КОДАЙ Золтан

КОДАЙ Золтан
( 16 XII 1882, Кечкемет - 6 III 1967, Будапешт)

Его искусство занимает в современной музыке особое место благодаря особенностям, связывающим его с наиболее характерными поэтическими проявлениями венгерской души: героической лирике, восточному богатству фантазии, сжатости и дисциплинированности выражения, а больше всего благодаря буйному цветению мелодий.

Б. Сабольчи

З.Кодай-выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист глубоко связал свою творческую и музыкально-общественную деятельность с исторической судьбой венгерского народа, с борьбой за развитие национальной культуры. Многолетняя плодотворная и разносторонняя деятельность Кодая имела огромное значение для становления современной венгерской композиторской школы. Как и Б. Барток, Кодай создал свой композиторский стиль на основе творческого претворения наиболее характерных и жизнеспособных традиций венгерского крестьянского фольклора в сочетании с современными средствами музыкальной выразительности. Кодай начал заниматься музыкой под руководством матери, участвовал в традиционных семейных музыкальных вечерах. В 1904 г. он окончил Будапештскую музыкальную академию с дипломом композитора. Кодай получил также университетское образование (литература, эстетика, языкознание). С 1905 г. он начал собирать и изучать венгерские народные песни. Знакомство с Бартоком перешло в крепкую многолетнюю дружбу и творческое сотрудничество в сфере научной фольклористики. Завершив образование, Кодай отправился в Берлин и Париж (1906-07), где изучал западноевропейскую музыкальную культуру. В 1907-19 гг. Кодай - профессор Будапештской музыкальной академии (класс теории, композиции). В эти годы его деятельность развертывается во многих областях: он пишет музыку; продолжает систематическое собирание и исследование венгерского крестьянского фольклора, выступает в печати как музыковед и критик, активно участвует в музыкально-общественной жизни страны. В сочинениях Кодая 1910-х гг. - фортепианных и вокальных циклах, квартетах, камерно-инструментальных ансамблях - органично сочетаются традиции классической музыки, творческое претворение особенностей венгерского крестьянского фольклора и современные новации в области музыкального языка. Его произведения получают противоречивые оценки критики и музыкальной общественности Венгрии. Консервативная часть слушателей и критиков видит в Кодае только ниспровергателя традиций. дерзкого экспериментатора и лишь немногие дальновидные музыканты связывают с его именем будущее новой венгерской композиторской школы.

В период образования Венгерской республики (1919) Кодай был заместителем директора Государственной высшей школы музыкального искусства им. Ф. Листа (так была переименована музыкальная академия); вместе с Бартоком и Э. Донаньи он вошел в состав музыкальной Директории, ставившей своей целью преобразование музыкальной жизни страны. За эту деятельность при хортистском режиме Кодай подвергся гонениям и был на 2 года отстранен от работы в школе (он вновь преподавал композицию в 1921-40 гг.). 20-30-е гг. - период расцвета творчества Кодая, он создает произведения, принесшие ему мировую известность и признание: "Венгерский псалом" для хора, оркестра и солиста (1923); оперу "Секейская прядильня) (1924, 2-я ред. 1932); героико-комическую оперу "Хари Янош" (1926). "Те Deum Будайской крепости" для солистов, хора, органа и оркестра (1936); Концерт для оркестра (1939); "Танцы из Марошсека" (1930) и "Танцы из Таланты" (1939) для оркестра и др. Одновременно Кодай продолжал активную научно-исследовательскую деятельность в области фольклористики. Он разработал свой метод массового музыкального просвещения и воспитания, основой которого стало постижение народной музыки с самых ранних лет, впитывание ее как родного музыкального языка. Метод Кодая получил широкое признание и развитие не только в Венгрии, но и во многих других странах. Его перу принадлежит 200 книг, статей, методических пособий, в том числе монография "Венгерская народная музыка" (1937, переведена на русск. яз.). Кодай был также президентом Международного совета по народной музыке (1963-67).

В течение долгих лет Кодай сохранял творческую активность. Среди его сочинений послевоенного периода получили известность опера "Цинка Панна" (1948), Симфония (1961), кантата "Каллаи Кеттеш" (1950). Кодай выступал также в качестве дирижера с исполнением собственных произведений. Он побывал во многих странах, дважды приезжал в СССР (1947, 1963).

Характеризуя творчество Кодая, его друг и соратник Бела Барток писал: "Эти сочинения - исповедь венгерской души. Внешне это объясняется тем, что творчество Кодая уходит своими корнями исключительно в венгерскую народную музыку. Внутренняя же причина - безграничная вера Кодая в творческую силу своего народа и его будущее".


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "КОДАЙ Золтан" в других словарях:

  • КОДАЙ Золтан — КОДАЙ (Kodaly) Золтан (1882 1967), венгерский композитор, музыкальный фольклорист, педагог. Один из основоположников венгерской национальной композиторской школы и системы музыкального воспитания. Опера «Хари Янош» (1926), вокально симфонические… …   Энциклопедический словарь

  • КОДАЙ Золтан — (Kodaly, Zoltan) ЗОЛТАН КОДАЙ. (1882 1967), венгерский композитор. Родился 16 декабря 1882 в Кешкемете. В молодости сотрудничал с Б.Бартоком, собирал народную музыку Венгрии, что наложило сильный отпечаток на его композиторскую деятельность.… …   Энциклопедия Кольера

  • Кодай, Золтан — КОДАЙ (Kodaly) Золтан (1882 1967), венгерский композитор, музыковед фольклорист, педагог. Один из создателей венгерской композиторской школы. В музыкальных произведениях опирался на национальный фольклор. Комическая опера Хари Янош (1926);… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Кодай, Золтан — Мемориальная доска памяти З.Кодая в Будапеште Золтан Кодай ( …   Википедия

  • Кодай Золтан (Зольтан) — (Kodaly) (1882 1967), венгерский композитор, музыкальный фольклорист, педагог. Один из основоположников национальной композиторской школы и системы музыкального воспитания. Опера «Хари Янош» (1926); Венгерский псалом (1925; для хора, солистов и… …   Энциклопедический словарь

  • Кодай — Кодай, Золтан Мемориальная доска памяти З.Кодая в Будапеште Золтан Кодай (венг. Kodály Zoltán; 16 декабря 1882, Кечкемет  6 марта 19 …   Википедия

  • Кодай Зольтан — Кодай (Kodаly) Зольтан (16.12.1882, Кечкемет, ‒ 6.3.1967, Будапешт), венгерский композитор, музыковед, фольклорист, педагог и музыкально общественный деятель. Один из основоположников современной венгерской национальной музыкальной культуры.… …   Большая советская энциклопедия

  • КОДАЙ (Kodaly) Золтан — (Зольтан) (1882 1967) венгерский композитор, музыкальный фольклорист, педагог. Один из основоположников венгерской национальной композиторской школы и системы музыкального воспитания. Опера Хари Янош (1926), вокально симфонические произведения,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОДАЙ — (Kodaly) Золтан (1882 1967), венгерский композитор, музыковед фольклорист, педагог. Один из создателей венгерской композиторской школы. В музыкальных произведениях опирался на национальный фольклор. Комическая опера Хари Янош (1926); Венгерский… …   Современная энциклопедия

  • Кодай З. —         (Kodaly) Зольтан (16 XII 1882, Кечкемет 6 III 1967, Будапешт) венг. композитор, музыковед фольклорист, педагог и муз. обществ. деятель. Чл. Венг. АН (с 1943; в 1946 49 президент). Получив начальное муз. образование под рук. матери,… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»