Энгармонизм

Энгармонизм
        (от греч. enarmonios - энгармонический, букв. - согласный, созвучный, стройный) - равенство по высоте различных по написанию звуков (напр., des=cis), интервалов (напр.
аккордов (as-c-es-ges=as-c-es-fis=gis-his-dis-fis и т. д.), тональностей (Fis-dur=Ges-dur). Понятие "Э." предполагает 12-ступенный (равномерно) темперированный строй (см. Темперация). Оно сложилось в связи с возобновлением интервалики античных родов - хроматического и энармонического (см. Хроматизм, Энармоника) - и объединением звуков всех трёх родов (вместе с диатоникой) в рамках единого звукоряда; т. о., между звуками диатонич. целого тона помещаются звуки и пониженных, и повышенных ступеней, напр. (c)-des-cis-(d) с комматич. различием между их высотами (у П. де Бельдемандиса, нач. 15 в.; см.: Coussemaker E., Scriptorum..., t. 3, p. 257-58; y H. Вичентино, 1555). Сохранившись в терминологии теоретич. трактатов, древняя энармоника (где микроиитервалы различались по высоте) превратилась в 18 в., по мере распространения темперации, особенно равномерной, в новый европейский Э. (где микроинтзрвалы, напр. eis и des, уже совпадают по высоте). Понятие "Э." отличается двойственностью: Э. как выражение функционального тождества (пассивный или мнимый Э.; напр., у Баха в 1-м томе "Хорошо темперированного клавира" равнозначность тональностей es-moll и dis-moll в 8-й прелюдии и фуге; у Бетховена в Adagio 8-й фи. сонаты E-dur=Fes-dur) и как выражение функционального неравенства ("детемперации", А. С. Оголевец; согласно правилу интонирования "диез выше бемоля"), скрытого, но сохраняющегося под покровом темперации (активный или действительный Э.; напр., в энгармонич. модуляции через h-f-as-d=h-f-gis-d при введении репризы в каватине Гориславы из оперы "Руслан и Людмила" Глинки).
        Художеств. использование Э. в европ. музыке относится к нач. 16 в. (А. Вилларт, дуэт "Quid non ebrietas"); Э. широко применялся в хроматич. мадригале 16-17 вв., особенно венецианской школы. Со времени И. С. Баха он становится важным средством внезапной модуляции, а основанный на нём круг из 30 тональностей мажора и минора - необходимой для классико-романтич. муз. форм модуляционной сферой. В тональной хроматич. системе 20 в. отношения Э. переносятся и на внутритональные связи, напр. в начале 3-й части 6-й фп. сонаты Прокофьева аккорд нVI> ступени (бемольной стороны) мелодически фигурируется звуками энгармонически тождественной ей в V ступени (диезной стороны; в записи отрывка - энгармонич. упрощение):
С. С. Прокофьев. 6-я соната для фп., часть III.
        Предельной степени сгущение Э. достигает в 12-тоновой музыке, в которой энгармоническое переключение становится фактически непрерывным (нотный пример перманентного Э. см. в ст. Додекафония, колонка 274).

Литература: Ренчицкий П. Н., Учение об энгармонизме, М., 1930; Оголевец А. С., Введение в современное музыкальное мышление, М.-Л., 1946; Тюлин Ю. (H.), Краткий теоретический курс гармонии, Л., 1960, перераб. и доп., М., 1978; Переверзев Н. (К.), Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Beldemandis P. de., Libellus monocordi (1413), в кн.: Coussemaker E. de, Scriptorum de musica medii aevi. Novam seriem..., t. 3, Parisiis, 1869, факсим. переизд. Hildesheim, 1963; Vicentino N., L'antica musica ridotta alla moderna prattica..., Roma, 1555, факсим. переизд. Kassel, 1959; Scheibe J. A., Compendium musices... (ок. 1730-36), в кн.: Benary P., Die deutsche Kompositionslehre des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1961; Levitan J. S., A. Willaert's famous duo, "Tijdschrift der Vereeniging vor Nederlandse Muziekgeschiedenis", 1938, bd 15; Lowinsky E. E., Tonality and atonality in sixteenth-century music, Berk.-Los Ang., 1961.

Ю. Н. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Энгармонизм" в других словарях:

  • ЭНГАРМОНИЗМ — (от греч. en в и harmonia созвучие) отождествление имеющих различные названия, но совпадающих по высоте звуков (напр., до диез ре бемоль), а также интервалов и аккордов, включающих наряду с энгармонически равными одинаковые по названию звуки.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • энгармонизм — а, м. enharmonique adj. спец. Отождествление звуков, интервалов, аккордов, тональностей и тому подобного темперированного музыкального строя, одинаковых по высоте, но различных по названию и обозначению в нотной азбуке (напр.: тональность фа диез …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЭНГАРМОНИЗМ — ЭНГАРМОНИЗМ, энгармонизма, мн. нет, муж. (от греч. en в и harmonia гармония) (муз.). Отождествление тонов, практически совпадающих в темперированном музыкальном строе, но различающихся по названию и по их обозначению в нотной азбуке (напр. до… …   Толковый словарь Ушакова

  • энгармонизм — а; м. [от греч. en в и harmonia созвучие] Муз. Приравнивание и отождествление звуков, имеющих одинаковую высоту, но различные названия. * * * энгармонизм (от греч. en  в и harmonía  созвучие), отождествление имеющих различные названия, но… …   Энциклопедический словарь

  • Энгармонизм — (от др. греч. ἐν   в и ἁρμονία  созвучие)  совпадение по высоте различных по написанию (а в мажорно минорной тональности нередко различных и по функции) звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Энгармонизм стал возможен… …   Википедия

  • энгармонизм — (гр. en в, при + harmonia созвучие) приравнивание и отождествление звуков, одинаковых по звучанию, но различных по названию и обозначению в нотной азбуке (напр., до диез ре бемоль). Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. энгармонизм… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Энгармонизм — (от греч. en в и harmonía созвучие)         1) отождествление одинаковых по высоте, но различных по названию звуков (например, фа диез и соль бемоль), интервалов (например, большая секста и уменьшенная септима), аккордов (например, данный… …   Большая советская энциклопедия

  • Энгармонизм — у греков деление полутона на две более мелкие части. Аристоксен называл энгармоническим диэзисом четверть тона. У греков энгармонический тетрахорд заключал в себе ¼ тона, ¼ тона и 2 тона (см. Греческая музыка). Э. в современном смысле есть… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Энгармонизм — м. Отождествление и приравнивание звуков, интервалов, аккордов, тональностей и т.п. темперированного музыкального строя, одинаковых по звучанию, но различных по названию и обозначению в нотной азбуке. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • энгармонизм — энгармонизм, энгармонизмы, энгармонизма, энгармонизмов, энгармонизму, энгармонизмам, энгармонизм, энгармонизмы, энгармонизмом, энгармонизмами, энгармонизме, энгармонизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»