- Сет_бог
- СЕТ, Сетх, Сутéх (śth, śwtḫ), в египетской мифологии бог "чужих стран" (пустыни), олицетворение злого начала, убийца Осириса; один из четырёх детей Геба и Нут (Осирис, Исида, Нефтида она же жена С.). Священными животными С. были свинья ("отвращение для богов"), антилопа, окапи (жираф) и др., главным был осёл. С. в пластике и рисунках изображался человеком с тонким длинным туловищем и головой осла. Местами первоначального распространения его культа считаются на юге Египта город Омбос (там его впоследствии вытеснил Хнум), на севере около Гераклеополя Дельта.
В период Древнего царства С. наряду с Гором считался богом покровителем царской власти, что отражено в "Текстах пирамид" и в титулатуре фараонов II династии (сочетание имён С. и Гора означает "царь"). При гиксосах С. был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стал город Аварис. В начале периода Нового царства имена "Сети" встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; С. давался эпитет "могучий". В договоре Рамсеса II с хеттами С. упоминается наряду с хеттскими богами.
В период Древнего царства С. приписывалось спасение Ра от змея Апопа (С. пронзил Апопа гарпуном). Вместе с тем С. воплощал и злое начало как божество пустыни, бог чужеземцев. К именам священных животных, связанных с С., прибавлялись такие эпитеты, как "буря", "ураган", "мятежник", "восстание". Начиная с 8 в. до н.э. эта сущность С. стала единственной. Иногда С. даже называли Апопом. Особое место в мистериях занимает борьба С. и Гора (Гор лишает С. мужского начала, С. вырывает у Гора глаз). В ходе борьбы Исида помогает сыну. Вне Египта С. почитался у ливийцев под именем Аш, на Синайском полуострове как Немти (Анти), хурриты отождествляли его с Тешубом, греки с Тифоном и считали сыном Геи и Тартара.
Р. И. Рубинштейн
.