Частичные тоны

Частичные тоны
        (нем. Teiltцne, Partialtцne, франц. partieles sons, англ. partiales tones) - призвуки, входящие в состав спектра муз. звука, важнейшие составляющие тембра звука. Каждый из них возникает в результате простейших по форме синусоидальных колебаний отд. частей звучащего тела (напр., 1/2, 1/3 и т. д. долей струны). В муз. звуке, кроме осн. тона, по к-рому определяется высота звука, практически содержится неск. Ч. т.; они сливаются в единое целое, их можно услышать (выделить слухом) только при направленном внимании или с помощью специальных акустич. фильтров. На слух отд. Ч. т. представляют собой простые звуки; они характеризуются высотой и громкостью. Различают гармонич. Ч. т. (гармоники), соотносящиеся друг с другом по частоте как ряд натуральных чисел - 1, 2, 3, 4 и т. д. (напр., в звучании струн скрипки, рояля, в звучании столба воздуха у дух. инструментов), и негармонич. Ч. т., частоты к-рых соотносятся по к.-л. иному принципу (напр., у удар. инструментов могут быть соотношения типа 1, 32, 52, 72 и т. д.). Ч. т., расположенные выше осн. тона, наз. обертонами; в теории акустики существует понятие унтертоны, характеризующее Ч. т., расположенные ниже осн. тона. В гармонич. интервалах, аккордах, созвучиях взаимодействие между Ч. т. приводит к образованию дополнит. призвуков (тонов совпадения, комбинационных тонов разности и т. п.), иногда искажающих гармонию, к возникновению биений - периодич. изменений громкости общего звучания. В исполнит. практике широко используется приём выделения Ч. т. из общего звучания - флажолеты.

Литература: Гарбузов H. A., Натуральные призвуки и их гармоническое значение, в кн.: труды ГИМНа. Сб. работ комиссии по музыкальной акустике, вып. 1, М., 1925; его же, Гармоническое видоизменение аккордов натуральными призвуками, там же, вып. 2, М., 1929; его же, Зонная природа тембрового слуха, М., 1956; Музыкальная акустика, М.-Л., 1940, М., 1954; Корсунский С. Г., Влияние спектра воспринимаемого звука на его высоту, в сб.: Проблемы физиологической акустики, т. 2, М.-Л., 1950; Назайкинский Е. В., Paгс Ю. Н., Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука, в сб.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964; Володин A. A., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970; Meyer E., Buchmann G., Die Klangspektren der Musikinstrumente, В., 1931.

Ю. H. Рагс.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Частичные тоны" в других словарях:

  • Частичные тоны —         гармоники, входящие в состав звука тоны, возникающие от колебания всего звучащего тела (основной тон, который называется также 1 й Ч. т. или 1 я гармоника) и его частей половины, трети и т.д. (Обертоны). См. Натуральный звукоряд …   Большая советская энциклопедия

  • ЧАСТИЧНЫЕ ТОНЫ — (Partialtone), См. Обертоны …   Музыкальный словарь Римана

  • АНАЛИЗ — 1) Сделать а. звука посредством слуха значит различить в отдельном тоне (созвуке) наших музык. инструментов содержащиеся в нем частичные тоны. Сумму колебаний, порождающую созвук, и составленную из разнообразных единичных колебаний, наше ухо… …   Музыкальный словарь Римана

  • Обертоны —         (нем. Obertцne, букв. высокие звуки, ед. число Oberton, от ober высокий и Тоn тон, звук), частичные тоны (нем. Teiltцne), призвуки, расположенные выше осн. тона, по к рому определяется на слух высота звука. Имеются в спектре почти всех… …   Музыкальная энциклопедия

  • обертоны — призвуки (частичные тоны), имеющиеся в спектре музыкальных звуков. Звучат выше и слабее основного тона, слитно с ним и на слух почти не распознаются. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука. * * * ОБЕРТОНЫ ОБЕРТОНЫ, в музыке призвуки …   Энциклопедический словарь

  • Натуральный звукоряд — (от лат. natura  природа, естество), также обертоновый (звуко)ряд  звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов. Содержание 1 Характеристика …   Википедия

  • ПЕРКУССИЯ — ПЕРКУССИЯ, один из важнейших методов исследования внутренних органов. П. состоит в том, что при поколачивании исследуемой области вызывается звук, на основании свойств которого выводят заключение о свойстве органа, лежащего под перкутируемым… …   Большая медицинская энциклопедия

  • РЕПЕТИРУЮЩИМИ — называются в органе те из смешанных голосов, которые не сохраняют один и тот же футовый тон по всему объему клавиатуры, а с возрастанием высоты дают все более низкие частичные тоны, напр. когда микстура дает на С тоны с g c g (4 й, 6 й, 8 й, 12 й …   Музыкальный словарь Римана

  • ОБЕРТОНЫ — ОБЕРТОНЫ, призвуки (частичные тоны), имеющиеся в спектре музыкального звука. Звучат выше и слабее основного тона, слитно с ним и на слух почти не распознаются. Обертоны важный темброобразующий (смотри Тембр) фактор. Звук обертон, производимый на… …   Современная энциклопедия

  • ОБЕРТОНЫ — в музыке призвуки (частичные тоны), имеющиеся в спектре музыкальных звуков. Звучат выше и слабее основного тона, слитно с ним и на слух почти не распознаются. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»