- Сатана_героиня
- САТÁНА, Шатáна, героиня осетинского нартского эпоса; дочь Уастырджи, рожденная мертвой Дзерассой. За месяц она вырастала, как за год, а за год словно за три года. Среди нартских девушек ей не было равной по красоте. От света ее лица темная ночь превращалась в день, а ее слова были прямее солнечных лучей и острее меча. С. выбирает себе в женихи доблестного и умного Урызмага, своего брата по матери. Получив отказ Урызмага, который был женат, С. обманом добивается своего. С. считается матерью двух неродных сыновей Сослана и Батрадза. По зову С. Батрадз приходил на помощь нартам. С. щедрая, гостеприимная хозяйка, распределительница всех припасов. Она спасает нартов от голодной смерти, устраивает пир, на который созывает всех жителей нартского села, ей принадлежит заслуга в изобретении двух популярных напитков осетин-алан пива и алутона. Однажды во время сушки солода С. увидела птичку, которая, поклевав сначала хмель, а затем солод, ослабела и стала прыгать по земле из стороны в сторону. Тогда С. смолола солод, сварила его, процедила варево и добавила в него крепкую закваску из хмеля. Получился чудесный напиток пиво. Но С. не удовлетворилась этим. Она приготовила еще и ронга: для этого по ее приказанию был зарезан баран, которого затем сварили в пиве (по другим вариантам в меде). В эпосе ронг самый любимый напиток нартов. Без С. не обходится ни одно важное событие, она защитница интересов и безопасности нартов. Так, когда Бората решили убить старого Урызмага, пригласив его для этого на свой пир, С. дала ему платок и велела, в случае опасности, бросить его на пол. Почувствовав, что Бората решили осуществить свое намерение, Урызмаг бросил платок, и немедленно на помощь ему явился Батрадз. В другой раз С. разгадывает тайный смысл Урызмагова послания, в котором он просил нартов прислать за него выкуп сто сотен однорогих быков, столько же двурогих, трехрогих, четырехрогих и пятирогих. Она сказала, что Урызмаг просит не выкуп, а войско, причем разное количество рогов означает разные виды вооружения. Она, рискуя жизнью, перегоняет нартский скот в страну Сайнаг-алдар, спасая его от гибели. Надевая мужские доспехи, С. сражается как воин. Ничто не ускользает от ее глаза и небесного зеркала, с помощью которого она все узнает, сидя на семиярусной башне. Имя С. соответствует Сатаней у адыгов, балкарцев, карачаевцев, абазин, Сатаней-Гуаша у абхазов.
Лит.: Мамиева Н., Сатана в осетин ском нартском эпосе, Орджоникидзе, 1971.Б. А. Калоев
.