Кода

Кода
        (итал. coda, от лат. cauda - хвост) - завершающий раздел любой муз. пьесы, не принадлежащий к числу основных частей её формальной схемы и не учитываемый при её определении, т. е. дополнение в пределах целого, законченного произведения. Хотя склад и структура К. зависят от того, в какой форме она применяется, могут быть указаны и некоторые её общие признаки. Для К. типична структурная и гармонич. устойчивость. С целью обеспечения устойчивости могут применяться: в области ладогармонической - органный пункт на тонике и отклонения в субдоминантную тональность; в области мелодики - нисходящее гаммообразное движение верхних голосов или встречное поступенное движение крайних голосов (К. 2-й части 6-й симфонии П. И. Чайковского); в области структуры - повторение построений завершающего характера, их последовательное дробление, в результате к-рого устремлённые к тонике мотивы звучат всё чаще и чаще; в области метроритма - активные ямбич. стопы, подчёркивающие устремление к сильной (устойчивой) доле; в области тематизма - применение оборотов обобщённого характера, оборотов, синтезирующих тематич. материал произведения. При этом иногда привлекаются так называемые прощальные переклички - обмен краткими репликами-имитациями между голосами крайних регистров.
        К. медленных пьес обычно проходит в ещё более замедленном, спокойном движении; в К. быстрых пьес, напротив, движение обычно ещё более ускоряется (см. Стретта). В циклах вариаций К., как правило, вносит контраст в сравнении с характером последней вариации или группы вариаций. В крупных формах с контрастирующими темами нередко используется т.н. приём отражения - эпизодич. введение в К. темы срединного раздела формы. Иногда используется и особый приём - введение элемента, контрастирующего общему характеру К. Но вскоре он вытесняется основным материалом коды, подчёркивая его полное господство. Максимальное развитие этого приёма - начало сонатной К. со 2-й разработки, после к-рой следует устойчивая "собственно К." (Л. Бетховен, соната для фп. No 23 ("Аппассионата"), ч. 1).

Литература: см. при ст. Форма музыкальная.

В. П. Бобровский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Кода" в других словарях:

  • КОДА — (ит. coda, лат. cauda хвостик). 1) прибавление в музыкальной пьесе, содержащее повторение главной темы. 2) мера сыпучих тел в Закавказье. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОДА в музык. пьесах… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • кода — заключение, стих Словарь русских синонимов. кода сущ., кол во синонимов: 5 • заключение (51) • …   Словарь синонимов

  • Кода — удлинение. В твердых формах прибавление сверх узаконенных каноном стихов, главным образом одного, возможно и более, и менее. См. «Сонет». Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А.… …   Литературная энциклопедия

  • КОДА — (итальянское coda, буквально хвост), дополнительный заключительный раздел музыкальной формы, сообщающий ей завершенность. Следует после репризы …   Современная энциклопедия

  • КОДА — (итал. coda букв. хвост), 1) дополнительный заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающий предшествующее музыкальное развитие.2) Добавочный стих сверх схемы в твердых формах, а также заключительная …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОДА — КОДА, коды, жен. (итал. coda). 1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.). 2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов… …   Толковый словарь Ушакова

  • КОДА — жен., муз., итал. хвост, хобот; придаточное повторение общего смысла музыкального сочинения. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Кода — (coda ит., peroraison фр.) музыкальный придаток, которыйприбавляется к концу пьесы. К. применяется в виде предложения, периода,часто имеет ходообразный характер, причем пользуются разработкой мотивовсамой пьесы. Н. С …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Кода — (Coda), собственно хвост название последней заключительнойчасти в строфе, напр. в канцонах . Чаще всего название К. применяется кодному или нескольким терцеттам, прибавляемым к правильным сонетам. Поправилу, первый стих К. 7 стопный рифмуется с… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Кода — р. см. Кодинский Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 …   Географическая энциклопедия

  • Кода —     КОДА удлинение. В твердых формах прибавление сверх узаконенных каноном стихов, главным образом одного, возможно и более, и менее. См. «Сонет» …   Словарь литературных терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»