Гиппиус

Гиппиус
Ги́ппиус
Зинаида Николаевна (1869, с. Белёв Тульской губ. – 1945, Париж), русская писательница, литературный критик. Дочь юриста из обрусевшей немецкой семьи (в России с 16 в.) и матери-сибирячки. Получила бессистемное домашнее образование (лишь несколько месяцев проучилась в Киевском женском ин-те и гимназии Фишер в Москве). С детских лет увлекалась писанием «тайных» дневников и стихов, музыкой, танцами и живописью. С 1889 г. – жена Д. С. Мережковского, с которым, по её словам, прожила «52 года, не разлучаясь… ни на один день», тогда же переехала в Санкт-Петербург. Здесь быстро приобрела широкий круг литературных знакомств (А. Н. Плещеев, Я. Н. Полонский, Д. В. Григорович, А. Н. Майков) и вскоре заняла заметное место среди «старших» символистов. С 1868 г. выступала со стихами (первые собрания сочинений – 1904—10), развивая в них основную тему своего творчества: вечный внутренний разлад человека, мечущегося между верой и безверием, страхом смерти и светлыми надеждами, бесстрашным вызовом обществу и смирением, жаждой чувственных наслаждений и боязнью «тяжести счастия» (стихотворение «Предел»), между «божественным» и «дьявольским» в своей душе. Под псевдонимом Антон Крайний Гиппиус активно печаталась также как литературный критик, отстаивая позиции символизма (сборник её многочисленных статей в периодике – «Литературный дневник», 1908). Будучи редактором (вместе с Д. С. Мережковским, П. П. Перцовым, затем – Д. В. Философовым) журнала «Новый путь», способствовала литературному дебюту в нём А. А. Блока.

З. Н. Гиппиус. Портрет работы Л. Бакста. 1905 г.
З. Н. Гиппиус. Портрет работы Л. Бакста. 1905 г.

 
Необычайно красивая, утончённая, высокомерная и страстная, насмешливая и увлекающаяся, называемая современниками то «декадентской мадонной», то «сатанессой», Гиппиус стала одной из «знаковых» фигур рус. культуры «серебряного века», воплотив не только в своём творчестве, но и в реальной жизни «все переживания современной души» (В. Я. Брюсов), в т. ч. психологию «излома», «душевного выверта», определённую манерность и склонность к «позе».
В 1900–10-х гг. дом Мережковских – один из центров литературной и религиозно-философской жизни Петербурга, где бывали такие крупные философы и литераторы, как В. В. Розанов, Н. М. Минский, Н. А. Бердяев, Ф. К. Сологуб, В. Я. Брюсов, З. А. Венгерова, М. С. Шагинян, А. Белый, посвятивший Гиппиус «Кубок метелей», А. А. Блок, впоследствии не принявший идей «петербургских мистиков» Мережковских, отошедший от Гиппиус с её призывами к «охристианиванию мира» путём «освящения плоти».
Резкое неприятие критики, особенно либерально-народнической, вызвали рассказы Гиппиус (сборники «Новые люди», 1896; «Зеркала», 1898; «Алый меч», 1906; «Чёрным по белому», 1908; «Лунные муравьи», 1912), в которых писательница проповедовала своё «неохристианство» и вводила схематично-абстрактных, либо вызывающе-претенциозных, либо отчаявшихся и меланхоличных героев. Художественно неубедительной оказалась и романическая хроника Гиппиус: «Чёртова кукла» (1-я часть, 1911) с её героем вульгарно-ницшеанского толка и «Роман-царевич» (3-я часть, 1913, отд. издание 1913; 2-я часть, «Очарование истины», не закончена), посв. теме «религиозной революции» и пытающаяся представить галерею современных общественных типов. Протест против «мира старых», призыв к преображению действительности звучал в пьесах Гиппиус «Маков цвет» (1908, совместно с Д. С. Мережковским и Д. В. Философовым) и «Зелёное кольцо» (1916).
Решительно не приняв Октябрьскую революцию (сборник «Последние стихи. 1914–1918», 1918), Гиппиус с мужем эмигрировала в начале 1920 г. С конца 1921 г. жила в Париже, где организовала у себя дома «литературные воскресенья», общество «Зелёная лампа», собирающее эмигрантов разных поколений, с которыми отношения Мережковских, в силу их непримиримой ненависти к Советской России даже в период 2-й мировой войны, с годами резко осложнились. Ценная часть наследия Гиппиус – мемуары «Живые лица» (1925), дневники, письма, незаконченная книга «Дмитрий Мережковский» (опубл. в 1951).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Гиппиус" в других словарях:

  • Гиппиус З. — Гиппиус З. ГИППИУС (Мережковская) Зинаида Николаевна (1869 ) поэтесса, беллетрист, драматург и литературный критик (псевдоним Антон Крайний). Печататься начала в 1888 в «Северном вестнике». Вместе с Д. Мережковским, В. Брюсовым и др. Г. явилась… …   Литературная энциклопедия

  • Гиппиус В. — Гиппиус В. ГИППИУС Василий Васильевич (1890 ) литературовед. С 1922 профессор Пермского университета. Основная работа Г. «Гоголь» (Л., 1924) представляет собою схему творческой эволюции автора «Мертвых душ». Последние работы Г. посвящены лит ому… …   Литературная энциклопедия

  • ГИППИУС — Зинаида Николаевна (1869 1945), русская писательница. Идеолог символизма. В сборниках лирических стихов (1904, 1910) мотивы трагической отъединённости от мира, волевого самоутверждения. В рассказах (сб ки Алый меч , 1906, Лунные муравьи , 1912, и …   Русская история

  • Гиппиус — (нем. Hippius): Гиппиус, Александр Иванович (1855   ?)  русский генерал[1] Гиппиус, Алексей Алексеевич  лингвист. Гиппиус, Василий Васильевич (1890 1942)  литературовед, поэт, переводчик. Гиппиус, Владимир Васильевич …   Википедия

  • ГИППИУС — 1. (Александр Васильевич (? 1942) – один из ближайших друзей юности А. А. Блока) Предтечи вечного сиянья Неугасимого огня. Ал. Гиппиус Эпгрф. АБ901 (I,473); 2. (Зинаида Николаевна (1869 1945) – рус. поэтесса, писательница, лит. критик) З. Н.… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Гиппиус Зинаида Николаевна — Гиппиус Зинаида Николаевна, по мужу Мережковская, писательница. Родилась в 1867 г. В печати выступила с начала 90 х годов; первоначально примыкала к кружку символистов (Д. Мережковский , Н. Минский , А. Волынский , Ф. Сологуб и др.),… …   Биографический словарь

  • Гиппиус, Зинаида Николаевна — (Мережковская) [1869 ] поэтесса, беллетрист, драматург и литературный критик (псевдоним Антон Крайний). Печататься начала в 1888 в "Северном вестнике". Вместе с Д. Мережковским, В. Брюсовым и др. Г. явилась одним из зачинателей… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ГИППИУС Зинаида Николаевна — (1869 1945) русская писательница. Идеолог символизма. В сборниках лирических стихов мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого самоутверждения личности (1904, 1910). В рассказах (сборники Алый меч , 1906; Лунные муравьи ,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гиппиус-Мережковская — Гиппиус Мережковская, Зинаида Николаевна (псевдоним Антон Крайний) принадлежала к группе первых декадентов, выступивших в 90 х годах против предшествовавшей им школы реалистов общественников с проповедью символизма и мистического мироощущения. Ею …   1000 биографий

  • Гиппиус Евгений Владимирович — [р. 24.6(7.7).1903, Царское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской обл.], советский музыковед и музыкальный этнограф, доктор искусствоведения (1958). Учился на Общественном факультете Петроградского университета. Окончил Ленинградский институт… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»