- Хора
-
(молд. хурэ, от греч. xoros - хороводная пляска с пением, хоровод) - старинный молд. и рум. массовый танец, разновидность хоровода. Первое описание X. принадлежит Д. Кантемиру (нач. 18 в.); многочисленны упоминания X. в молд. и рус. лит-ре 19 в. Ныне назв. "X." постепенно заменяется более общим названием жок (термином "X." обозначают круговые танцы). Многовековая традиция исполнения X. под песню сохранилась в нек-рых районах Юж. Молдавии. С развитием инстр. танц. музыки пение в медленных X. сменилось скандированием рифмованных стихов (стригэтурь), однако в целом преобладает чисто инстр. ансамблевое сопровождение: скрипка, флуер, чимпой, цимбалы, кобза, контрабас, бубен (см. Тараф). X. подразделяются на два типа: медленные с 3-дольной метрикой и сравнительно быстрые с чётной метрикой. Особенностью медленных торжеств. X., сопровождаемых стригэтурь, является сочетание муз. трёхдольности и поэтич. двудольности:
Хореический стих (с долгими ударными и краткими безударными слогами), сочетающийся с трёхдольной пляской, - старинная традиция синкретич. иск-ва хороводов. X. второго типа менее индивидуальны, схожи с др. танцами муз. размеров 2/4 или 4/4, в частности с бэтутой (энергич. виртуозная муж. пляска с синкопированной ритмикой), но хореографич. лексика в X. как массовом танце проще. При многообразии мелодики и ритмики X. обоих типов имеют общую черту - квадратную структуру (исключения редки): 8-тактный период, 16-тактная (в наиболее развитых образцах 32-тактная) двухчастная форма. В X. отразились труд, освободительная борьба, образ жизни, чувства мн. поколений, что определило богатство их образного содержания. Обрядовые и необрядовые, сюжетные и бессюжетные X. разнообразны: пасторальные пастушеские X. с флейтовыми мелодиями ("Киндия" - "Перед заходом солнца"); напевные X. песенного происхождения ("Еленуца"); изящные девичьи свадебные X., к-рые иногда сохраняют старинные черты (неквадратность, квартово-терцовые мотивы в "Хорэ миресей"), но чаще характеризуются узорчатым хроматизированным мелодич. рисунком скрипичной фактуры и оригинальными
"Киндия". "Еленуца".
ритмами, напр. 7/16 ("Остронэц", "Зестрей", "Рыченица"); торжественные X., завершающие свадьбу ("Хора нунций", "Жок маре"); мужественная и массивная "Бэтры-няскэ" ("Хора стариков"); исполненная отваги и воинственная "Хора гайдуков".
"Хора миресей".
Многие X. бессюжетны и не имеют названия (преим. 2-дольные, позднего стиля).
"Хора нунций".
Мелодии и ритмы X. использованы в произв. композиторов Молдавии и Румынии: в песнях ("Хора освобождённой Бессарабии" Е. К. Коки), в камерно-инстр. соч. ("Хора" для фп. С. Лунгула, "Оляндра" для скрипки и фп. П. Б. Ривилиса), в муз.-сценич. произв. (опере "Грозован" Д, Г. Гершфельда, "Жатва" Т. Бердичану, опере "Бурная ночь" и хореографич. поэме "Свадьба в Карпатах" П. Константинеску, одноактных балетах М. Жоры); нар. импровизированный стиль X. воспроизводится в "Рапсодии" для скрипки, 2 фп. и ударных В. Г. Загорского, в "Симфонических танцах" Ривилиса.
"Бэтрынлскэ". Литература: Мартынов И., Румынская народная музыка, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Королёва Э. A., Хореографическое искусство Молдавии, Киш., 1970; 500 мелодий де жокурь дин Молдова, сост. П. Стоянов, Кишинэу, 1972; Pлоря Э., Танцевальный фольклор: функциональные и структурные особенности, в сб.: Музыкальная культура Молдавской ССР, М., 1978. E. M. Фраёнова.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.