ЦИ

ЦИ
ЦИ
(кит., пневма, эфир, воздух, дыхание, дух, нрав, энергия, жизненная сила, материальное начало) — одна из важнейших категорий кит. философии, близкая к понятию субстанции. Традиционно составляет оппозицию категории ли («закон/принцип»). В зависимости от филос. ориентации различных школ выступает в трех главных смыслах: универсальной субстанции/субстрата, жизненной энергии/духа и проявления психического начала (сердца/разума — синь). Наиболее распространенным было первое значение — бескачественная вещная субстанция, наполняющая весь «доформенный» мир. Это понимание Ц. было характерным для раннего даосизма («Дао дэ цзин»), взглядов Сюнь-цзы (3 в. до н.э.), Чжан Цзая (11 в.). Мэн-цзы (4 в. до н.э.) рассматривал Ц. как воплощение единства духовного и телесного, выражающего универсальность мировой «пневмы». Ван Чун (1 в.) разделял Ц. на два состояния: утонченное Ц. и сгущенное Ц., которые образуют духовный и телесный миры. В неоконфуцианстве, особенно во взглядах Чжу Си (12 в.), понятие Ц. выступает, как правило, в корреляции с категорией ли («закон/принцип»), образуя нерасторжимое единство двух начал: материалообразую-щего, континуального и качественно неопределенного Ц. и структурообразующего, рационального и морально окрашенного закона/принципа (ли). Сходной точки зрения придерживался и Ван Янмин (15— 16 вв.). Ван Чуаньшань (17 в.) связал понятие «Ц.» и его состояния с проблемой наличия или отсутствия «оформленных» вещей.
Распространенное среди части синологов представление о Ц. как категории, выражающей исключительно материалистический взгляд на мир, представляется некорректным.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ЦИ
        (кит., букв.— воздух, газ, пар, дыхание, эфир), одно из осн. понятий кит. философии. В общем плане означает материальную основу мира в виде мельчайших частиц, которые, находясь в постоянном дыхании, то сгущаются, образуя вещи, то рассеиваются, вызывая изменения и исчезновение вещей. Кроме того, Ц.— это материальная сила, энергия, либо жизненная сила, связанная с кровью и дыханием. В этом качестве Ц. участвует в процессе становления вещей и людей. Ц. появляется в «Сицы-чжуани» (см. «Ицзин»), занимает важное место в материалистич. концепции Ван Чуна, а также у Сюнъ-цзы. Иное понимание Ц. дало неоконфуцианство. Чжан Цзай отождествил Ц. в состоянии покоя с «великой пустотой», а в движении — с «великой гармонией», понятиями, развивающими концепцию «великого предела» (см. Тайцзи). Чэн Хао идентифицировал Ц. с природой (т. е. врождёнными качествами) и интегрировал Ц. и ли (принцип, духовное, или идеальное, начало): «Нет принципа вне материальной силы и нет материальной силы вне принципа». Его брат Чэн И развивал несколько иную концепцию, в которой принцип и материальная сила выступают как два аспекта, проявления единого «пути». Идею Ц. развивали и последующие мыслители (Ужу Си идр.) вплоть до 20 в.
        Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 128, 231—33, 295— 296; т. 2, М., 1973, с. 10—13, 31—32, 51—57, 157—58, 289, 294; Петров А. А., Ван Чун — др.-кит. материалист и просветитель, М., 1954; Быков Ф. С., Зарождение обществ.политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 46—56; Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 19722, с. 174—207; Феоктистов В. Ф., Филос. и обществ.-полит. взгляды Сюнь-цзы, М., 1976.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ЦИ
ЛИ и ЦИ – понятия в кит. философии. Если Ли означало принцип, порядок вещей, форму и истолковывалось как идеальное, духовное, нематериальное начало, то противоположное ему Ци – пар, дыхание, эфир, т.е. основа мира в виде мельчайших частиц, – как материальное начало. Частицы, находясь в постоянном движении, то сгущаются, образуя вещи, то рассеиваются, вызывая изменения и исчезновения вещей. Кроме того, Ци – это материальная сила, энергия, а также жизненная сила и в этом качестве участвует в процессе становления вещей и людей. В кит. философии Ли и Ци (принцип и материальная сила) выступали как два связанных друг с другом аспекта, как проявления единого пути. В конфуцианстве понятие Ли играло роль осн. этического принципа, регулирующего отношения между людьми в различных сферах жизни, нормы их поведения.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ЦИ
(букв. – воздух, пар, дыхание) – одно из осн. понятий кит. натурфилософии, означающее материальный субстрат в виде мельчайших, находящихся в постоянном движении частиц, к-рые то концентрируются, то рассеиваются, определяя тем самым появление и исчезновение всех явлений и вещей многообразной действительности. Сюнь-цзы говорил, что Ц. свойственно не только всему живому, но и огню и воде; в "Гуань-цзы" Ц. выступает как причина жизни; близок к этому и взгляд Чжуан-цзы, утверждавшего, что человеч. жизнь происходит от сгущения Ц. Дун Чжун-шу, связывая Ц. с категориями инь и ян, писал, что человек постоянно погружен в Ц. этих двух начал подобно тому, как рыба погружена в воду. Здесь, т.о., Ц. снова сближается с воздухом. Даосский трактат "Ле-цзы" рассматривает небо как концентрацию Ц. Первостепенное значение приобретает понятие "Ц." в философии неоконфуцианства. Чжан Цзай рассматривал Ц. как объединяющее всю Вселенную материальное начало, к-рое в ходе циклич. вибраций то возвращается к великой пустоте, то сгущается, образуя весь видимый мир. Чэн И и Чэн Хао дополнили понятие "Ц." понятием "ли" (принцип), причем, "ли" в их системе заняло главенствующее место, а Ц. отодвинуто на второй план и выступает как материал для воплощения "ли". Этой т. зр. придерживался и Чжу Си.
Взаимоотношения понятий "Ц." и "ли" интерпретируется специалистами по истории кит. философии по-разному. Распространен взгляд, сближающий "ли" с формой, в отличие от Ц. – материи (см. Fung Yu-Lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 508); к этому же взгляду по существу примыкает А. А. Петров, толкующий "ли" как разумную форму, а Ц. как материальное содержание (см. "Очерк философии Китая", см. сб. "Китай", М.–Л., 1940, с. 266). А. Форке возражает против этого, считая необоснованным отождествление понятий неоконфуцианства с понятиями философии Аристотеля (см. А. Forke, Geschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938, S. 171). Дж. Нидем, поддерживая Форке, доказывает, что между аристотелевскими понятиями материи и формы и неоконфуцианскими категориями Ц. и "ли" имеются принципиальные отличия, ибо, во-первых, Ц. не является потенциальным "ли" и, во-вторых, у неоконфуцианцев нет понятия бога как чистой формы. Указывая на то, что неоконфуцианские философы рассматривают Вселенную как некое органич. целое, Нидем толкует Ц. как единство материи и энергии, а "ли" как принцип организации. Этого же взгляда придерживаются Э. Р. Хьюз и О. Граф.
Лит.: Петров Α. Α., Ван Чун – др.-кит. материалист и просветитель, М., 1954, с. 59; Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (о Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966, с. 201–39; Быков Ф. С., Зарождение общественно-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 159–60; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 531–36; Needham J., Science and civilisation in China, v. 2, Camb., 1956.
В. Рубин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ЦИ
    I.
    ЦИ — орудие (кит., буквально — конкретное явление, способность) — категория классической китайской философии. Термин “ци” первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности, в частности культовой утилитарности (“Лунь юй”, “Си цы чжуань”, “Дао дэ цзин”, “Мэн-цзы”).
    Стремление показать, что всеобщность стоит превыше любых конкретных способов ее реализации, привело первых китайских философов к противопоставлению ци (“орудий” и обусловленных ими специальных способностей) как универсальности (чжоу) “благородного мужа” — цзюнь цзы (“Лунь юй”), так и первозданной простоте (пу) мироздания (“Дао дэ цзин”). Последняя в “Дао дэ цзине” выступает ипостасью дао, которое тем самым противопоставляется ци. В качестве “отсутствия/небытия” дао определяет главную функцию ци как сосуда — способность вмещать в себя, т. е. ци представляется “орудием” дао. Фундаментальная оппозиция дао — ци терминологически была впервые оформлена в “Си цы чжуани” (4 в. до н. э,). Эволюция ци как философского понятия, в орудийно-функциональном аспекте охватывающего мир материальных предметов и явлений, проходила в русле развития концепций дао.
    А. И. Кобзев
    II.
    ЦИ — пневма (кит., буквально — эфир, атмосфера, газ, воздух, дыхание, дух, нрав, темперамент, энергия, жизненная сила, материя) — одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий китайской философии, выражающая идею континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции. Этимологическое значение — “пар над варящимся [жертвенным] рисом”. Стандартную терминологическую оппозицию ци составляет лв-принцип. Предельно общее понятое “ци” конкретизируется на трех главных смысловых уровнях: космологическом, антропологическом и психологическом. В первом случае ци — универсальная субстанция Вселенной; во втором — связанный с кровообращением наполнитель человеческого тела (аналог “жизненных” или “животных духов” европейской философии), способный утончаться до состояний “семенной души” и “духа”; в третьем — проявление психического центра, “сердца” (синь), управляемое волей и управляющее чувствами. Общепризнанным в китайской философии было представление о ци как бескачественном первовеществе, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой “Хаосом” (хуньдунь), “Великим пределом” (тай цзи), “Великим единым” (тай и), “Великим началом” (тайчу) или “Великойдустотой” (тай сюй). Начальные формы дифференциации этого вещества — инь т и “пять элементов” (у сан).
    Философской категорией термин “ци” стал в 4 в. до н. э. в таких классических памятниках, как “Гуань-цзы”, “Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы” и др. Хронологически первым, видимо, можно считать упоминание ци в “Го юй” (5 в. до н. э.), где появление термина отнесено к 8 в. до н. э.: Бо Янфу, сановник царства Чжоу, объяснял землетрясение нарушением порядка взаимодействия ци Неба и Земли. Единым субстанциальным началом, “пронизывающим тьму вещей”, ци предстает в “Дао дэ цзине”. Положение о преобразовании ци в конкретные объекты вследствие сгущения и разрежения, ставшее общепринятым в китайской классической философии, впервые прозвучало в “Чжуан-цзы”, где указанные процессы применительно к ци осмыслялись как синонимы жизни и смерти. Там же обозначена связь сгущения и разрежения, подъема и опускания “пневменных” субстанций с психоэмоциональной сферой. В “Цзо чжуани” (4 в. до н. э.) человеческие эмоции и “вкусы” (горечь, сладость и т. п.) объявляются порождением, а “воля” — воплощением ци. Духовная сущность ци-пневмы обозначена в “Гуань-цзы” термином “лин ци” — “одухотворенная пневма”, “подвижная пневма”. Она присутствует в “сердце” — сознании и психике человека (ср. наименование “сердца” в “Чжуан-цзы”: “вместилище духовности”, или “души”, — лин фу), способна спонтанно “приходить и уходить”, ей присуща диалектическая атрибутика дао — такая “малость”, что она не имеет ничего “внутри [себя]”, и одновременно такая “огромность”, что “ничто [не остается] вне [ее]” (гл. “Нэй е” — “Внутренняя работа”).
    В “Си цы чжуани” (4 в. до н. э.) ци соединено с понятием <и(эин” (в значении “семя”, “семенная душа”), выражающим в “Дао дэ цзине” порождающую потенцию дао: “осемененная (утонченная) пневма (цзин ци) образует вещи” благодаря тому, что “мужское и женское [начала] связывают семя”. Содержащиеся в “Си цы чжуани” высказывания о цзин как обозначении разумного начала корреспондируют с пассажами из “Гуань-цзы”, где цзин ци фактически отождествляется с “духом” (шэпь) как психическим началом. В “Мэн-цзы” представлено положение о единении телесного и духовного ци в “сосредоточенности на должной справедливости”, что рассматривалось как выражение безбрежности мировой “пневмы”.
    В “Хэ Туань-цзы” (4 в. до н. э.?) или, возможно, в трудах Дун Чясуншу (2 в. до н. э.) впервые появляется понятие “изначальная пневма” (юань ци), из которой “образуются Небо и Земля”. Дун Чжуншу отождествил “изначальную пневму” с качествами, полученными человеком от родителей, и с общемировой субстанцией. В “Хуайнань-цзы” (2 в. до н. э.) ци рассматривается в космологическом и антропологическом плане как одно из порождающих начал наряду с “духом” и “семенем” и одновременно объединяющее их — “то, что наполняет все сущее”.
    Ван Чун интерпретировал воплощенное в ци духовное начало — шэнь ци как “утончение” цзин ци, а сгущение и разрежение “пневмы” сравнил с образованием льда и его таянием: человек порождается “духовной пневмой” (сгущение) и возвращается в нее со смертью (разрежение). Понятие “шэнь ци” у Ван Чуна может быть истолковано как синоним “изначальной пневмы”, в которой “отсутствует разделение [на мутное и чистое]”. Ван Су (3 в.) отождествил “изначальную пневму” с “Великим единым” (тай и) —состоянием, предшествующим космогенезу в космогонической схеме “Ле-цзы” (4 в. до н. э.), а даос Чэн Сюаньин (7 в.) — с “Великим началом” (тай чу) космогенеза. Чжан Цзай связал ци с понятиями “Беспредельное” или “Предел отсутствия/небытия” (у цзи, см. Тай цзи) и “Великая пустота” (тай сюй), акцентировав неуничтожимость “пневмы”, сгущение и разрежение которой реализуется в мировых трансформациях, образующих преходящие “формы” и “образы”.
    Особое значение термин “ци” приобрел в неоконфуцианстве, главной проблемой которого стало выяснение соотношения двух начал: материалообразующего, динамичного, континуального, чувственного и морально индифферентного ци со структурообразующим, дискретным, статичным, рациональным и морально окрашенным ли-принципом. Чэн Иъ отличие от Чжан Цзая постулировал возможность уничтожения ци с разрушением “принципов”. Чжу Си отстаивал вечность существования “принципов”, с которыми неразрывно связано ци.
    Ван Янмин трактовал ли и ци как нерасчленимое единство, а ци, “дух” и “семя” как “одну вещь”: “распространяющаяся активность — это пневма, сгущенное скопление — это семя, а чудесное (утонченное) применение — это дух”. Выражение этого единства Ван Янмин находил в “благосмыслии” (ляп чжи) — врожденном “благом” и интуитивном знании. Ван Фучжи усматривал в концентрации и рассеивании ци причины “видимости” или “невидимости” чего-либо, позволяющие говорить о “наличии/бытии”, “форме”, либо об “отсутствии/ небытии”, “неоформленности”. Янь Фу (19 в.) объяснял западное понятие “эфир” (итай) как “имя самого чистого ци”. Фэн Юлань отождествил ци с платоновско-аристотелевой материей как полным отсутствием форм, т. е. коррелятивных “принципов” (ли) или “Беспредельным” (у цзи) “ничто”. Современные исследователи сближают ци с понятием “поле” (Фэн Ци и др.).
    Традиционные концепции ци в настоящее время играют большую роль в теории китайской медицины.
    А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»