- СКОВОРОДА Григорий Саввич
- СКОВОРОДА Григорий Саввич
-
(1722-1794) — укр. философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии, где слушал лекции М. Козачинского, Г. Конисского, С. Тодорского. Преподавал в коллегиумах Переяславля и Харькова. С 1769 вел жизнь странствующего философа. Сочинения С. среди которых многочисленные диалоги, сочетающие традиции сократического диалога с элементами внехрамовой литургии, распространялись в рукописных копиях.
В отличие от схоластизированного аристотелизма киевских профессоров, философия С. — персоналис-тически истолкованный платонизм. В центре ее — учение о трех «мирах» («макрокосм» — Вселенная; «микрокосм» — человек и социум; «мир символов» — Библия, мифология, фольклор, филос. сентенции) и двух вечных «натурах». Задача человека — сквозь внешнюю «натуру» (материя, плоть, буква) прозреть натуру внутреннюю — «безначальное единоначало», софийную основу каждого из трех «миров»: иерархию форм-эйдосов-архетипов, парадигм общественного устроения (совокупность «сродностей»), духовный смысл сакрального текста. Путем самопознания, постижения и реализации своего «внутреннего человека», «сродности» (софийная предрасположенность к определенной форме общественно-значимого труда, мастерству) человек обретает счастье, понимаемое как самодостаточность (автаркия), душевный покой и бесстрастие. Специфика «сродного труда» философа — свободное размышление о первоначалах, аллегорическая (в духе Филона, Климента Александрийского и Ори-гена) интерпретация «мира символов», исполнение заповедей и педагогическая («сократическая») функция воспитания людей в добродетели. Идеи и образы С. получили разработку в сочинениях П.Д. Юркевича, Н.В. Гоголя, В.Ф. Эрна, П.А. Флоренского, А. Белого, М.А. Булгакова и др.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- СКОВОРОДА Григорий Саввич
-
(род. 22 нояб. 1722, с. Чернухи Полтавской губ. ум. 29 окт. 1794, с. Ивановка Харьковской губ.)укр. философ, просветитель, поэт, педагог. Образование получил в Киево-Могилянской духовной академии. Отказавшись от духовной карьеры, с 70-х годов вел образ жизни странствующего проповедника-философа. Для Сковороды характерно внимание к идеям платонизма, стоицизма, философов Нового времени (Лейбница, Ломоносова). Следуя за Ломоносовым, он пришел к убеждению в вечности и бесконечности материи, в господстве в природе закономерных связей. Стремился снять противоречия между духовным и материальным началами путем объединения понятий "Бог» и «Природа», считая их тождественными (см. Пантеизм). Этические проповеди Сковороды, облеченные в религиозную форму, были направлены против догматизма и схоластики официальной религии, пропагандировали гелиоцентрическое учение Коперника, несли в себе элементы поисков новой религии «любви и добродетели». В учении о «сродности», «сродном труде» он утверждал, что только человек, распознавший свою «сродность», т.е. склонность к определенному виду деятельности, физической или духовной, становится полностью счастливым. Работы Сковороды не издавались при его жизни, но имели широкое хождение в рукописных списках. Осн. произв.: «Дружеский разговор о душевном мире», 1775; «Потоп змиин», 1791; Сочинения, т. 1-2. М., 1973.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
.