, которые, поднявшись со ступени слепого доверия религиозной традиции, вступили на путь к высшему, эзотерическому знанию, стоящему над различиями между богооткровенными религиями. Свою задачу “Братья чистоты” видели в том, чтобы с помощью философии очистить позитивный божественный закон (шарй'а) от “запятнавших его новшеств и ошибок”. Саму философию “Братья чистоты” восприняли эклектически, сочетая в своей системе аристотелизм, неоплатонизм, неопифагореизм и герметизм.Трактаты “Братьев чистоты” охватывают все современные им науки. Вначале излагается математика (свойства чисел, геометрия, астрономия), география, музыка; затем логика и физика и, наконец, теология, окрашенная эзотеризмом и мистицизмом. Специфическим элементом философских построений “Братьев чистоты”, отличающим их от представителей арабоязычного перипатетизма, является широкое использование пифагорейских идей, особенно символики чисел, вследствие чего их систему исследователи нередко квалифицируют как мусульманский неопифагореизм.В логике, физике и метафизике “Братья чистоты” следуют во многом Аристотелю, онтологию которого они дополняют неоплатонической концепцией эманации (схема которой у “Братьев чистоты” отлична от восточно-перипатетической): из Единого (Творца, Бога) проистекает деятельный разум, затем универсальная душа, затем первоматерия. Эти четыре сущности образуют высшую ступень иерархии бытия. Среднюю ступень составляют “природа” и абсолютное тело (“универсальная”, или “вторая”, материя), способное принимать три измерения. Низшую ступень представляют небесные сферы с семью светилами, четыре элемента (земля, вода, воздух, огонь) и состоящие из них “порождения”—минералы, растения и животные. Мир в целом “Братья чистоты” рассматривают как макроантропос, подробно иллюстрируя параллелизм между строением Вселенной и человеческим телом.В стремлении согласовать религию и философию “Братья чистоты” рационализируют позитивную религию, освобождая се от антропоморфистских представлений и усматривая во многих концепциях лишь символы и сказания, обращенные к непосвященной, “широкой публике”. Так, воскресение следует относить не к телу, а к душе; воскресение последней в свою очередь есть ее окончательное разлучение с телом. Вера в Ад иррациональна, а следовательно, недоступна мудрецу: грешные души находят свой Ад в мире дольнем, в своем собственном теле. Точно также день Большого Воскресения, или Последний День, есть не что иное, как разлучение универсальной души с этим миром и ее возвращение к Богу. Такое возвращение представляет собой цель всякого сущего. Согласно этике “Братьев чистоты”, человек в своей сущности добр. Действуя в соответствии со своей природой, он творит благое. Наивысшая из добродетелей—любовь, вдохновляющая на соединение с Богом.Трактаты “Братьев чистоты” оказали большое влияние на последующую арабо-мусульманскую мысль. Особой популярностью они пользовались среди приверженцев исмаилизма.Лит.: ЗакуееА-К. Философия “Братьев чистоты”. Баку, 1961; Netton I. R. Muslim Neoplatonists. An Introduction to the Thought of the Brethren of Purity. L., 1982.Г. Ибрагим
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.