- Калинин
- Калинин
-
КАЛИНИН Федор Иванович (1883—1920) — критик-коммунист. Сын крестьянина-ткача.
Работал с 12 лет столярным учеником, наборщиком, ткачом. В 1901 арестован, просидел 15 месяцев в тюрьме, сослан на три года в Архангельскую губ. В конце 1905 снова арестован и просидел 3 года в тюрьме. Затем уехал в Италию, слушал лекции в Каприйской партийной школе и, после недолгой поездки в Россию, эмигрировал во Францию, где и оставался до 1917. Дебютировал в 1912 статьей «Типы рабочих в лит-ре». После октябрьской революции — один из вождей пролеткультовского движения, теоретик пролетарской лит-ры эпохи гражданской войны и работник Наркомпроса. Печатался в журн. «Грядущее» и «Пролетарская культура».
Подобно другому критику-рабочему того времени П. Бессалько (см.) К. отразил в своих статьях и сильные и слабые стороны пролетарского лит-ого движения эпохи военного коммунизма. К. — пламенный энтузиаст пролетарской культуры, нового классового искусства пролетариата. С темпераментом подлинного революционного борца К. ратовал за торжество пролетарской сознательности, за преодоление идеологических влияний крупной и мелкой буржуазии, против всяких компромиссов в области идеологии. С особой настойчивостью разоблачал К. иррационализм, мистицизм, интуитивизм буржуазии, в эпоху заката капитализма порвавшей с культом науки и разума. В частности К. удачно критиковал мистические и интуитивистские теории художественного творчества и вдохновения. Из этого стремления дать отпор чуждым классовым влияниям и разоблачить иррационализм умирающей буржуазии вытекало резкое нападение К. на футуризм с его заумью. Несмотря на чрезмерную прямолинейность, оно было необходимо в целях разоблачения декадентских корней футуризма и отпора стремлениям футуристов монополизировать пролетарское искусство. В статье «Путь пролетарской критики и „Поэзия рабочего удара А. Гастева», К. правильно подметил ряд черт классовой психологии пролетариата, нашедших себе выражение в творчестве пролетарских поэтов первого призыва, особенно — коллективизм и индустриализм. Правильно в основном наметил К. и путь к созданию новых форм пролетарской поэзии: «Понятный и прочувствованный смысл содержания вынудит, в силу своей внутренней логики, искать такую комбинацию форм, к-рая с наибольшей силой и яркостью его выражает. Правда, этот путь сознательных и упорных поисков формы через содержание труден, но он единственно верный для выявления своего лица». Эти черты лит-ой деятельности К. значительно содействовали сознательному оформлению и росту пролетарской поэзии того времени и обеспечивают К. почетное место в истории пролетарского лит-ого движения.
Однако огромное влияние на К. идей А. А. Богданова (см.) обусловило неизбежность ряда идеологических ошибок, порою очень серьезных. В момент величайшего обострения политической борьбы пролетариата, требующего максимального политического заострения пролетарской поэзии, К., вслед за Богдановым, высказывался за оттеснение непосредственно боевых злободневных мотивов в пользу «эпохальных» задач рабочего класса. В статье о Гастеве К. выражает сожаление, что «преобладающими мотивами их (пролетарских поэтов) является отражение современной революционности настроений» и что «основных положительных пролетарских мотивов... почти нет совсем». Этот разрыв между боевыми и «положительными» мотивами, целиком совпадавший с борьбой Богданова против «солдатских» мотивов в пролетарской поэзии, несомненно содействовал отрыву поэтов Пролеткульта и «Кузницы» от повседневной политической практики пролетариата и подготовлял почву для кризиса пролетарской поэзии в 1921.
К. разделял методологическую ошибку Богданова, выводя особенности формы пролетарской поэзии непосредственно из техники фабрично-заводского производства. Диалектика содержания и формы понималась К. несколько упрощенно и, в значительной мере, механистически. Крупной ошибкой К. является его тезис, что интеллигент не может стать пролетарским художником (в ту же ошибку впал и Бессалько). Характерно, что для обоснования этого ошибочного тезиса К. пришлось преувеличить роль подсознания в поэзии, делая тем самым уступку ненавистному ему интуитивизму.
Пролетарское лит-ое движение восстановительного периода (эпоха «Октября» и ВАППа), опираясь на ценные стороны взглядов К. и др. теоретиков пролетарской поэзии 1918—1920, преодолело в то же время их многочисленные ошибки.Библиография:
I. Типы рабочих в литературе, «Новый журнал для всех», 1913, IX; Бессалько П. и Калинин Ф., Проблемы пролетарской культуры, П., 1919.
II. Памяти Ф. Калинина, Сб., П., 1920; Кривцов С., Рецензия на кн. Бессалько и Калинина, «Пролетарская культура», 1920, XIII—XIV; «Ф. И. Калинин», «Пролетарская культура», 1920, XIII—XIV (некролог).
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Кали́нин
-
Анатолий Вениаминович (р. 1916, станица Каменская, ныне г. Каменск-Шахтинский Ростовской обл.), русский прозаик. Родился в семье учителя. Будучи школьником, сотрудничал в газете «Пионерская правда», в областных и районных газетах на Дону, Кубани, с 1935 г. – корреспондент «Комсомольской правды». Первое крупное произведение Калинина – роман «Курганы» (1938—39), в котором рассматривается тема коллективизации на Дону, был одобрительно встречен критикой. Калинин – участник Великой Отечественной войны; военные очерки – «Однажды ночью» (1942, в соавторстве), «Иван Смоляков», «Казаки идут на Запад» (оба – 1943) – публиковались в центральной и региональной периодике. Военной тематике посвящены повести Калинина «На юге» (1944) и «Товарищи» (1945), которые в 1951 г. были переработаны в роман «Красное знамя». В 1994 г. повести «На юге» и «Товарищи» были соединены в их первоначальном виде под жанровым обозначением «роман» и новым названием «Любя и враждуя». Очерки писателя, написанные в годы войны, частично собраны в 1-м разделе книги «Две тетради» (1979). В послевоенные годы Калинин пишет стихи и пьесу: стихотворный сборник «По кругу совести и долга» (1983), пьеса «Тихие вербы» (1947).
Своим учителем в литературе Калинин считает М. А. Шолохова. Как отмечают многое критики, шолоховские традиции прослеживаются в романах «Суровое поле» (1958), «Цыган» (1960, 1968—69, 1974, отд. издание – 1974, окончательная ред. – 1992), в повестях «Эхо войны» (1963) и «Возврата нет» (1971). В этих произведениях, образующих своеобразную тетралогию, рассматривается послевоенная мирная жизнь, в ретроспекции – звучит тема войны, её влияния на судьбы людей. Отличительная особенность этих романов – сочетание исторического материала с попыткой лирического проникновения во внутренний мир героев. Психологизмом, глубоким проникновением в сложнейшие процессы формирования личности подростка характеризуется роман «Гремите, колокола!» (1966—67). Автобиографические мотивы легли в основу очерков «На среднем уровне» (1953), «Лунные ночи» (1955) и романа «Суровое поле», в которых дана подлинная картина жизни простых людей «донской глубинки». Жизни и творчеству М. А. Шолохова Калинин посвятил очерковые книги «Вёшенское лето» (1964) и «Время „Тихого Дона”» (1975). Многие произведения Калинина экранизированы, долгие годы успехом пользуется телевизионная версия романа «Цыган».
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.