РЕКЛАМА


РЕКЛАМА
(фр. reclame от лат. reclamare - выкрикивать)
распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях,которая предназначена для неопределенного круга лиц (ФЗ РФ от 18 июля 1995г.№ 108-ФЗ "О рекламе"). Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения Р. на рынках товаров, работ, услуг РФ, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг. Отношения, связанные с политической Р., Закон о Р. не регулирует. КС определил, что правовое регулирование рекламной деятельности, в смысле Закона о Р., - предмет только федерального законотворчества. Дело в том, что это регулирование, во-первых, является частью установления "Право-255вых основ единого рынка", закрепленного п. "ж" ст. 71 Конституции РФ в исключительном ведении РФ, и, во-вторых, призвано обеспечить свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории РФ.
Основными субъектами рекламной деятельности являются: рекламодатель - лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения Р.:рекламопроизводитель- лицо, осуществляющее полное или частичное приведение Р. к готовой для распространения форме; рекламораспрост-ранитель - лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение Р. путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств теле- и радиовещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами; потребители Р. - лица, до сведения которых доводится или может быть доведена Р., следствием чего является или может являться соответствующее воздействие Р.на них.
Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламорас-пространителя, в частности, перед потребителями Р. четко разграничена по критерию вины за сделанное. Так, рек-ламораспространитель (чаще всего в этом качестве выступают СМИ) несет установленную ответственность лишь "в части, касающейся времени, места и средств размещения Р.". Вопросы ответственности основных субъектов рекламной деятельности обычно возникают по поводу так называемой ненадлежащей Р., к которой Закон относит недобросовестную. недостоверную, неэтичную, заведомо ложную Р.
Недобросовестная Р. "содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента или конкурентов".
Недостоверная Р. - та, в которой. например, используются термины в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и т.п., если их невозможно подтвердить документально.
Неэтичная Р. содержит, в частности, оскорбительные выражения, образы "в отношении расы. национальности, профессии, социальной категории,возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц".
К ненадлежащей Р. относится и так называемая скрытая Р. - Р., оказывающая не осознаваемое потребителем воздействие, в том числе путем использования в теле- и радиовещании, а также в кинопродукции специальных видеовставок (двойной звукозаписи).
Отдельный вид Р. - социальная Р. Она "представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей". В такого рода Р. не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Осуществляемая на безвозмездной основе деятельность юридических и физических лиц по производству и распространению социальной Р.,передаче своего имущества, в том числе денежных средств, другим юридическим и физическим лицам для производства и распространения социальной Р. признается благотворительной деятельностью и пользуется предусмотренными законодательством льготами.
Закон о Р. содержит ряд требований, определяющих различный правовой режим рекламной информации в зависимости от форм ее распространения. Так, по отношению к теле- и радиопрограммам существуют определенные ограничения, призванные защищать интересы телезрителей и радиослушателей. В частности, не допускается прерывать Р.: детские и религиозные передачи:образовательные программы более чем один раз в течение 15 мин на период, не превышающий 45 с; радиопостановки и художественные фильмы без согласия право-обладателей; иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее чем 15 мин. Распространение Р. одного и того же товара, а равно Р. о самом рекламодателе не должно осуществляться более чем 2 раза общей продолжительностью не более чем 2 мин в течение часа эфирного времени на одной частоте вещания. В теле-, радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера. Р. не должна превышать 25% объема вещания. От лица государства контроль за соблюдением законодательства РФ о Р. осуществляют МАП и его территориальные подразделения. МАП: предупреждает и пресекает факты ненадлежащей Р.;
направляет рекламодателям, рекламо-производителям и рекламораспростра-нителям предписания прекратить нарушения законодательства РФ о Р., решения о контррекламе (т.е. опровержении ненадлежащей Р., распространяемом в
целях ликвидации вызванных ею последствий). За неисполнение в срок этих предписаний, а также решений о контррекламе МАП наделен правом налагать штрафы в размере до 5 тыс. МРОТ; направляет материалы о нарушениях законодательства РФ о Р. в органы, лицензирующие соответствующие виды деятельности; направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для возбуждения уголовного дела по признакам преступлений в области Р. УК содержит ст. 182 "Заведомо ложная реклама", предусматривающую строгую уголовную ответственность - лишение свободы на срокдо 2 лет за использование в Р. заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей,продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.
Наконец, МАП и его территориальные органы правомочны предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей Р., в связи с нарушением законодательства РФ о Р.и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей Р.
Общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц (органы саморегулирования Р.) наделены широкими возможностями влиять на состояние дел в области Р. В частности, они привлекаются к участию в разработке требований к Р., в том числе проектов законов и иных нормативных правовых актов; производят независимую экспертизу Р. на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства и направляют соответствующие рекомендации заинтересованным участникам рекламной деятельности: направляют в органы прокуратуры материалы и обращаются в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства РФ о Р. Важнейшее правомочие органов саморегулирования в области Р. - предоставленная им возможность обращаться с исками в суд, арбитражный суд.
При удовлетворении иска в отношении неопределенного круга\'потребите-лей Р. суд или арбитражный суд обязывает правонарушителя довести его решение до сведения указанных потребителей через СМИ или иным образом в установленный им срок. С февраля 1995 г. при ТПП действует Общественный совет по Р. В апреле 1996 г. создан Попечительский совет Общественного совета по Р. в целях поддержки и развития процессов рекламного саморегулирования, повышения роли рекламных объединений, представителей СМИ и общественности в цивилизованном развитии отечественной Р. В составе Попечительского совета - ТПП, Союз журналистов России, Российская ассоциация рекламных агентств, Международная конфедерация обществ потребителей и другие известные общественные структуры. В 1995 г. основные российские участники рекламной деятельности одобрили Международный кодекс рекламной деятельности, известный как Кодекс МТП. Он является инструментом саморегулирования Р. в 17 странах Европы. Пять из его 19 статей посвящены вопросам ответственности субъектов рекламной деятельности перед потребителями и обществом.
Монахов В.И.

Энциклопедия юриста. 2005.

Синонимы:

Смотреть что такое "РЕКЛАМА" в других словарях:

  • РЕКЛАМА — величайшее искусство XX века. Маршалл Маклюэн Реклама двигатель торговли: сотня двигает, один торгует. Хенрик Ягодзиньский Реклама это средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слыхали. Мартти Ларни Реклама это когда нам… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • реклама — См …   Словарь синонимов

  • реклама — ы, ж. reclame < reclamo кричу, выкрикиваю. 1. только ед. Мероприятия, имеющие целью широкое оповещение о чем л. для привлечения потребителей, покупателей. БАС 1. Реклама, в своем окончательном воплощении, распалась на две части, на собственно… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Реклама — (advertising) Средство распространения информации и убеждения людей. Реклама распространяется через прессу, телевидение, радиовещание, объявления и плакаты, а также через названия компаний на одежде. Реклама создает представление о продукте,… …   Словарь бизнес-терминов

  • Реклама — по законодательству РФ распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать… …   Финансовый словарь

  • РЕКЛАМА — (фр., от reclamer, лат. reclamare провозглашать, громко кричать). Маленькая статейка, помещенная в газете или журнале за плату и содержащая похвалу какого нибудь товара, промысла и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Реклама — (от лат. reclamare выкрикивать; англ. advertisement; фр. reclame) в РФ распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о гражданине или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена …   Энциклопедия права

  • РЕКЛАМА — РЕКЛАМА, рекламы, жен. (от лат. reclamo кричу, восклицаю). 1. только ед. Мероприятия, имеющие целью создать широкую известность чему нибудь, привлечь потребителей к чему нибудь. Торговая реклама. Капиталистические предприятия тратят огромные… …   Толковый словарь Ушакова

  • Реклама — хвалебная статья (объявленіе), средство восхвалять (дѣйствія, товары и пр.). Рекламировать. Ср. Каждый такой столбъ, какъ я, поваленный прокуроромъ, реклама (для него), да еще какая! А. А. Соколовъ. Тайна. 33. Ср. Читатель, конечно, помнитъ, какъ …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • реклама — Обезличенная оплачиваемая передача через средства массовой информации или иные коммуникационные каналы сведений о товарах, услугах или идеях, предлагаемых представляемыми спонсорами. Кортлэнд Л. Бове, Уильям Ф. Аренс, «Современная реклама»… …   Справочник технического переводчика

  • Реклама — По существу. реклама является попыткой изменить поведение потребителя. Исследования установили, что такое изменение более вероятно, когда рекламная информация содержит привлекательные образы наряду с элементами компетентности и авторитета.… …   Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Реклама, В. Л. Музыкант. Издание открывает новую серию книг, подготовленную в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности "Реклама", одним из… Подробнее  Купить за 446 руб
  • Реклама, Е. В. Ромат. В книге Е. Ромата проведен глубокий и всесторонний анализ такой динамичной, быстро трансформирующейся сферы человеческой деятельности, как реклама. Подробно изучаются рекламные коммуникации и… Подробнее  Купить за 440 руб
  • Реклама, В. Л. Музыкант. Издание открывает новую серию книг, подготовленную в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности "Реклама", одним из… Подробнее  Купить за 299 руб
Другие книги по запросу «РЕКЛАМА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.