- Сансар и Багдасар
- CAHACÁP И БАГДАСÁР, Санасáр и Абамели́к (Аслимели́к, Аднамели́к), в армянском эпосе "Сасна црер" братья-близнецы, зачатые матерью Цовинар от выпитых ею двух пригоршней морской воды; от полной пригоршни родился Санасар (С.), во всём превосходящий своего брата, от неполной (из-за того, что иссяк морской источник) Багдасар (Б.) (по более позднему варианту, они родились от двух пшеничных зёрен). С. и Б. уже в пять-шесть лет отличались богатырской силой. Багдадский халиф (вариант: ассирийский царь Сенекерим), супруг Цовинар, хотел убить С. и Б. как незаконнорожденных (вариант: принести их в жертву своим идолам). Братья, покинули дом халифа и отправились в армянские земли. Когда они пришли к морю, давшему им жизнь, С. бросился в море. Воды расступились перед ним, и он посуху спустился на дно морское. В подводном царстве он добыл чудесного коня Куркик Джалали, меч-молнию, чудесные доспехи. Искупавшись там в водоёме и испив ключевой воды, С. стал таким исполином, что Б. не узнал брата, когда тот вышел на сушу. Мифологичность образа С. сказывается в его тесных связях с живительной плодотворной стихией водой. Он рождён от воды; чудесные доспехи, коня он получил от воды; испив воды, стал исполином.
После долгих странствий С. и Б. у истока чудесного ручья в высоких горах выстроили из огромных каменных глыб крепость и город Сасун (согласно народному толкованию слова, "ярость"), который заселили 40 семьями (построив для них 40 домов). Так они положили начало государству Сасун. С. женился на красавице Дехцун, дочери царя Пхынце Кахак ("медный город"), из-за которой ему пришлось воевать с вишапами и пехлеванами (богатырями). С. родоначальник нескольких поколений сасунских героев, у него и Дехцун родилось три сына, среди них Мгер Старший (см. Михр).
Лит.: Давид Сасунский, М.Л., 1939; Орбели И., Армянский героический эпос, Ер., 1956 (на арм. яз.).С. Б. АрутюнянСÁНГА (санскр. Saṃgha, тамил. саṅkam, "общество", "собрание"), в дравидской мифологии поэтическая академия, с которой связывается возникновение тамильской поэтической традиции.
Первая С. существовала якобы с незапамятных времён на материке Лемурия, и главой её был Шива. Она просуществовала 4400 лет и погибла вместе с материком, затопленным океаном. Ей наследовала С. в городе Кападапурам, которая также погибла во время потопа спустя 3700 лет. Затем поэтическую традицию поддерживала С. в Северной Мадуре. Возможность существования этой С. реальна, но прямых доказательств этого практически нет. Именно с ней связывается самая ранняя тамильская поэзия из дошедших до нас "Восьми антологий" и "Десяти поэм" (13 вв. н.э.). В состав С., по легенде, входили поэты, знатоки поэзии, придворная знать и цари.
Лит.: Гуров Н. В., Южнодравидийская легенда о прародине, "Народы Азии и Африки", 1976, No 3; Subrahmanian Nainar, Sangam polity, L., [1966]; Tamil culture and civilization, N. Y., [1970].А. М. Дубянский
.