УМИРАЮЩИЙ И ВОСКРЕСАЮЩИЙ БОГ


УМИРАЮЩИЙ И ВОСКРЕСАЮЩИЙ БОГ
УМИРАЮЩИЙ И ВОСКРЕСАЮЩИЙ БОГ
Как главный персонаж мифов (особенно характерных для древних культур Средиземноморья) У. и в. б. оказывается во вражде с драконом, хтоническим демоном или божеством, олицетворяющим деструктивные силы природы (напр., Осирис с Сетом, Балу с Муту, Инанна с Эрешкигаль), либо каким-нибудь вольным или невольным проступком вызывает гнев богини-матери или своей божественной партнёрши (Думузи - Инанны, Адонис - Артемиды, Дионис - Геры). В результате конфликта бог - герой мифа погибает (Осирис, Балу, Адонис, Аттис, Дионис), исчезает (Телепинус, Деметра), терпит временное поражение, теряет какой-либо жизненно важный орган (Гор, сын Осириса, - глаз, хеттский бог грозы - глаза и сердце). На поиски бога (или на помощь ему) уходит сестра, мать, жена, реже - сын или другой родич. Они находят бога, возвращают в его жилище или возрождают к жизни, при этом бог - один или чаще при их содействии убивает своего демонического противника (напр., Балу - Муту и Йам-му, хеттский бог грозы с помощью Инары и Хупасияса - змея Иллуянку). Воскрешённый (или возвращённый) бог восстанавливает свой прежний статус, но иногда одновременно становится богом подземного царства (как Осирис, чьим земным субститутом оказывается Гор).
Мифам об умирающих (шире: исчезающих) и воскресающих (возвращающихся) богах свойственна, как правило, природная, земледельческая семантика. Так, египетский Осирис обучен своей женой-сестрой Исидой земледелию и сам в качестве культурного героя научил людей земледелию и скотоводству; он отождествляется в мифах с зерном ячменя или пшеницы, а его смерть и воскресение - с отливами и разливами Нила. В шумерской мифологии Инанна олицетворяет плодородие земли, а её супруг Думузи, обновляющий мир в постоянной череде сезонов года, - производительные силы весны. Гибель Балу, бога бури, дождя и связанного с дождём плодородия, приводит к засухе и увяданию, его воскресение - к расцвету в природе. О неурожае, засухе и голоде, вызванных смертью или уходом бога, и соответственно о пробуждении природы при его появлении сообщается в мифах об Адонисе, Аттисе, Деметре и Персефоне и др.
В Древнем Египте драма смерти и воскресения Осириса разыгрывалась на великом земледельческом празднике, приуроченном ко времени наибольшего разлива Нила. В Месопотамии ещё в 3-м тыс. до н. э. в периоды весеннего или осеннего равноденствия ритуально воспроизводился священный брак Думузи и Инанны, символизирующий возрождение плодородия в природе. Тема смерти и воскресения угаритского Балу также, по-видимому, лежала в основе соответствующей ритуальной церемонии. У хеттов миф о борьбе бога грозы и дракона Иллуянки входил в состав ритуальных текстов празднества пурулли, происходившего весной и призванного отвратить после прекращения зимних дождей грозящую земле засуху. Земледельческими в своей основе культами были культ Адониса, распространившийся из Сирии по всему Средиземноморью, греческие дионисии, а также элевсинские мистерии, посвящённые Деметре и Персефоне и восходящие к празднику первого урожая. Непременным их компонентом был ритуальный плач участников об умершем (или исчезнувшем) боге и последовавшем оскудении земли. Таким образом, эти мифы представляют собой основную разновидность природных, календарных мифов (см. Календарь). Культовая фигура Великой богини-матери, персонифицирующей творческие силы природы, сохраняет в них своё значение. Однако с развитием аграрного общества и укреплением мужского пантеона она обычно уступает часть своих функций мужскому земледельческому божеству (Осирису, Балу, Телепинусу, Адонису, Дионису и др.) и фигурирует в календарных мифах главным образом как его мать, сестра, возлюбленная или жена.
Миф об У. и в. б., представленный в древних земледельческих цивилизациях Средиземноморья, имеет соответствия как в архаических, так и в более поздних культурах (ср. мифы об умирающем и воскресающем звере у палеоазиатов и многих других народов). В прямом или косвенном отношении к мифам об У. и в. б. находится и ряд архаических ритуалов: умерщвление царя-колдуна как акт земледельческой магии; убийство животного, отождествляемого со змеем или водяным духом, как часть процедуры вызывания дождя; принесение девушки в жертву водяному демону ради обеспечения плодородия, а также многочисленные весенние обряды.
Вместе с тем и семантика мифа об У. и в. б. (сезонный цикл года сопоставляется с солярным циклом дня, органическим циклом человеческой жизни, периодическим столкновением сил «порядка» и «хаоса», регулярным обновлением царской власти и т. п.), и его композиционная структура, восходящая к архаической мифологической модели (уход героя из обыденного мира - борьба с потусторонними силами - победа над ними - овладение объектом, необходимым для восстановления благополучия, - возвращение), обусловили его близость, а иногда и естественный синкретизм с широким кругом астральных, космогонических, эсхатологических, инициационных мифов. Так, представление об У. и в. б. оказывается органичным для группы мифов, связанных с суточным движением солнца и луны: переход от света к мраку и от мрака к свету рисуется в них как следствие борьбы солярного бога с хтоническим чудовищем, поражения бога и последующей его победы (сравни египетский миф о Ра и Апопе). Общепризнано воздействие содержания и композиционных моделей мифов об У. и в. б. на весьма широкий круг мифов о героях (в частности, Геракле, Актеоне, Орфее и Эвридике), сказок (ср., например, египетскую «Сказку о двух братьях»), религиозных легенд и представлений (ср. евангельский рассказ о смерти и воскресении Иисуса Христа). Но ощутима также их связь с сюжетными схемами классического эпоса. Эпический конфликт вызван, как правило, или посягательством на благополучие героя сверхъестественного противника, связанного с хтоническими силами, или гневом на него оскорблённой богини. Герой (героиня) умирает, похищен или временно исчезает (Акхат, Энкиду, Сита, Брисеида, Елена, Одиссей, пандавы. Рама). Муж, сестра, родичи сражаются с чудовищами и демонами (Гильгамеш с Хумбабой и Быком небес, Ахилл с Ксанфом, Одиссей с чудовищами моря, пандавы и Рама с ракшасами), оказываются в подземном мире (Гильгамеш, Одиссей, Рама), едва не гибнут (Гильгамеш, Ахилл, Одиссей, Рама, пандавы). В конце концов герои одерживают победу, соединяются, восстанавливают утраченное благополучие.
Лит.: Мелетинский Е. М., Мифы древнего мира в сравнительном освещении, в сб.: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, М., 1971, с. 68-133; Гринцер П. А., Эпос древнего мира, там же, с. 134-205; Иванов В. В.. Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974; Мелетинский Е. М., Поэтика мифа, М., 1976.
П. А. Гринцер.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Смотреть что такое "УМИРАЮЩИЙ И ВОСКРЕСАЮЩИЙ БОГ" в других словарях:

  • Умирающий и воскресающий бог — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · …   Википедия

  • Арай (бог) — У этого термина существуют и другие значения, см. Арай. Арай (арм. Արայ) или Арарич (арм. Արարիչ)  Бог Творец в армянской мифологии. Оба названия означают «Творец». Все остальные божественные силы являлись лишь божествами дицами (арм. դից,… …   Википедия

  • Шара (бог) — Древняя Месопотамия Ассириология Области и государства Города государства Шумера · Верхнемесопотамские государ …   Википедия

  • АДОНИС — умирающий и воскресающий бог растительности в Финикии и Сирии. Празднества в честь А. совершались весной: торжество в честь умершего А. продолжалось несколько дней; после погребения статуи А. наступал праздник радости, воскресения бога. Влияние… …   Атеистический словарь

  • КАЛЕНДАРЬ — как система счисления временных промежутков, в мифологии выступает в роли одного из способов освоения мифологическим сознанием природных явлений. Представление о К. всегда связано с представлениями о хаосе и космосе, об устройстве мира, о земле,… …   Энциклопедия мифологии

  • РОЖДЕНИЕ — С времён глубочайшей древности идея Р. (и плодородящей силы женщины) связывалась с идеей плодородия вообще и животворящей силы земли в частности (ср. палеолитические фигурки богинь матерей, мужские и женские знаки в палеолитической живописи,… …   Энциклопедия мифологии

  • Древнеармянская мифология — Традиционные религии Ключевые понятия Бог  · Богиня мать  · Божество …   Википедия

  • ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ — Мифологические представления западносемитских народов ханаанейско аморейской (угаритяне и финикийцы, иудеи и израильтяне до становления монотеистического культа Яхве, моавитяне, аммонитяне, эдомитяне) и арамейской групп, населявших с 4 3 го тыс.… …   Энциклопедия мифологии

  • Армянская мифология — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать …   Википедия

  • Западносемитская мифология —          миф. представления зап. семит. народов ханаанейско аморейской (угаритяне и финикийцы, иудеи и израильтяне до становления монотеистич. культа Яхве, моавитяне, эдомитяне) и арамейской групп, населявших с 4 3 го тыс. до н.э. Сирию, Финикию… …   Древний мир. Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.