Оголевец А. С.

Оголевец А. С.
        Алексей Степанович (18 (30) V 1894, Полтава - 15 VIII 1937, Москва) - сов. музыковед. В детстве обучался музыке у педагога Л. Л. Лисовского, а также живописи. В 1912-16 занимался в моск. Нар. консерватории по композиции у Б. Л. Яворского, по фп. у Е. В. Богословского и А. Ф. Гедике. С 1913 действит. чл. об-ва "Музыкально-теоретическая библиотека"; в 1915-16 преподаватель теоретич. предметов и ассистент хор. класса моск. Нар. консерватории. Преподавал на муз. курсах А. Г. Шора (1921) и в муз. школе М. И. Медведевой (1921-23). В 1917 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1917-23 работал нач. милиции 1-го Сретенского участка Москвы. С 1923 лит. сотрудник редакции газ. "Правда". С 1930-х гг. занимался музыковедением. В 1940-45 ст. науч. сотрудник Ленингр. ин-та т-ра и музыки. Организатор и рук. кабинета-лаборатории тональных систем (1945-1948). Выдвинул новые принципы темперации, создал клавишные инструменты 17- и 29-ступенного строя. Разрабатывал вопросы теории (гармонич. мышление, ладовые системы, муз. строи). Теоретич. работы О. ("Основы гармонического языка" и "Введение в современное музыкальное мышление") подвергались критике из-за абстрактности, схематизма, недостаточного историзма и др. В последний период жизни О. занимался проблемами муз. декламации, связи музыки и слова, отчасти муз. эстетики. В 1953-56 был чл. редколлегии и ред. ежегодника "Вопросы музыкознания" (т. 1, вып. 1-3, 1954-60). Ему принадлежат вступ. ст., ред., примечание в сб.: "Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики" (т. 1-2, 1954-56). Автор муз. произв. (в т.ч. фп. сонаты и прелюдии).

Сочинения: Чайковский - автор учебника гармонии, "СМ", 1940, No 5-6; Основы гармонического языка, М. - Л., 1941; Вторая симфония Г. Попова, в сб.: Советская музыка, вып. 5, М. - Л., 1946; Патетический квартет (Н. Чемберджи), "СМ", 1946, No 2-3; Введение в современное музыкальное мышление, М. - Л., 1946; Заметки об эстетике М. И. Глинки, в сб.: Вопросы музыкознания, (т.I), вып. 1, М., 1954; Проблемы исполнительства в эстетике А. Н. Серова, в сб.: Проблемы советского искусства, М., 1954; Серов об исполнительском искусстве, в сб.: О музыкальном исполнительстве, М., 1954; В. В. Стасов, М., 1956; Некоторые вопросы оперной эстетики, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 2, М., 1956; О выразительных средствах гармонии в их связи с драматизмом вокальной музыки, там же, т.3, М., 1960; Слово и музыка в вокально-драматических жанрах, М., 1960; Вокальная драматургия Мусоргского, М., 1966; Специфика выразительных средств музыки, М., 1969, и др.

Г. Н. Соловьёва.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Оголевец А. С." в других словарях:

  • Оголевец, Алексей Степанович — род. 30 мая 1894 в Полтаве, ум. 15 авг. 1967 в Москве. В 1912 1916 обучался в Моск. нар. конс. по кл. композиции и спец. теории Б. Л. Яворского, по кл. ф п. Е. В. Богословского и А. Ф. Гедике. С 1913 член об ва "Музыкально теоретическая… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Оголевец, Влад. — сост. пособия изуч. "Слова о полку Игореве" (Полтава, 1910). {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Оголевец, Ник. Конст. — юрист, авт. "Записок судебного следователя" (Ромны, 1895), р. 27 ноября 1845 в Харьков. губ., † 28 дек. 1900. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Пентатоника —         (от греческого pente пять и тон) звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах октавы. Существует 4 типа П.: бесполутоновая (или собственно П.); полутоновая; смешанная; темперированная.         Бесполутоновая П. известна и под др …   Музыкальная энциклопедия

  • Комма — Комма (греч. κόμμα  отрезок) в теории музыки общее название для микроинтервалов величиной около 1/7 1/10 целого тона, возникающих, как правило, при сопоставлении однотипных интервалов в различных музыкальных строях[1]. Наиболее известны …   Википедия

  • Диатоника —         (от греч. dia через, вдоль и tonos тон (целый тон), букв. идущая по тонам) семизвуковая система, все звуки к рой могут быть расположены по чистым квинтам. Такова, напр., последовательность интервалов в др. греч. диатонич. тетрахорде: е1… …   Музыкальная энциклопедия

  • Наклонение —         качество, обусловливающее противоположную направленность ладов и аккордов (dur и moll). Генетически понятие Н. пересекается с др. греч. по происхождению понятием род (genos). Последнее служило для различения трёх осн. типов… …   Музыкальная энциклопедия

  • Темперация —         (от лат. temperatio правильное соотношение, соразмерность) выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковысотной системы в муз. строе. Т. характерна для последующих этапов в развитии каждого из муз. строев: на смену… …   Музыкальная энциклопедия

  • Энгармонизм —         (от греч. enarmonios энгармонический, букв. согласный, созвучный, стройный) равенство по высоте различных по написанию звуков (напр., des=cis), интервалов (напр. аккордов (as c es ges=as c es fis=gis his dis fis и т. д.), тональностей… …   Музыкальная энциклопедия

  • Тональность — (греч. τόνος  напряжение, натяжение; тон)  1) высотное положение мажорного или минорного лада. В обозначении тональности указывается основной звук первая ступень соответствующего лада, называемая тоникой, это основной тон тонического… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»