Кодай З.

Кодай З.
        (Kodaly) Зольтан (16 XII 1882, Кечкемет - 6 III 1967, Будапешт) - венг. композитор, музыковед-фольклорист, педагог и муз.-обществ. деятель. Чл. Венг. АН (с 1943; в 1946-49 президент). Получив начальное муз. образование под рук. матери, участвовал в домашних концертах (в семье были традиции музицирования), в школьном оркестре, пел в церк. хоре. С 14 лет писал музыку (хор. церк. сочинения, струн. трио, в 1898 - увертюра). Учился игре на фп., скрипке, виолончели в Надьсомбате (ныне Трнава, Словакия), в 1900-1905 - в Академии музыки им. Ф. Листа в Будапеште у Я. Кёслера (композиция) и на философском ф-те Будапештского ун-та, в 1906 защитил диссертацию о структуре стихотворных строф в венг. нар. песнях. В студенч. годы написал Адажио для скрипки и фп. (1905), "Летний вечер" ("Nyбri este", для орк., 1906, 2-я ред. по совету А. Тосканини - 1929). Одновременно занимался собиранием и изучением венг. муз. фольклора. Первая публикация результатов фольклорной экспедиции - сб. "Матюшфельди" ("Mбtyusfцldi gyьjtйs", журн. "Ethnographia", 1905). В 1906 началось науч.-фольклористич. и творч. сотрудничество К. с Б. Бартоком (в изданном в это время совм. с ним сб. 20 венг. нар. песен в сопр. фп. NoNo 11-20 принадлежат К.). Творч. задачей К. было претворение нац. нар. традиций в проф. музыке; К. понимал, что для её осуществления необходимо также тщательное изучение и новой зап. музыки. В 1906-07 он предпринимает поездку в Берлин, затем в Париж, где знакомится с творчеством К. Дебюсси. В произв. К. кон. 1900-х гг. ощущается влияние франц. импрессионистов ("Размышления на мотив Клода Дебюсси" - "Mйditation sur un motif de Claude Debussy", для фп., 1907). По возвращении на родину К. начинает свою многостороннюю муз. деятельность: с 1907 преподаёт теорию, затем композицию в Академии музыки (Будапешт), продолжает собирание и изучение венг. крестьянского песенного фольклора, записывая мелодии с помощью фонографа (экспедиции в сёла Верхней Венгрии - 1907-09, Трансильвании - 1910-12, Буковины - 1914; в 1921-25 - в разл. сельские р-ны страны). В 1907 в сёлах Сев.-зап. Венгрии К. обнаружил сохранившиеся древние нар. песни, осн. на пентатонич. звукоряде ("минорная пентатоника"), о чём написал в статье в 1917. До конца жизни К. уделял огромное внимание пентатонич. основе венг. нар. музыки, исследовал её родство с муз. фольклором марийцев, удмуртов, чувашей. Используя записанные мелодии, К. творчески претворяет фольклорный материал, сочетая его с совр. средствами выразительности; он создаёт муз. произв., вызвавшие оживлённую полемику необычностью своего муз. языка. Среди них сб. "Пение" ("Йnekszу", 16 песен на нар. тексты, 1907-09, изданы в 1921), 1-й струн. квартет (1908), соната для виолончели и фп. (1910), дуэт для скрипки и виолончели (1914), вок. циклы (1912-16) - "Запоздавшие мелодии" ("Megkйsett melуdiбk", на сл. венг. поэтов) и "Две песни" ("Kйt йnek"), соната для виолончели соло, 2-й струн. квартет, 7 фп. пьес, в т. ч. обр. нар. мелодий "Секейский плач".
        На события 1-й мировой войны 1914-18 К. откликнулся, создав мрачные по характеру "Lento" и "Эпитафию". В 1917-19 сотрудничал в газетах "Nyugat" и "Pesti Naplу" в качестве музыкального критика. В 1918 К. (совм. с Э. Дохнаньи и Бартоком) вошёл в состав "муз. директории", возглавлявшейся Б. Рейницем. В период существования Венг. сов. республики (21 III - 1 VIII 1919) вёл широкую муз.-обществ. деятельность, в 1919 (в течение 7 мес.) - вице-директор Высшей школы муз. иск-ва им. Ф. Листа (так с февраля 1919 наз. Академия музыки). В это время он написал светлую и ясную по муз. языку Серенаду для 2 скрипок и альта. После падения Венг. сов. республики был подвергнут репрессиям, лишён своего поста и отстранён от пед. работы (принудит. отпуск до сентября 1921; вновь преподавал композицию в Высшей школе муз. иск-ва до 1940).
        Мировую известность К. как композитору принёс "Венгерский псалом" ("Psalmus Hungaricus", венг. вариант 55-го псалма, для тенора, хора и оркестра), воспринятый как выдающееся явление новой венг. музыки (1-е исп. на Междунар. фестивале в Цюрихе в 1926). В "Венгерском псалме" (написан к 50-летию объединения городов Пешт, Буда и Обуда) К. выразил горе, протест и надежду народа, страдающего от хортистской диктатуры. В эти годы К. совм. с Б. Бартоком продолжал интенсивную муз.-исследоват. деятельность фольклориста-этнографа; ими издан сб. "150 трансильванских песен" ("150 erdйlyi nйpdal", 1923), 42 мелодии в сб. "Сокровищница песен Надьсалонта" ("Nagyszalonta nйpdalkincse", 1924). С К., творчество к-рого получило широкое признание, был заключён договор венским "Универсальным изд-вом" ("Universal йdition") на издание всех его произв.
        В сер. 1920-х гг. К. перешёл к созданию многочисл. хоров a cappella, гл. обр. для детей.
        В 1926 К. создал героико-комич. оперу "Хари Янош", в к-рой использовал венг. старинную нар. музыку. Гл. персонаж оперы, легендарный герой Хари, воплощает, по словам К., "фантазию венг. сказочников, олицетворяя вечный венг. оптимизм"; в этом образе крестьянина-солдата сочетаются реализм и наивность, комич. начало и патетика. Опера обошла сцены мн. т-ров (Нью-Йорк, 1927; Кёльн и Ахен, 1931; Москва, 1963). Имя К. стало широко известно за рубежом. С 1927-28 он выступал в разл. городах Европы и США, дирижируя своими произв. Посещение К. Англии и знакомство с традицией хор. фестивалей привело К. к идее создания таких же фестивалей в Венгрии. В конце 1920-х гг. К. обращается к хор. музыке, создаёт ряд хоров для разл. состава голосов, гл. обр. детских, реализуя свой метод муз. просвещения. Позднее (1930-1940-е гг.) издал ряд сборников для школьников на основе обработок нар. венг. мелодий - введение в 2-гол. пение "Венгерское двухголосые" ("Bicinia Hungarica", 1937-42), хор. упражнения "Будем чисто петь" ("Йnekeljьnk tisztan", 1941), "Пентатоника" ("Цtfiku zene"; 440 мелодий, 1945-48), "333 упражнения в чтении с листа" ("333 olvasуgyakorlat"); учебник по пению и песенник для общеобразоват. школ (оба совм. с Е. Адамом, для 1-8-го классов, 1943-45; 1948, 1958); сб."Трёхголосие" ("Tricinia"; (28 3-гол. вок. упражнений, без текста - 1954, с текстом М. Киштетеньи - 1958); "Песни для малышей" ("Kis emberek dalai", 50 песен, 1961) и др.
        К. известен как педагог, воспитавший неск. поколений венг. музыкантов; среди его учеников - Л. Бардош, М. Хайду, П. Кадоша, Д. Ранки, Р. Шугар, Ф. Сабо, П. Ярданьи, Б. Тардош. Инструктивные сб-ки - вок. пьесы для 1 и 2 голосов, создававшиеся К. на протяжении 20 лет, - предназначены и для муз. воспитания (начиная с дет. садов) и для обучения в Высшей школе муз. иск-ва. К. внёс большой вклад в муз. культуру Венгрии и как муз. обществ. деятель: он сыграл важную роль в развитии движения "Поющая молодёжь", был чл. Нац. венг. совета по иск-ву (с 1934), принимал участие в реорганизации венг. муз. учреждений (после 1945), был почётным президентом Союза венг. муз. деятелей (1949-67), с 1951 пред. Венг. музыковедч. об-ва (1951-67), президент Междунар. совета по нар. музыке (1963-67), почётный президент Междунар. об-ва муз. воспитания (ISME, 1964-67). С 1946 К. часто посещал страны Зап. Европы и США в качестве дирижёра собств. произв., учёного фольклориста и педагога. Дважды приезжал в СССР (1947, 1963).
        Многосторонняя творч. и обществ. деятельность К. сыграла важную роль в развитии венг. муз. культуры 20 в. Крупнейший учёный, автор мн. статей и науч. работ, посвященных венг. нар. музыке (К. записал ок. 3500 нар. песен и танц. мелодий с многочисл. вариантами), К. наряду с Б. Бартоком является основоположником совр. венг. композиторской школы, завоевавшей мировое признание. К. стремился к синтезу древнего венг. нар. мелоса с совр. зап.-европ. достижениями в области гармонии, полифонии. Изучив и ассимилировав нар. традиции, К. развил скрытые в них возможности и выработал свой муз. язык, для к-рого характерны многокрасочность звуковой палитры при лаконичности изложения и классич. ясности мелодич. линий, разнообразие голосоведения, пульсирующая энергия ритмов, орнаментальное богатство мелодии, свежесть и яркость гармонии, органичная пропорциональность формы, вок. основа муз. образов и виртуозная изобретательность инструментовки. К. сохраняет метрич. особенности венг. нац. муз. фольклора (крестьянского и городского), характерную просодию венг. нар. речи. Источником вдохновения для К. явился открытый им в самом древнем и чистом слое венг. нац. муз. культуры мир поэтич. нар. образов. В творчестве К. сочетаются специфич. черты венг. нац. характера - героич. романтика, лирика и богатство фантазии (в осн. персонажах его муз.-сценич. произв. воплотились героич. мечты и нар. юмор); реалистич. картины нар. жизни даны в сценах из быта венг. деревни (сценич. действие, обрамляющее ряд трансильв. нар. песен "Секейская прядильня"); борьба за свободу нашла выражение в опере "Цинка Панна" (посв. эпизоду из истории освободит. движения 18 в. под рук. Ф. Ракоци). Широко используется нар. музыка в орк. сочинениях К. - в сюите "Хари Янош", вариациях на тему нар. песни "Взлетела пава", в жизнеутверждающем пафосе "Танцев из Маросшека", "Танцах из Таланты" (в них, как и в Интермеццо из "Хари Яноша", используется вербункош). Картины венг. природы, народ, его борьба, победы и страдания воплощены в хор. музыке К. (гл. обр. смешанные хоры). Таковы основанные на фольклорном материале хоры "Картины с гор Матра" ("Mбtrai kйpek", 1931), "Иисус и торгаши" ("Jйzus йs a kufбrok", 1934), 4-гол. канон "К венграм" ("A magyarokhoz", 1936), "Забытая песнь Балинта Балашши" ("Balassi Bбlint elfelejtett йneke", 1942) и др.; в них воплощены и мрачные, и праздничные страницы из истории Венгрии. В церк. хор. музыке К. и светских хорах a cappella нашли выражение традиции высокой европ. хор. культуры 16-17 вв. ("Те Deum Будайской крепости", к 250-летию освобождения Буды от власти турок; хор. вариант "Взлетела пава", написанный к 30-летию Объединения рабочих хоров (на революц. стихотв. Э. Ади, 1937, вскоре запрещен цензурой). Патриотич. и демократич. направленность творчества К. (особенно в массовых хор. жанрах), приведшая к его широкой популярности, вызвали нападки хортистской печати. В 1937 К. запретил исп. своих произв. в фаш Германии и Италии, публично выступал против фашизма, после аншлюса (1938) порвал связь с венским изд-вом.
        Достижением К. в области инстр. музыки является создание таких ансамблей (дуэт для скрипки и виолончели, трио-серенада), в к-рых обнаруживаются сольные технич. возможности каждого инструмента и сочетаются речитативные монологи с диалогами разл. инструментов. К. продолжил начатое совм. с Бартоком издание многотомного собрания "Фонд венгерской музыки" ("Corpus Musicae Popularis Hungaria", с 1951; при жизни К. вышли 5 тт.). До 1967 был гл. ред. журн. "Studia Musicologica" (выходит в Будапеште с 1961). К. принадлежит переложение Хроматич. фантазии И. С. Баха для альта соло и мн. др. Пр. им. Кошута (1948, 1952, 1957). Был пред. муз. секции об-ва "Венгрия - СССР" (с 1958).

Сочинения: оперы - Хари Янош (пост. 1926), Секейская прядильня (Szйkely fonу, 1-я ред. 1924, 2-я ред 1932, Будапешт), Цинка Панна (1948); для хора, солиста и орк. - Венгерский псалом (Psalmus Hungancus, 1923); Те Deum Будайской крепости (Budavбri Te Deum, для 4 солистов, смеш. хора, органа и орк., 1936), Короткая месса (Missa brevis, 1944), для opк. - симфония C-dur (1961), концерт (1939); камерно-инстр. ансамбли - дуэт для скрипки и влч. (1914), Интермеццо (для струн. трио, 1905), 2 струн. квартета (1908, 1918), Adagio (для скр. с фп., 1905), Серенада (для 2 скр. и альта, 1920), для влч. и фп. - соната (1910), Венгерское рондо (Magyar rondo, 1917), для фп. - циклы миниатюр 9 пьес (1909), 7 пьес (1911-18), 24 маленьких канона на черных клавишах (24 kis kanon a fekete billentyьkцn, 1945), 12 детских танцев (Gyermek-tбncok, 1945), соната для влч. (соло, 1915), для голоса с фп. - песни на стихи венг. поэтов, в т. ч. Запоздавшие мелодии (Megkйsett melуdiбk, 1916), сб-ки обр. нар. песен для голоса и фп. - Венгерские народные песни (Magyar nйpdalok, 20 песен, первые 10 - в обр. Бартока, 1906, 1967), Венгерская народная музыка (Magyar nйpzene, 62 песни, 10 тетр., 1924-32, 11-я - 1964), 5 марийских народных песен (Hegyi-mari nйpdal, 1960), Эпитафия Яношу Хуньяди, 1801 (Epitaphium Joanms Hunyadi, 1801, 1965), хоры - Парный танец из Калло (Kбllai kettцs с орк., 1950), a cappella - Кушает цыган творог (Tъrуt eszik a cigбny, 1925), К Троицыну дню (Pьnkцsdцlo, обрядовая, 1929) - Глаголь, язык мой (Pange lingua, на духовный текст, для детского хора с органом, 1931), Воля к миру, 1801 (Bйkessйgуhajtбs, 1801, для смеш. хора, 1953), Обращение Зриньи (Zrinyi szуzata, с баритоном, 1954), Пойду за смертью (I will go to look for death, 1959), Скажи мне, где волшебный хлеб (Tell me where is fancy bread, из "Венецианского купца" У. Шекспира, 1959) и др. мужск., женск. и смешан. хоры; Хвала органу (фантазия на секвенцию 12 в. - Laudes organi, для смеш. хора и органа, 1966), для органа - Тихая месса (Stille Messe, 1942), музыка к кинофильму Ката Кадар (1943).

Литературные сочинения: Верность народному гению (Заметки венгерского композитора), "СМ", 1964, No 3, A magyar nepzene, Bdpst, 1937 (расшир. издание - 1943, 1969, нем. пер. - Die ungarische Volksmusik, 1956, рус. пер. - Венгерская народная музыка, Будапешт, 1961), La Chanson paysanne, в кн.: Visages de la Hongrie P., 1938 (совм. с Д. Бартой); Die Volksmusik, в сб.: Ungarn, das Antlitz einer Nation, Bdpst, 1940, Arany Jбnos nйpdalgyьjtemйnye (совм. с А. Дьюлой), Bdpst, 1953, A zene mindenkiй, Bdpst, 1954 (сб-ки статей), Vнsszatekintйs, v. 1-2, Bdpst, 1964, Mein Weg zur Musik, Z., 1966; Bdpst, 1969 (о библ. и дискографией); Pentatonicism in Hungarian folk music, "Ethnomusicology", XIV, 1970.

Литература: Сабольчи Б., Золтану Кодаю - 80 лет, "СМ", 1962, No 12; Барток Б., Золтан Кодай, "СМ", 1965, No 2; Живов В., По системе Кодая, "СМ", 1965, No 4; Саваи М., Золтан Кодай - музыкант, педагог, воспитатель, "СМ", 1970, No 5; Мартынов И. И., Кодай, М., 1971; Ranain G., Z. Kodбly, "Il Pianoforte", 1927; Mоlnбr A., Kodбly Zoltan, Bdpst, 1936; Tуth D., Un musicista ungherese: Z. Kodaly, Bdpst, 1938; Szцllцsy A., Kodaly mьvйszete, Bdpst, 1943; Золтан Кодай (сб. статей), Будапешт, 1952; The 70-year old Zoltan Kodбly, Bdpst, 1952; Szabоlсsi B., Bartha D., Kodбly Z. Emlйkkцnyv, Bdpst, 1953; Eцsze L., Kodбly Zoltбn йlete йs munkбssбga, Bdpst, 1956 (с библ. и нотографич. перечнем работ); его же, Kodбly Zoltбn йlete kйpekben, Bdpst, 1969; Forr a vilбg. Kodбly Zoltбn йlete, Bdpst, 1970; его же, Zoltбn Kodбly Octogenario Sacrum, Bdpst, 1962 (Studia musicologie Academiae scientiarum Hungaricae, t. III); Young P. M., Z. Kodбly. A Hungarian musician, L.- N. Y., Bdpst, 1964; Stevens H., The choral music of Zoltan Kodбly, "MQ", 1968, No 54; Szabу H., The Kodбly concept of music education, L., 1969.

П. Ф. Вейс, С. M. Грищенко.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Кодай З." в других словарях:

  • Кодай — Кодай, Золтан Мемориальная доска памяти З.Кодая в Будапеште Золтан Кодай (венг. Kodály Zoltán; 16 декабря 1882, Кечкемет  6 марта 19 …   Википедия

  • КОДАЙ — (Kodaly) Золтан (1882 1967), венгерский композитор, музыковед фольклорист, педагог. Один из создателей венгерской композиторской школы. В музыкальных произведениях опирался на национальный фольклор. Комическая опера Хари Янош (1926); Венгерский… …   Современная энциклопедия

  • Кодай — (Kodаly)         Зольтан (16.12.1882, Кечкемет, 6.3.1967, Будапешт), венгерский композитор, музыковед, фольклорист, педагог и музыкально общественный деятель. Один из основоположников современной венгерской национальной музыкальной культуры.… …   Большая советская энциклопедия

  • КОДАЙ — (Kodäly) Зольтан (16.12.1882, Кечкемет, 6.3.1967, Будапешт), венг. композитор, учёный фольклорист, педагог, основоположник системы массового муз. воспитания в Венгрии. Чл. Венг. АН (с 1943, в 1946 49 през.), почётный през. Междунар. об ва муз.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Кодай Зольтан — Кодай (Kodаly) Зольтан (16.12.1882, Кечкемет, ‒ 6.3.1967, Будапешт), венгерский композитор, музыковед, фольклорист, педагог и музыкально общественный деятель. Один из основоположников современной венгерской национальной музыкальной культуры.… …   Большая советская энциклопедия

  • КОДАЙ (Kodaly) Золтан — (Зольтан) (1882 1967) венгерский композитор, музыкальный фольклорист, педагог. Один из основоположников венгерской национальной композиторской школы и системы музыкального воспитания. Опера Хари Янош (1926), вокально симфонические произведения,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОДАЙ Золтан — КОДАЙ (Kodaly) Золтан (1882 1967), венгерский композитор, музыкальный фольклорист, педагог. Один из основоположников венгерской национальной композиторской школы и системы музыкального воспитания. Опера «Хари Янош» (1926), вокально симфонические… …   Энциклопедический словарь

  • Кодай, Золтан — КОДАЙ (Kodaly) Золтан (1882 1967), венгерский композитор, музыковед фольклорист, педагог. Один из создателей венгерской композиторской школы. В музыкальных произведениях опирался на национальный фольклор. Комическая опера Хари Янош (1926);… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КОДАЙ Золтан — ( 16 XII 1882, Кечкемет 6 III 1967, Будапешт) Его искусство занимает в современной музыке особое место благодаря особенностям, связывающим его с наиболее характерными поэтическими проявлениями венгерской души: героической лирике, восточному… …   Музыкальный словарь

  • КОДАЙ Золтан — (Kodaly, Zoltan) ЗОЛТАН КОДАЙ. (1882 1967), венгерский композитор. Родился 16 декабря 1882 в Кешкемете. В молодости сотрудничал с Б.Бартоком, собирал народную музыку Венгрии, что наложило сильный отпечаток на его композиторскую деятельность.… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»