Чести М. А.

Чести М. А.
        (Cesti) Марк Антонио (наст. имя - Пьетро) (крещён 5 VIII 1623, Ареццо - 14 X 1669, Флоренция) - итал. композитор, певец и капельмейстер. С детства пел в церквах (с 1633 в соборе, в 1635-37 в церкви Пьеве ди Санта-Мария в Ареццо). В 1637 вступил в орден францисканцев (под именем брата Антонио). С 1645 был церк. капельмейстером в Вольтерре. Первые его оперы поставлены в Венеции - "Оронтеа" (1649) и "Влюблённый Цезарь" (1651). С кон. 1652 находился на службе у эрцгерцога Фердинанда Карла в Инсбруке. В эти годы оперы Ч., из к-рых наибольший успех имела "Дори" (1661), исполнялись в Инсбруке, Флоренции, Венеции. Оперы и др. соч., созданные для двора Козимо Медичи, принесли Ч. широкую известность в Италии и за её пределами, в частности в Вене: с 1666 Ч. - "почётный капельмейстер" императора Леопольда I. Для празднования свадьбы Леопольда с Маргаритой Испанской Ч. написал оперу "Золотое яблоко", постановка к-рой была осуществлена в 1667 в новом театр. здании в Вене, в роскошных барочных декорациях Л. Бурначини. Последующие оперы Ч. ставились в Вене и Венеции. К концу жизни композитор вернулся в Италию.
        Ч. - один из крупнейших оперных композиторов 17 в. Представитель венецианской школы, он способствовал распространению её достижений как в Италии, так и в др. странах. Ч. обычно причисляют к создателям особого вида оперного спектакля - пышного придв. зрелища, но таковой была лишь его опера "Золотое яблоко", да и то гл. обр. благодаря панегирич. истолкованию мифологич. сюжета и помпезной постановке (об этом свидетельствуют сохранившиеся гравюры Бурначини, воспроизводящие его декорации к спектаклю). Музыка же Ч. в "Золотом яблоке" и в "Дори" прежде всего лирична, изобразительна. Мелодичная, она не лишена черт танцевальности. У Ч. уже складываются законченные оперные формы, но они ещё не достигают большой широты и того виртуозного блеска, к-рый характерен для произв. композиторов неаполитанской оперной школы. Будучи представителем венецианской школы после К. Монтеверди, Ч. в то же время развивал нек-рые традиции римской школы, ряд образцов к-рой, несомненно, был ему известен.

Сочинения: оперы - Оронтеа (1649, т-р "Санти-Апостоли", Венеция), Александр, победивший сам себя (Alessandro vincitor di se stesso, 1651, Венеция, с добавлениями M. Бигонджари - 1654, Лукка), Влюблённый Цезарь (Il Cesare amante, 1651, т-р "Санти-Джованни э Паоло", Венеция), Арджиа (1655, Инсбрук), Дори, или Верная раба (La Dori overo La schiava fedele, 1661, т-р "Деи Сордженти", Флоренция), Великодушие Александра (La magnanimita dAlessandro, 1662, Инсбрук), Тит (1666, т-р "Санти-Джованни э Паоло", Венеция), Празднества Нептуна и Флоры (Nettuno e Flora festeggianti, 1666, Вена), Золотое яблоко (Il pomo doro, 1667, там же), Семирамида, или Счастливая раба (Semiramide ossia La schiava fortunato, 1667, там же), Немилость амура (Le disgrazie damore, 1667, там же), Джиакоста (1677, там же); 7 мотетов для 1-4 голосов, 55 кантат и др.

Литература: Kretzschmar H., Die Venetianische Oper und die Werke Cavallis und Cestis, "VfMw", 1892, Jahrg. 8, No 1; Coradini F., P. A. Cesti, "RMI", 1923,v. 30; Rirrоtta N., The capitoli zu Cesti, "La scuola romana", 1953, No 2; Sсhlitzer F., Fortuna dell "Orontea", там же; его жe, Intorno alla "Dori" di M. A. Cesti, Firenze, 1957; Senn W., Musik und Theater am Hof zu Innsbruck, Innsbruck, 1954; Burrоws D. L., The cantatas of A. Cesti, Waltham (Massachusetts), 1961 (Diss.); Antonicek Th., Zum 300. Todestag Antonio Cestis, "ЦMz", 1969, Jahrg. 24, No 10; Crowther J. V., The operas of Cesti, "Music review", 1970, v. 31, p. 93-113; Schmidt С. В., Antonio Cestis "Il pomo doro". A reexamination of a famous Hapsburg court spectacle, "JAMS", 1976, v. 25, No 3.

T. H. Соловьёва.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Чести М. А." в других словарях:

  • Чести — Чести, Антонио Антонио Чести итал. Antonio Cesti Дата рождения 1623 год(1623) Место рождения Ареццо, Великое герцогство Тосканское …   Википедия

  • чести́ть — честить, чещу, честишь …   Русское словесное ударение

  • ЧЕСТИ — (Cesti) Антонио (1623 69), итальянский композитор, главный (наряду с Ф. Кавалли) представитель оперной венецианской школы. Постановочная роскошь в стиле барокко особенно проявилась в опере Золотое яблоко (1667). Среди других опер: Дори (1661),… …   Современная энциклопедия

  • ЧЕСТИ — что, церк. и честь (чту, чтешь), читать. Чти, зри что, семинаристск. | Честь, считать; | полагать, почитать, принимать за что. Чел, чел, и спутался счетом. Я чту, верст десяток будет. Его все чтут богачом. Чти за мною! долг. Чтеная книга,… …   Толковый словарь Даля

  • чести — (не) делать чести • содействие удостоить чести • обладание, каузация удостоиться чести • обладание, начало …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • чести́ть — чещу, честишь; несов., перех. 1. устар. Оказывать честь, уважение кому л. Там добрая слава ходила про нее, там ее любили и честили великим почетом. Ото всяких болезней она пользовала. Мельников Печерский, В лесах. 2. устар. То же, что чествовать… …   Малый академический словарь

  • Чести дворянин не кинет, хоть головушка погинет — Чести дворянинъ не кинетъ, хоть головушка погинетъ. За честь хоть голову съ плечъ. За честь голова гинетъ. Ср. Noblesse oblige и онъ, живя съ волками, считаетъ благовременнымъ и благоприличнымъ выть по волчьи. В. Быстренинъ. Нѣтъ общества… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ЧЕСТИ (Chesti) Антонио — (1623 69) итальянский композитор. Наряду с Ф. Кавалли главный представитель оперной венецианской школы в период ее расцвета (2 я пол. 17 в.). Среди опер (св. 100) особенно выделилась Золотое яблоко пышностью постановки (1667) в духе итальянского… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Чести дворянин не кинет, хоть головушка погинет. — (сгинет). См. ЧЕСТЬ ПОЧЕТ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Чести, Антонио — ЧЕСТИ (Cesti) Антонио (1623 69), итальянский композитор, главный (наряду с Ф. Кавалли) представитель оперной венецианской школы. Постановочная роскошь в стиле барокко особенно проявилась в опере “Золотое яблоко” (1667). Среди других опер: “Дори”… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Чести, Антонио — Антонио Чести итал. Antonio Cesti Дата рождения 1623 год(1623) Место рождения Ареццо …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»