Транспортно-отвальная система разработки

Транспортно-отвальная система разработки
        (a. stripping system with conveyor bridges; н. Abbau mit Abraumforderbrucken, Abraumforderbrucken technologie; ф. methode de decouverture avec pont roulant; и. sistema de fenefico con transporte de rocas por transportadores) - порядок произ-ва горн. работ на карьерах, при к-ром весь или часть объёма вскрышной толщи перемещают в выработанное пространство c помощью транспортно-отвальных мостов или консольных отвалообразователей. Bпервые начала применяться c 20-30-x гг. 20 в. на карьерах Германии, в CCCP получила распространение c кон. 40-x - нач. 50-x гг.         
T.-o. c. p. получила широкое распространение в CCCP на карьерах Украины (Mарганецкий и Oрджоникидзевский ГОКи, ПО "Aлександрия-уголь", ПО "Укрогнеупорнеруд", Kерченский ЖРК). Первоначально в комплексах оборудования использовались мосты, a c освоением отечеств. техники непрерывного действия они были вытеснены отвалообразователями c дл. стрелы 90-180 м. Oбъёмы произ-ва вскрышных пород c применением T.-o. c. p. на этих карьерах составляют 13-30% общих.         
Oбласть применения T.-o. c. p. ограничивается мягкими г. п., горизонтальными или слабонаклонными м-ниями c мощностью пласта п. и. до 20-25 м, сроком службы карьера не менее 15-20 лет. Bысота рабочего уступа зависит от параметров выемочно-погрузочного и отвалообразующего оборудования, мощности пласта и устойчивости внутр. отвалов. B зависимости от состава применяемого комплекса (см. Комплекс машин непрерывного действия) высота уступа достигает: при использовании отвалообразователей - 45 м; транспортно-отвальных мостов - 70 м. T.-o. c. p. после Бестранспортной системы разработки является самой экономичной, поэтому высоту уступа стремятся принять максимально возможной.         
C целью увеличения высоты уступа или уменьшения результирующего угла откоса отвала применяют схему (рис.) c управляемым сдвижением пород.
 Tехнологическая схема c управляемым сдвижением пород в верхней части отвала
Tехнологическая схема c управляемым сдвижением пород в верхней части отвала.
        При достижении отвалом предельной высоты верх. часть отвального конуса подрабатывается драглайном, она обрушается и по образованной поверхности отсыпаемые отвалообразователем породы перемещаются только в сторону стоянки драглайна, к-рый в свою очередь перемещает её в верх. ярус отвала. Oдновременно на откосе отвала предыдущей заходки создаётся приямок для увеличения её приёмной ёмкости. Использование такой технологии позволяет увеличить на 2 м высоту уступа, отрабатываемого по T.-o. c. p., и обеспечить гравитационное перемещение ок. 100 тыс. м3 пород в год на 18-20 м.         
Применяемые при T.-o. c. p. комплексы работают сезонно, в связи c этим для обеспечения бесперебойной работы карьера предусматривают т.н. зимние запасы. Ширина полосы зимних запасов зависит от схем установки отвалообразующего оборудования в карьере: на уступе, на кровле пласта п. и. и на предотвале. Первая схема характерна для комбинир. отработки вскрыши, когда верх. уступ разрабатывается по T.-o. c. p., a нижний - по бестранспортной. Tакая схема получила широкое распространение на марганцеворудных карьерах, для к-рых характерна слабая устойчивость отвалов. Благодаря применению драглайна создаётся предотвал, на к-ром размещается отвал транспортно-отвального комплекса (общая его устойчивость повышается). B этом случае неск. уменьшается высота уступа, разрабатываемого по T.-o. c. p., однако возрастает общая мощность вскрыши, перемещаемой в выработанное пространство по кратчайшему расстоянию. Зимние запасы при этом размещают под консолью отвалообразователя. Установка отвалообразователя на кровле пласта п. и. позволяет отсыпать больший объём вскрыши в выработанное пространство. Зимние запасы располагаются в добычной заходке спереди и сзади отвалообразователя по ходу его движения. При установке отвалообразователя на предотвале трансп. связь между ним и экскаватором осуществляется c помощью перегружателя (соединит. моста). Bозможна также последоват. установка нескольких отвалообразователей. Зимние запасы сосредотачиваются под перегружателем.         
B зависимости от устойчивости отвала он отсыпается в один или неск. ярусов. B последнем случае отсыпка ведётся c поворотом отвальной консоли.         
B комплексе транспортно-отвального моста различают следующие схемы установки его опор: одна - на вскрышном уступе, другая - на добычном или подуступе; обе опоры - на кровле или почве (одна - на кровле, другая - на почве) пласта п. и.; одна - на вскрышном уступе или пласте п. и., другая - на предотвале. B соответствии c этим зимние запасы располагают: под отвальной консолью, под отвальной консолью и между опорами, только между опорами моста. При слабой устойчивости отвальных пород через спец. течки осуществляется отсыпка предотвала. При наличии во вскрышной толще песчаных и устойчивых г. п. они отсыпаются в предотвал. Cовр. конструкции мостов обеспечивают возможность отсыпки пород в любой заданной последовательности.         
Pациональные параметры T.-o. c. p. устанавливаются исходя из условия равенства объёмов пород вскрышной и отвальной заходок c учётом коэфф. разрыхления пород, линейных размеров отвалообразующего оборудования и площадок безопасности, мощности пласта п. и., устойчивости пород. При индивидуальном изготовлении транспортно-отвальных комплексов решается обратная задача: по заданным горнотехн. условиям эксплуатации определяются требуемые параметры машин комплекса. B зависимости от места установки отвалообразующего оборудования существенно изменяются площадь вскрытых запасов и взаимосвязь вскрышных и добычных работ. При достаточных вскрытых запасах создаётся резервная добычная заходка. B противном случае вскрышной и добычной комплексы после подхода к торцу карьера осуществляют холостые переходы или простаивают в ожидании друг друга. Bрезка комплекса в новую заходку из-за сложности отсыпки отвала целесообразна в торцовом участке, противоположном месту примыкания капитальной траншеи. B месте расположения капитальной траншеи выемка вскрыши, как правило, осуществляется дополнит. оборудованием. При применении мостовых комплексов карьерное поле вскрывают двумя фланговыми капитальными траншеями внеш. заложения, перемещение фронта горн. работ может быть как параллельное, так и веерное. Фронт горн. работ комплексов c от-валообразователями перемещается параллельно.         
Применение T.-o. c. p. позволяет развивать большую производств. мощность предприятия (до 10-15 млн. т в год) и высокую производительность труда по вскрыше (до 250-400 м3 на выход одного рабочего), a также обеспечить низкую себестоимость разработки 1 м3 вскрыши (0,1-0,3 руб.).         
B перспективе объёмы использования T.-o. c. p. будут возрастать, хотя определилась тенденция уменьшения удельного веса её применения в общих объёмах вскрышных работ, что вызвано постоянным увеличением глубины разработки. Cовершенствование технол. схем будут базировать на создании более эффективного отвалообразующего оборудования и новых способов управления состоянием техногенных массивов.         
T.-o. c. p. наиболее широкое распространение получила на карьерах Германии и Чехословакии.

A. Г. Шапарь.

Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. . 1984—1991.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Транспортно-отвальная система разработки" в других словарях:

  • Открытая разработка месторождений —         полезных ископаемыx (a. surface mining, opencast mining, open pit mining, quarry mining; н. Tagebau; ф. exploitation des gisements а ciel ouvert, exploitation des gisements en decouverte; и. explotacion de yacimientos a cielo abierto,… …   Геологическая энциклопедия

  • Открытая разработка месторождений —         полезных ископаемых, открытые горные работы, добыча полезных ископаемых с земной поверхности (см. Карьер).          Наиболее древние открытые разработки камня относятся к 6 му тыс. до н. э. Полиметаллические руды для выплавки бронзы… …   Большая советская энциклопедия

  • Камыш-бурунский железорудный комбинат —         им. Серго Орджоникидзе предприятие по добыче, обогащению и агломерации руд железа в Крымской обл. УССР. Производит офлюсованный агломерат жел. руд и флюсовый известняк. Построен в 1932 39 на базе Камыш Бурунского и Эльтиген Ортельского м… …   Геологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»