Бессалько


Бессалько
Бессалько

       
БЕССАЛЬКО Павел Карпович (1887–1920) — пролетарский писатель. Р. в семье грузчика в Екатеринославе, две зимы ходил в церковно-приходскую школу, 15 лет поступил учеником в слесарный цех жел., дор. мастерских. С 1906 активно участвует в революционном движении, член РСДРП, меньшевик. В 1907 Б. ссылают на вечное поселение в Енисейскую губ. В 1910 он бежит за границу — в Вену, а потом во Францию. С 1911 работает на аэропланных и ортопедических заводах в Париже. В эмиграции Б. сближается с А. В. Луначарским (см.), А. Гастевым (см.), М. Герасимовым (см.), Ф. Калининым, Р. Пельше и другими и заинтересовывается вопросами пролетарской культуры. Пишет повесть о сибирской ссылке. После неблагоприятного отзыва М. Горького, Б. разбивает эту повесть на ряд рассказов, к-рые в печати не появились. В эмиграции же Б. написал роман «Катастрофа», книгу легенд «Алмазы Востока». Война 1914–1918 и шовинистический угар нашли в Б. резкого противника. После Февральской революции Б. — член большевистской партии, возвращается в Екатеринослав, где работает некоторое время в жел.-дор. мастерских. Затем едет в Петроград. Здесь он стал во главе Пролеткульта, редактировал журнал «Грядущее», пытался создать героический театр и много писал. В 1919 был мобилизован на фронт, где редактировал газету XIII армии «Красный воин». Умер в Харькове от сыпного тифа.
       В цикле автобиографических повестей и романов — «Детство Кузьки», «Несознательным путем», «Катастрофа», «К жизни» — в лице Кузьмы Дарова Б. дает образ героя, который от горького детства рабочего подростка, через монархизм и зубатовщину, через испытания и уроки жизни, пришел к сознательному участию в революционной борьбе. Даров — революционер чувства и воли, а не сознания. Теми же чертами отличаются герой драмы «Каменщик» и бунтарь-мститель и мученик в легендах «Алмазы Востока» — произведение, в к-ром Б. стремился выйти за пределы пролетарской поэзии.
       В произведениях Б. звучит отмеченная А. Луначарским «упоенная влюбленность в свой собственный класс», связанная с враждой и презрением ко всему не-пролетарскому.
       Пионер пролетарской прозы, Б. не имел еще своего стиля, отсюда — схематизм персонажей, неумение преодолеть литературные влияния и т. д. Склонность Б. к драматизму, к предельному динамизму, к авантюрности сюжета породила внешние мелодраматические эффекты, нагромождение ужасов, высокопарность фраз и т. д. — манера бульварной литературы.
       Б. — один из ярких теоретиков пролетарского литературного движения 1918–1919. Он опубликовал в «Грядущем» шесть статей по вопросам пролетарской культуры и пролетарской литературы. В этих статьях сказалась недостаточная теоретическая подготовленность Б., но в них чувствуются пытливая мысль и оригинальный, сильный ум. Б. — фанатик культурного самоутверждения пролетариата. Заражает его пламенная вера в неизбежность культурной гегемонии рабочего класса. «С той поры, — обращается Б. к апологетам буржуазной культуры, — как красноармеец вернется с войны, с той поры, как рабочий и крестьянин победят голод, начнется расцвет нашей культуры, нашего искусства. В нашу жизнь и в вашу смерть мы верим непоколебимо» («О понимании пролетарской культуры»). Влияние А. Богданова (см.) и его ученика Ф. Калинина вызвало некоторые принципиальные срывы Б. Так Б. не различает бесклассовой культуры социалистического общества и классовой пролетарской культуры. Крупнейшая ошибка Б. — полный отказ от культурного наследства («не нужно преемственной связи»). Б. под влиянием Богданова выводит художественную форму непосредственно из техники производства («О форме и содержании»). Несколько наивна статья о психологии творчества («Творчество интуитивное и сознательное»), но ценны борьба с мистическими, жреческими взглядами на художественное творчество и освещение вдохновения с точки зрения учения о переходе количества в качество. В статьях Б. сказывается некоторая цеховая замкнутость. Правильно противопоставив материализм и индустриализм пролетарских поэтов патриархальной мистике Н. Клюева (см.), С. Есенина (см.) и др. («О поэзии крестьянской и пролетарской»), Б. впал в ошибку: он не диференцировал крестьянства и превратил его в сплошную реакционную массу. Цеховая замкнутость сказывается и в огульном отрицании футуризма («Футуризм и пролетарская культура»). Крайности Б. в споре с футуристами оправдывались необходимостью дать отпор их претензиям на монопольное представительство пролетарского искусства (поэтому А. В. Луначарский говорит о «по-своему прекрасной атаке» Б. на футуристов). Чрезвычайно ценна статья «Пролетарские поэты», дающая правильную общую характеристику пролетарской поэзии эпохи Пролеткульта и в частности творчества Самобытника (см.), В. Кириллова (см.) и И. Садофьева (см.). Б. пытается дать не метафизическое, а историческое определение пролетарской поэзии («под пролетарской поэзией мы понимаем развитие мыслей и чувств рабочего класса, облеченных в образную, художественную форму поэтами же рабочего класса»), но значение этой попытки умаляется цеховым стремлением признать пролетарским писателем лишь рабочего по происхождению.

Библиография:

I. Каменщик, П., 1918; Катастрофа, П., 1918; 3-е изд., П., 1919; Несознательным путем, П., 1918; 4-е изд., П., 1919; Детство Кузьки, П., 1918; К жизни, П., 1919; Алмазы Востока, П., 1919; Песни садовника, П., 1921. Статьи Б. собраны в книге: Бессалько П. и Калинин Ф., Проблемы пролетарской культуры, П., 1919, стр. 3–39 и 89–114.
       

II. Биографические сведения о Б.: Садофьев И., П. К. Б., «Грядущее», 1920, № 3; Луначарский А. В. Ст. в журн. «Пролетарская культура», 1920, № 13–14; Его же, Революционные силуэты, М., 1923; Инсаров, Памяти П. К. Б., («Литературный еженедельник при («Красной газете»), 1923, № 4; Клейнборт Л. М., Очерки народной литературы, Л. 1924; Зонин А., У истоков пролетарской литературы, Л., 1927. Критика о творчестве Б.: Луначарский А. В., Предисловие к «Алмазам Востока», П., 1919; Кубиков И. Н., Рабочий класс в русской литературе, изд. 3-е, Ив.-Вознесенск, 1926; Львов-Рогачевский В. Л., Очерки пролетарской литературы, М. — Л., 1927.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Бессалько" в других словарях:

  • Бессалько, Павел Карпович — [1887 1920] пролетарский писатель. Род. в семье грузчика в Екатеринославе, две зимы ходил в церковно приходскую школу, 15 лет поступил учеником в слесарный цех жел. дор. мастерских. С 1906 активно участвует в революционном движении, член РСДРП,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • БЕССАЛЬКО Павел Карпович — (1887—1920), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1917. Пов. «Детство Кузьки» (1918), «К жизни» (1919). Ром. «Бессознательным путем», «Катастрофа» (оба — 1918; объединены в ром. «Кузьма Даров», изд. 1926). Сб. стилизованных легенд… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Калинин, Федор Иванович — Калинин Ф. И. (1882 1920) род. в семье ткача Иваново Вознесенского района, в дер. Шилкове Александровского уезда, жил в фабричных казармах, но его угнетали моральные условия рабочего быта. Под влиянием отца, любителя природы и рыболова, он… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Калинин — Федор Иванович (1883 1920) критик коммунист. Сын крестьянина ткача. Работал с 12 лет столярным учеником, наборщиком, ткачом. В 1901 арестован, просидел 15 месяцев в тюрьме, сослан на три года в Архангельскую губ. В конце 1905 снова арестован и… …   Литературная энциклопедия

  • Кириллов, Владимир Тимофеевич — [1889 ] современный поэт. Род. в крестьянской семье, в течение года учился в начальной школе, с 10 лет ученик сапожной мастерской, с 1903 матросский ученик на пароходе торгового флота, плавал в Турцию, Грецию, Египет. В революцию 1905 1906… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Кириллов — Владимир Тимофеевич (1889 ) современный поэт. Р. в крестьянской семье, в течение года учился в начальной школе, с 10 лет ученик сапожной мастерской, с 1903 матросский ученик на пароходе торгового флота, плавал в Турцию, Грецию, Египет. В… …   Литературная энциклопедия

  • Пролеткульт — сокращенное название «пролетарских культурно просветительских организаций», действовавших в первые годы революции (I конференция ПКПО сентябрь 1917). Свою работу Пролеткульт направлял к тому, чтобы «дать рабочему классу целостное воспитание,… …   Литературная энциклопедия

  • Гастев, Алексей Капитонович — Гастев А. К. (1882 1938 или 1941; автобиография) родился 26 сентября 1882 г. в гор. Суздале Владимирской губ. Отец его был учителем и умер, когда Г. исполнилось 2 года. Мать Г. была портниха. По окончании городского училища, а затем технических… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Герасимов, Михаил Прокопьевич — [1889 ] современный пролетарский поэт. Род. около г. Бугуруслана, сын железнодорожного рабочего и переездной сторожихи. С 9 лет работал на жел. дор. полотне. Учился в Кинельской двухклассной школе и Самарском жел. дор. техническом училище. В 1905 …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.