Частушки

Частушки
        короткие (монострофные) песенки-куплеты, обычно рифмованные четырёхстишия (реже - двух- и шестистишия). Генетически связаны со старой плясовой песней, шуточными припевками ярмарочных и масленичных балагуров, свадебными "дразнилками". Кристаллизация Ч. как особого жанра по сути неограниченной тематики произошла в последней трети 19 в. Она была связана с разрушением устоев старой деревни, изменениями в быту. Зачастую Ч. вычленялись из традиц. плясовых припевок: проникновение в деревню гармони (30-50-е гг. 19 в.) способствовало тому, что припевки стали исполняться не только под пляску. Ритмич. однотипность Ч. (четырёхстопный хорей, обычно 8+7+8+7 слогов) способствовала их распространению и обусловливала возможность сочетания многих текстов с одним напевом (или любым однотипным напевом).
        Наряду с термином "Ч." (от "частый", "быстрый") в разл. диалектах применяются другие, соответствующие ему по смыслу термины - "припевки", "прибаски", "коротушки", "пригудки", плясовые "тараторки", "припляски", прогулочные "ходовые" и др. Т. н. страданья - мелодически распевная разновидность частушек, часто двустрочная, со стихом из 8+8 слогов (волжские, воронежские). "Несклады" - Ч. без рифмы или нарочито бессмысленные.
Каргопольские припевки. Сб. "Русские частушки...", сост. Н. Котикова (Л., 1956, с. 83). Нотация Б. Смирнова.
Частушки "жнивные". Сб. "Сто русских народных песен" (Л., 1970, No 90). Нотация В. Гаврилина.
        На рубеже 19-20 вв. назв. "Ч." частично отражали их дифференциацию по социальной принадлежности и сфере бытования (напр., "деревенская припевка" и "фабричная" Ч., или "страданье").
        Для мн. Ч. складывались оригинальные мелодии, для нек-рых гибко трансформировались мелодии традиционных и новых песен. Ч. обычно исполняются под гармонь или балалайку, т. е. являются жанром вок.-инструментальным. Преобладает мелос речитативного типа, но отличающийся выразительностью и разнообразием, в нём применяются разл. типы интонирования - от ухарских выкриков до тонкой мелодич. нюансировки.
        Ч. исполняются соло, дуэтом (часто в форме диалога - разговора подруг, т. н. пение "на ответ"), хором, с инстр. сопровождением и без него, под пляску, шаг и без к.-л. особых движений, как лирич. высказывание. Ч. "под язык" или "ротовушки" (от слова "рот") исполняются под вок. аккомпанемент, имитирующий инстр. сопровождение.
        Инстр. сопровождение у талантливого импровизатора обладает самостоят. ценностью. С 20-х гг. 20 в. широко развивается иск-во варьирования исполняющегося на гармони инстр. сопровождения. Муз. язык таких Ч. органично связан с гармошечным наигрышем; его природу нельзя понять вне комплексного рассмотрения голоса, наигрыша и соответствующей манеры исполнения (напр., под пляс). Встречается оригинальная полиритмия голоса и аккомпанемента: остинатная формула гармони не зависит от вок. фразировки.
        Различают Ч. общерусские, распространённые в ряде областей (напр., "страданья") и встречающиеся лишь в одной местности (напр., "Спасовские" в Волховском р-не Ленинградской обл. - с разнообразными повторами слов. расширяющими строфу, по типу: 8+11+8+11 слогов). Оригинальны по форме и исполнит. стилю бытующие в деревнях по реке Ояти (Ленинградская обл.) Ч. "качельные", "покосные", "жнивные", "лесные", т. е. связанные с аграрным календарём. В их звучании отражено своеобразное ощущение пейзажа.
        По мелодике и манере пения различаются также северо-, средне- и южнорус. обл. стили. Соотношение напева и текста не всегда произвольно: известны циклы связанных по смыслу Ч., а также устойчивые группы текстов ("Семёновна", "Яблочко", "Цыганочка", "Подгорная"). Полноценные муз. записи Ч. были осуществлены в сов. время.

Публикации: Рязанов П., Саратовские частушки, Л., 1926; Xребес И., Современные крестьянские песни, М.-Л., 1927, 1929; Песни Пинежья, кн. 2, М., 1937; Русские частушки, страдания, припевки, сост. Н. Котикова, Л., 1956, 1961; Частушки в записях советского времени, М.-Л., 1965.

Литература: Рязанов П., О частушке, "Музыка и быт", 1927, No 2; Соболев П. М., К вопросу о ритмико-метрической структуре частушки, "Художественный фольклор", 1927, вып. 2-3; Гиппиус Е., Интонационные элементы русской частушки, в сб.: "Советский фольклор", М.-Л., 1936, No 4-5; Лазутин С., Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра, Воронеж, 1960; Власова З. И., Частушка и песня, в кн.: Русский фольклор, т. 12, Л., 1971.

И. И. Земцовский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Частушки" в других словарях:

  • Частушки —     ЧАСТУШКИ, вертушки, коротушки народные короткие песенки, отличающиеся быстрым, учащенным темпом исполнения. Частушки большею частью состоят из четырех коротких стихов, попарно рифмующихся. В основе частушек обычно лежит поэтический… …   Словарь литературных терминов

  • частушки — чушь, фантазия, болтовня, ложь Словарь русских синонимов. частушки сущ., кол во синонимов: 4 • болтовня (88) • ложь …   Словарь синонимов

  • частушки — ЧАСТУШКИ, шек, мн. Ложь, чушь, фантазии, пустая болтовня. Петь народные частушки кому обманывать, надувать, разыгрывать кого …   Словарь русского арго

  • ЧАСТУШКИ — рифмованные куплеты четверостишия. см. также ПАНТУНЫ, МАНИ …   Этнографический словарь

  • частушки — частушки, рифмованные куплеты четверостишия. Смотри также Пантун, Мани …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • частушки — жанр русской необрядовой лирической песни. Термин «частушка» народный, происходит от слова «частый». Нередко частушки называют частыми песнями – в отличие от долгих. Частушка – двух– или четырёхстрочные рифмованные песни весёлого, задорного,… …   Литературная энциклопедия

  • Частушки — Частушка короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Таким образом, частушка является элементом фольклора. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещенных цензурой. В… …   Википедия

  • частушки — (рус. частушкиј мн. руски народни песни, најчесто со ведар и хумористичен карактер се пеат со придружба на хармоника, балалајка, оркестар или хор …   Macedonian dictionary

  • Частушки — рифмованные куплеты четверостишия. См. также ПАНТУН, МАНИ …   Этнографический словарь

  • ЧАСТУШКИ — рифмованные куплеты четверостишия. См. также ПАНТУН, МАНИ …   Словарь этнографических терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»