- Хор
-
(от греч. xoros - хороводная пляска с пением; лат. chorus, итал. coro, нем. Chor, франц. choeur, англ. choir, chorus).
1) Культовый групповой танец с пением (иногда хоровод), часто в сопровождении авлоса, кифары, лиры в Др. Греции, а также в Др. Иудее.
2) В античном т-ре обязательный коллективный участник трагедий и комедий, олицетворявший собой голос народа и нередко выступавший как самостоят. действующее лицо.
3) Коллектив певцов, к-рые совместно исполняют какое-либо вок. произв. с инстр. сопровождением или без него (хор a cappella). X. прошёл длительный путь историч. развития и выполнял разл. функции. Эволюционировали его состав, принципы деления на голоса, менялось число исполнителей (см. Хоровая музыка). В раннем средневековье (ок. 4 в.), когда из церк. общины выделился проф. X. (клирос), он был ещё недифференцированным. В 10-13 вв. начинается первичная дифференциация голосов по регистрам. Позднее (вероятно, с 14-15 вв.) с развитием многоголосия устанавливается понятие хор. партии, каждая из к-рых могла исполняться унисонно или разделяться на неск. голосов (т. н. divisi). В этот период разделение на голоса определялось их функцией в муз. ткани. Главным мелодич. голосом был тенор; остальные голоса - мотет, триплюм, квадруплюм - выполняли вспомогат. роль. Количество хор. партий и величина хора во многом зависели от муз. стиля каждой эпохи. Для 14-15 вв. характерны 3-4-гол. хоры, в эпоху Возрождения число голосов увеличивается до 6-8 и более, тогда же появились двойные и тройные составы X. Возникновение системы функционального гармонич. мышления привело к разделению хора на 4 осн. партии: дисканты (или сопрано), альты, тенора, басы (такое разделение хора остаётся преобладающим и ныне).
С появлением оперы X. становится её неотъемлемым элементом и постепенно приобретает в нек-рых типах оперы большое драматургич. значение. Кроме церк. и оперных хоров, в муз. культуре Зап. Европы видное место занимали светские хор. капеллы. Утверждение самостоятельности X. в значит. степени связано с развитием жанра оратории, а также специфических хор. конц. жанров (напр., хор. кантаты). В истории рус. музыки X. сыграл особо важную роль, т. к. в рус. муз. фольклоре хор. пение главенствовало, а проф. рус. музыка вплоть до 18 в. развивалась гл. обр. в хор. русле (см. Русская музыка, Церковная музыка); богатые традиции хор. культуры сохранились и в последующие периоды.
Совр. хороведение различает X. по составу голосов - однородные (женские, мужские, детские), смешанные (состоящие из разнородных голосов), неполные смешанные (при отсутствии одной из 4 осн. партий), а также по количеству участников. Минимальное число хористов - 12 (камерный хор), по 3 чсл. в хор. партии, максимальное - до 100-120 чсл. (сводные хоры до 1000 человек и более выступают в республиках Сов. Прибалтики на Праздниках песни).
4) Муз. произв., предназначенное для хор. коллектива. Может быть самостоятельным или входить в качестве составного элемента в более крупное сочинение.
5) В зап.-европ. оперной музыке 17-18 вв. обозначение заключит. разделов "дуэтов согласия" и трио.
6) Группа струн одного муз. инструмента (лютня, фп.), настроенных в унисон для усиления или тембрового обогащения звука. В органе группа труб микстуры, управляемых одной клавишей.
7) В оркестре - звучание группы однородных инструментов (хор виолончелей и т. п.).
8) Спец. место для певчих в храмах византийской, романской и готич. архитектуры; в рус. церквах - "хоры".
Литература: Чесноков П., Хор и управление им, М.-Л., 1940, 1961; Дмитревский Г., Хороведение и управление хором, М.-Л., 1948, 1957; Егоров A., Теория и практика работы с хором, Л.-М., 1951; Соколов В., Работа с хором, М., 1959, 1964; Краснощёков В., Вопросы хороведения. М., 1969; Левандо П., Проблемы хороведения, Л., 1974; Epstein Р., Der Schulchor vom 16. Jahrhundert bis zur Gegenwart, Lpz., 1929; Ehmann W Die Chorfьhrung, Kassel, 1950. См. также лит. при ст. Хоровая музыка. Е. И. Коляда.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.