Гиппиус Зинаида Николаевна

Гиппиус Зинаида Николаевна
Гиппиус Зинаида Николаевна, по мужу Мережковская, - писательница. Родилась в 1867 г. В печати выступила с начала 90-х годов; первоначально примыкала к кружку "символистов" (Д. Мережковский , Н. Минский , А. Волынский , Ф. Сологуб и др.), группировавшемуся вокруг "Северного Вестника". Первые стихи и рассказы Гиппиус написаны под явным влиянием идей Рескина, Ницше, Метерлинка и других "властителей дум" того времени. Эти произведения Гиппиус (появлявшиеся в "Северном Вестнике", "Вестнике Европы", "Русской Мысли" и разных иллюстрированных журналах) собраны в двух книгах: "Новые люди" (СПб., 1896) и "Зеркала" (СПб., 1898). Позднее Гиппиус, по ее выражению, "отреклась от декадентства" и всецело приняла религиозные идеи Мережковского, деятельно участвуя в их разработке. В их духе ею написано несколько религиозно-философских статей, появившихся в "Мире Искусства". Она принимала постоянное участие в "Религиозно-философских собраниях", затем в редакции журнала "Новый Путь", ставившего себе задачей распространять религиозные идеи в русском обществе. К этому периоду относятся две книги ее рассказов: "Третья книга" (СПб., 1902) и "Алый Меч" (СПб., 1906). В "Новом Пути", кроме стихов и рассказов, Гиппиус поместила ряд критических статей, под псевдонимом Антон Крайний. Свою критическую деятельность она продолжала сначала в "Весах", потом в "Русской Мысли", отличаясь большою вдумчивостью, но вместе с тем крайнею резкостью и порою недостатком беспристрастия. Стихи Гиппиус впервые были собраны в отдельном издании в 1904 г. ("Собрание стихов", М.); критические статьи - в 1908 г. ("Литературный дневник", СПб.). Далее следовали еще две книги рассказов: "Черное по белому" (СПб., 1908) и "Лунные муравьи" (М., 1912), и второй сборник стихов (М., 1910). В своих последних произведениях Гиппиус стремится к общедоступности и простоте формы. События 1905 - 07 годов живо затронули Гиппиус, и в ее последних рассказах много места уделено вопросам общественности. В сотрудничестве с Д. Мережковским и Д. Философовым ею написана драма "Маков цвет", изображающая переживания группы русских в 1905 - 06 годах в Париже и в России (СПб., 1908). Она предприняла обширную трилогию, посвященную смуте последних лет; пока появились две первые части: "Чертова кукла" ("Русская Мысль", 1911 г. и отдельно) и "Роман-царевич" ("Русская Мысль", 1912). - Гиппиус оригинальнее как автор стихов, чем как автор рассказов и повестей. Всегда внимательно обдуманные, часто ставящие интересные вопросы, не лишенные меткой наблюдательности, рассказы и повести Гиппиус в то же время несколько надуманы, чужды свежести вдохновения, не показывают настоящего знания жизни. Герои Гиппиус говорят интересные слова, попадают в сложные коллизии, но не живут перед читателем; большинство их - только олицетворение отвлеченных идей, а некоторые - не более, как искусно сработанные марионетки, приводимые в движение рукою автора, а не силой своих внутренних психологических переживаний. В ранних рассказах Гиппиус сильно чувствуется влияние Достоевского и даже простое подражание ему. В позднейших повестях стремление к простоте языка доводит Гиппиус до неряшливости слога, а стремление к краткости - к излишней лаконичности и отрывочности речи. Напротив, как поэт, Гиппиус занимает в русской литературе совершенно самостоятельное место. Стихотворений ею написано немного, но почти все они глубоко содержательны, а по форме безукоризненны и интересны. В поэзии Гиппиус осталась символистом; каждое ее стихотворение, давая ясный реальный образ, позволяет угадывать за ним многое другое. Особенно хороши у Гиппиус раздумья, связанные с какой-либо картиной природы или с каким-нибудь явлением жизни. Техника стиха доведена у Гиппиус до виртуозности. Ей одинаково удаются как смелые новшества в стихосложении, так и привычные размеры, которым она умеет придать неожиданную новизну и своеобразное очарование. Всего ближе поэзия Гиппиус подходит к поэзии Баратынского ; муза Гиппиус также поражает читателя "лица необщим выраженьем". Многие стихи и некоторые рассказы Гиппиус переведены на немецкий и другие языки. По-французски ею написана, в сотрудничестве с Д. Мережковским и Д. Философовым, книга "Le Tsar et la Revolution" (П., 1909) и статья о русской поэзии в "Mercure de France". См. М. Гофман, "Книга о русских поэтах" (СПб., 1909); В. Брюсов , "Далекие и близкие" (М., 1910); М. Шагинян, "О блаженстве имущего" (М., 1912); Е. Лундберг, "Поэзия З. Г." ("Русская Мысль", 1912). В. Бр-ов.

Биографический словарь. 2000.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Гиппиус Зинаида Николаевна" в других словарях:

  • Гиппиус, Зинаида Николаевна — Зинаида Гиппиус Имя при рождении: Зинаида Николаевна Гиппиус Псевдонимы: Г с; Денисов, Л.; З.Г.; Кр., А.; Крайний, А.; …   Википедия

  • Гиппиус, Зинаида Николаевна — (Мережковская) [1869 ] поэтесса, беллетрист, драматург и литературный критик (псевдоним Антон Крайний). Печататься начала в 1888 в "Северном вестнике". Вместе с Д. Мережковским, В. Брюсовым и др. Г. явилась одним из зачинателей… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гиппиус, Зинаида Николаевна — Зинаида Николаевна Гиппиус. ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869 1945), русская писательница. Идеолог символизма. Жена Д.С. Мережковского. В сборниках лирических стихов (1904, 1910) мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ГИППИУС Зинаида Николаевна — (1869 1945) русская писательница. Идеолог символизма. В сборниках лирических стихов мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого самоутверждения личности (1904, 1910). В рассказах (сборники Алый меч , 1906; Лунные муравьи ,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гиппиус Зинаида Николаевна — [8(20).11.1869, Белев, ныне Тульской обл., 9.9.1945, Париж], русская писательница. Жена Д. С. Мережковского. В 1888 опубликовала первые стихи. Характерная представительница декадентства в русской литературе, Г. сочетала в своих стихах проповедь… …   Большая советская энциклопедия

  • Гиппиус, Зинаида Николаевна — Гиппиус Зинаида Николаевна (1869–1945, Париж) первая вызвала шум вокруг русского символизма своей «Песней» (1893): «...Мне нужно то, чего нет на свете, чего нет на свете...» – образцом акцентного стиха. В дальнейшем она предпочитала более… …   Русские поэты Серебряного века

  • Гиппиус Зинаида Николаевна — (1869 1945), русская писательница. Идеолог символизма. В сборниках лирических стихов (1904, 1910)  мотивы трагической отъединённости от мира, волевого самоутверждения. В рассказах (сборники «Алый меч», 1906, «Лунные муравьи», 1912, и др.) … …   Энциклопедический словарь

  • ГИППИУС Зинаида Николаевна — Зинаида Николаевна (8.11.1869, г. Белёв Тульской губ. 9.09.1945, Париж), поэтесса, прозаик, лит. критик и публицист. Род. в семье судебного чиновника, предки по отцовской линии выходцы из Германии, переселившиеся в Россию в XVI в. Слабое здоровье …   Православная энциклопедия

  • ГИППИУС Зинаида Николаевна — (псевд. Антон Крайний и др.; 1869—1945), русская писательница, идеолог декадентства. С 1920 в эмиграции, заняла крайне антисов. позицию. Поэтич. сб ки «Собрание стихов» (кн. 1, 1904; кн. 2, 1910), «Последние стихи. 1914—1918» (1918). Сб …   Литературный энциклопедический словарь

  • Гиппиус Зинаида Николаевна — писательница; см. Мережковская …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»