АРХЕОЛОГИЯ НОВОГО СВЕТА


АРХЕОЛОГИЯ НОВОГО СВЕТА

Предмет исследования. Предметом исследования в археологии Нового Света являются история и культура коренных народов Америки - американских индейцев. Гомогенные с точки зрения расовой принадлежности, индейцы Америки представляют крупную ветвь монголоидной расы Старого Света. В территориальном аспекте американская археология охватывает весь Новый Свет. С хронологической точки зрения, ее нижний рубеж проходит на глубине ок. 20 000 лет - времени, к которому относятся первые свидетельства о существовании человека в Западном полушарии. Верхний рубеж колеблется в значительных пределах. Карибский бассейн, восточное побережье Северной Америки, территория Мексики, Перу и Бразилии были опустошены испанскими, английскими, французскими и португальскими завоевателями в 16 в. С другой стороны, индейцы западных областей Северной Америки не испытали европейского вторжения почти до середины 19 в., а в джунглях Южной Америки до сих пор обитают племена, ведущие традиционный образ жизни.
Археологические исследования. Еще в 16 в. цивилизации ацтеков и инков привлекли внимание историков и философов, увидевших в них параллель царствам и империям древнего мира. На протяжении 16, 17 и 18 вв. исследователи, воины, священники описывали археологические памятники - в первую очередь те, что находятся в Мексике, Центральной Америке и Перу. В конце 18 и начале 19 в. появились сочинения, предшествовавшие систематическим археологическим описаниям. Целенаправленные изыскания, организованные на средства как европейских, так и американских музеев и образовательных учреждений, начались ок. 1870. В начале 20 в. в Перу, Мексике и на юге США были предприняты исследования, имевшие целью установление относительной археологической хронологии. Это внимание к хронологическому аспекту сопровождалось изучением соотношения культурной и природной среды, структуры поселений и доисторической демографии. Начиная примерно с 1940 основные усилия были направлены не столько на установление последовательности культурных эпох через описание комплексов артефактов, сколько на создание, насколько это возможно, полной картины жизни древнего населения. Наиболее активно археологические изыскания осуществлялись в США, особенно на территории юго-западных и восточных штатов, а также в некоторых областях Мексики, в Перу и Вест-Индии. Однако примерно с 1930 наблюдается неуклонная активизация полевых разведок и раскопок по существу на всей территории Нового Света.
Основные культурно-географические области. В археологии Нового Света принято деление на три основных географических региона: 1) Северная Америка до 25-й параллели на территории Мексики; 2) Центральная Америка к югу от 25-й параллели и до центрального Гондураса; и 3) Южная Америка (включая южную часть Центральной Америки и Вест-Индию). Это членение опирается на данные о культуре американских индейцев - как археологические, так и этнографические. Каждый крупный регион, в свою очередь, подразделяется на более мелкие территориальные единицы, как правило, соответствующие "культурным областям". Эти области будут рассмотрены ниже, при описании каждого из крупных регионов.
Культурная история Нового Света до 1492. Вероятно, человек впервые проник в Америку из Северо-Восточной Азии по пути, пролегавшему через Берингов пролив, незадолго до окончания плейстоцена. Не вполне ясно, к какому времени или к какой именно стадии ледниковой эпохи следует относить это переселение. Это могло произойти 20 000 лет назад или даже раньше. Однако нет сомнений, что ко времени между 12 000 и 9000 до н.э. отдаленные предки американских индейцев уже разбили свои охотничьи стоянки по всей территории североамериканских Великих Равнин и проникли в ныне пустующие земли на юго-западе США. Не позднее 7000 лет до н.э. племена древних охотников познакомились с большей частью Нового Света, в пещерных стоянках близ Магелланова пролива у южной оконечности Америки обнаружены кострища и предметы утвари того времени. Эти - как и многие другие - даты получены при радиоуглеродном исследовании древесного угля и иных органических веществ, найденных в археологических отложениях. Метод радиоуглеродного датирования, применяемый с начала 1950-х годов, обеспечил получение первых более или менее достоверных дат, относящихся к древнейшему этапу американской первобытной истории.
Эпоха камня. Древнейший период истории обитателей Нового Света называют эпохой камня, или палеоиндейской. На памятниках этой эпохи представлены лишь орудия и оружие из оббитого камня. Геологические условия, в которых найдены данные артефакты, указывают на их принадлежность к позднему плейстоцену и на климат, совершенно отличный от современного. Вместе с ними часто находят останки представителей вымершей фауны. Эпоха камня продолжалась примерно до 5000 до н.э. Лучше всего она представлена на Великих Равнинах и на юго-западе Северной Америки, но родственные в культурном отношении находки засвидетельствованы также на североамериканском побережье Тихого океана, на востоке США и в некоторых районах Центральной и Южной Америки. Средства существования людям эпохи камня обеспечивали охота и собирательство, причем в разных частях континента удельный вес каждого из этих занятий определялся спецификой природных условий. Немногочисленное население было рассеяно по обширной территории. В технологическом плане американская эпоха камня сопоставима с верхним палеолитом Старого Света, и нет сомнения, что приемы обработки камня и традиции изготовления наконечников для метательного оружия, ножей, скребков принадлежали к числу навыков, принесенных первыми переселенцами в Новый Свет.
Архаическая эпоха. Следующая эпоха в культурной истории Нового Света получила название архаической. Хозяйственной основой культур архаической эпохи в изменившихся с завершением плейстоцена природных условиях, которые приблизились к современным, по-прежнему оставались охота и собирательство. С началом архаической эпохи значительная часть фауны эпохи камня - в том числе мамонты и мастодонты - исчезла, и люди стали охотиться на более мелких животных. Во многих местах возросла роль собирательства - люди искали как растения, так и моллюсков. Именно на этом этапе впервые появились каменные орудия, служившие для приготовления пищи из диких растений. Памятники архаической эпохи, расположенные вдоль рек, на восточном побережье США, в Калифорнии и северной части Тихого океана, а также на атлантическом побережье Бразилии, содержат мощные раковинные отложения, свидетельствующие о длительном обитании людей на одном месте. Наряду с многочисленными орудиями и украшениями из шлифованного или полированного камня в этих мусорных кучах архаической эпохи находят изделия, вырезанные из кости и раковин, а иногда и керамику. Очертить единые для всех временные рамки архаической эпохи невозможно. На нижнем рубеже этой стадии (ок. 5000 до н.э.) культуры архаической эпохи и эпохи камня частично совпадают во времени. Верхний рубеж в Центральной Америке и Перу не позднее промежутка между 2000 и 1500 до н.э. ознаменован заменой архаических культур чисто земледельческими обществами. В других регионах характерные для архаической эпохи охота и собирательство просуществовали дольше. По существу, многие индейские племена Америки, обитавшие там, где земледелие было невозможно или недостаточно эффективно, в хозяйственном и технологическом плане оставались на архаической стадии вплоть до последних десятилетий 20 в. На протяжении всей архаической эпохи продолжалось продвижение как людей, так и технологии из Северной Азии в северо-западную часть Северной Америки. Последняя, вероятно, служила главным источником новаций в сфере обработки различных материалов, в погребальных обычаях и соответственно в нематериальных аспектах культуры. Таким образом, на протяжении эпохи камня и архаики развитие культуры американских индейцев находилось в зависимости прежде всего от импульсов со стороны Старого Света. Центры земледелия в Центральной Америке и Перу обрели доминирующую роль в истории Нового Света не ранее начала следующей стадии - эпохи, получившей название формативной.
Формативная эпоха. Так называемая формативная эпоха, или эпоха становления в американской культурной истории отмечена распространением оседлого образа жизни, основанного на земледелии. Хотя в некоторых памятниках архаической эпохи обнаружены свидетельства окультуривания растений, в том числе маиса, поначалу посевы служили лишь незначительным дополнением к дикорастущим зерновым и иным растениям, служивших объектом собирательства. Начало формативной эпохи, подобно началу эпохи неолита в Старом Свете, ознаменовано превращением земледелия в основу экономики Нового Света. В долине Мехико, горах Гватемалы и других районах Центральной Америки памятники формативной эпохи датируются не позже 1500 до н.э. В Перу земледельческие общества подобного типа возникли ок. 800 до н.э. Сходные культуры раннеформативного облика, по-видимому, существовали в расположенной между двумя названными регионами зоне - на территории Эквадора, Колумбии и в южной части Центральной Америки. Из этих очагов традиции земледелия, вполне освоившего разведение маиса, бобов и других культурных растений, распространились почти по всей Северной и Южной Америке. К 1000 н.э., если не раньше, в юго-западных и восточных областях США, в тропических низинах, на островах Вест-Индии и в южной части южноамериканских Анд земледельцы обитали в сельских или небольших городских поселениях. К числу признаков их культуры относятся также развитое производство керамики, ткачество, резьба по камню, сооружение более или менее долговременных построек, а во многих местах - возведение особых сооружений общественного или религиозного характера в виде своеобразных насыпей или храмов.
Классическая эпоха. За формативной эпохой на территории Центральной Америки и Перу следует эпоха классическая. Она характеризуется обращением коренного населения Нового Света к городскому образу жизни, причем города выступают как центры ремесленного производства, содержат монументальные архитектурные памятники и замечательные произведения искусства, демонстрируют углубление социального расслоения, формирование сложных религиозных учений и зарождение науки и письменности. В Центральной Америке начало сложения культуры такого уровня произошло в конце формативной эпохи или на протоклассической стадии - между 300 до н.э. и 200 н.э. Расцвет классической эпохи приходится приблизительно на время с 200 до 900 н.э. Примерно таким же образом датируются культуры классической стадии на территории Перу. Заключительная постклассическая эпоха в культурной истории Нового Света сменяет классическую на том же пространстве Центральной Америки и Перу. На ее начальной стадии тенденция к урбанизации становится как будто даже более заметной, чем прежде. Вместе с тем ощущается упадок характерного для классической эпохи прекрасного местного стиля в искусстве и, судя по некоторым данным, государственных образований или царств региона. Имеются также указания на массовые перемещения населения, усиливается его воинственность и возникают крупные империи - такие, как ацтекская в Мексике или инкская в Перу. Постклассическая эпоха охватывает примерно последние 600 лет до прихода испанцев.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Основные культурные зоны. В число основных культурных зон, рассматриваемых в этом разделе, входят:
1) восток Северной Америки, 2) область Равнин, 3) Юго-Запад, 4) Дальний Запад, включающий области распространения археологических культур Большого Бассейна Невады и Калифорнии, центральную и прибрежную часть Калифорнии, нагорья внутренних районов штатов Вашингтон, Орегон, Айдахо, Монтана и прилегающие области Канады, а также северо-западное побережье от Калифорнии до Южной Аляски и 5) Крайний Север, включающий субарктические и арктические районы.
Восток Северной Америки.
Эпоха камня. Самые ранние стоянки древних охотников обнаружены в разных местах на востоке США. По своей геологической характеристике эти стоянки несопоставимы с теми, что обнаружены в области Равнин или на Юго-Западе, и не дали совместных находок остатков вымершей фауны эпохи плейстоцена и созданных человеком артефактов. Датировка древнейших памятников восточной зоны основана главным образом на находках оббитых каменных орудий, известных в памятниках области Равнин и Запада под названием наконечников типа кловис - желобчатых наконечников копьевидной формы. В Восточной культурной зоне наконечники типа кловис найдены при раскопках на востоке Пенсильвании и Массачусетса, а также на северо-западе Вермонта. Случайные находки сходных наконечников метательного оружия повсеместно засвидетельствованы на востоке США, хотя на конкретных стоянках они не обнаружены. Одно время считалось, что такие характерные для восточной зоны желобчатые наконечники свидетельствуют о существовании здесь в более позднее время древней формы западного происхождения, но сейчас большинство археологов придерживаются мнения, что оба типа наконечников одновременны.
Архаическая эпоха. В нижних слоях ряда пещерных стоянок Восточной зоны на юге Иллинойса, в Миссури и Алабаме представлены наконечники метательных орудий того типа, который является переходным от свойственных эпохе камня копьевидных желобчатых наконечников к не имеющим желобка черешковым наконечникам архаической эпохи. Эти пещерные слои датируются временем между 9000 и 6000 до н.э., что свидетельствует о том, что культуры архаической эпохи возникли на несколько тысяч лет раньше, чем считалось прежде. В юго-восточных штатах и долине реки Огайо культуры архаической эпохи, связанные с мощными раковинными кучами по берегам таких рек, как Сент-Джонс (Флорида), Саванна, Теннесси и Грин-Ривер (Кентукки), просуществовали примерно до 1000 до н.э. Крупные, с широким лезвием и черешком каменные наконечники, полированные каменные грузила, в том числе для сетей, копьеметалки, каменные лодочные якоря, костяные гарпуны, рыболовные крючки и наконечники, - все это указывает на охоту и рыболовство как основу хозяйства. Бусы, ожерелья и другие личные украшения делались из камня, кости, раковин и из обработанной методом холодной ковки меди. Стоянки с близким инвентарем примерно того же времени известны и на территории северо-восточных штатов.
Культуры погребальных насыпей, или лесные (вудленд). Примерно между 1000 до н.э. и 500 н.э. - а на некоторых территориях и позже - носители архаических культур в восточных областях Северной Америки постепенно переходили от охоты и собирательства, характерных для архаической стадии, к земледельческому хозяйству формативной эпохи. Этот процесс стимулировался несколькими факторами. Из Центральной Америки на север шло распространение культурных растений и навыков земледелия. Вполне вероятно, что эти новшества несли с собой переселенцы с юга - представители нового, ширококостного и круглоголового, физического типа, которые в это время появились в некоторых районах Восточной зоны и смешались с прежним длинноголовым населением архаической эпохи. В направлении, противоположном этому движению с юга, распространялись некоторые элементы культуры, а возможно и люди, проникшие с севера, по-видимому из Азии. Возможно, именно оттуда был принесен достаточно развитый культ мертвых, выразившийся в сооружении погребальных насыпей и обычае вторичного захоронения умерших. Из Азии или приполярных областей происходит керамика, орнаментированная оттисками ткани и шнура, появившаяся примерно в это время на востоке Северной Америки. Носители культур вудленд ранней стадии (культур погребальных насыпей I) обитали на небольших стоянках. Погребальные насыпи возникли как ритуальные центры полукочевых общин, занятых в основном охотой и собирательством. В некоторых регионах, особенно в долинах Огайо и нижнего течения Миссисипи, погребальные насыпи достигали весьма крупных размеров. В культуре адена на территории Огайо, Кентукки и Западной Виргинии земляные насыпи высотой от 6 до 21 м возводились над бревенчатыми, обмазанными изнутри глиной гробницами, в которые укладывались кости наиболее почитаемых покойников. Помимо погребальных насыпей, носители культуры адена сооружали и обширные земляные ограждения. Об этих поселениях известно немного, но существование у них крупных ритуальных центров позволяет заключить, что люди селились довольно плотно и уровень их организации был достаточен для выполнения общественных работ значительного масштаба. Из этого следует, что важную роль в их хозяйстве уже играло земледелие, а значит, культура адена относится скорее к формативной, чем к архаической стадии. Среднюю стадию культур вудленд (культур погребальных насыпей II) характеризует дальнейшее развитие оседлости и земледелия. Пик развития погребальных обрядов раннего вудлендского периода засвидетельствован в погребальных насыпях культуры хоупвелл в Огайо и родственных ей культурах Среднего Запада и низовий Миссисипи. Вместе с умершими в качестве погребального инвентаря под земляными насыпями клались прекрасные курительные трубки в виде резных каменных фигурок птиц и зверей, сложные медные украшения, геометрические и растительные узоры, вырезанные из пластинок слюды, пресноводный жемчуг и керамика, украшенная врезными или штампованными изображениями птиц и змей. Памятники, относящиеся к средней стадии культур вудленд, распространены также севернее, западнее и восточнее междуречья Огайо и Миссисипи, но они представляют собой лишь упрощенное отражение великолепных древностей культуры хоупвелл, и это периферийное население оставалось по сути на прежнем уровне развития, свойственном архаической эпохе, хотя по времени оно и хоупвелл синхронны.
Культуры храмовых насыпей, или бассейна Миссисипи. Этот период, как и предыдущий, делится на две стадии - культуры храмовых насыпей I и II (ранние и поздние культуры бассейна Миссисипи). Население долины Миссисипи этого времени по своему развитию относится к формативной эпохе. В нижнем и среднем течении Миссисипи начало раннего этапа культуры храмовых насыпей относится к 500 н.э. Среди памятников эпохи храмовых насыпей большинство составляют крупные поселки, в центре каждого из которых расположена земляная пирамидальная насыпь с плоской вершиной, служащая основанием для деревянного храма. В материалах экспедиции де Сото 1540-1542 описаны такие храмы на территории юго-восточных областей США от Флориды до Арканзаса. Они служили местами поклонения божествам, жилищами жрецов или хранилищами костей особо почитаемых умерших. Типичными для ранних культур бассейна Миссисипи (культур храмовых насыпей I) являются культура коулз-крик в долине низовий Миссисипи, культура гибсон на востоке Техаса и в соседних штатах, нижние слои большого искусственного холма Кахокия в Ист-Сент-Луисе и такие удаленные друг от друга памятники, как Азталан в Висконсине и плато Мейкон в Джорджии. Поздние культуры бассейна Миссисипи (культуры храмовых насыпей II) представлены как различными памятниками, принадлежащими непосредственно к этой традиции (например, верхние слои Кахокия, а также Кинкейд и Эйнджел на юге Иллинойса и в Индиане), так и памятниками, которые демонстрируют смешение черт, свойственных культурам бассейна Миссисипи, со старыми местными традициями периода погребальных насыпей (Плакмайн в долине низовий Миссисипи или Ламар в Джорджии). С приходом европейцев культуры храмовых насыпей приходят в упадок. К 1750 местный образ жизни был сломан, а к 1825 большинство индейских племен переселилось на запад или было уничтожены. Знаменитые племена этноисторического периода (1540-1700) - такие, как натчезы бассейна Миссисипи, крики и другие мускогские племена Джорджии, Алабамы и Флориды, кэддо, обитавшие в восточной части Техаса, Арканзасе и Луизиане, - являлись прямыми потомками населения эпохи храмовых насыпей.
Область Равнин. Эпоха камня. Факт существования на Американском континенте человека эпохи плейстоцена был установлен в 1930-х годах по материалам, собранным в Нью-Мексико и Колорадо. Типичными для этого времени являются стоянки Фолсом и Кловис (шт. Нью-Мексико) и Линденмайер (Колорадо). Предметы из Кловиса и Фолсома, в том числе копьевидные желобчатые наконечники для метательного оружия, явно сходны. Из двух распространенных на Равнинах форм наконечников тип кловис, у которого желобок с обеих сторон имеет небольшую протяженность от основания, старше и устойчиво сочетается с останками мамонта и других вымерших животных эпохи плейстоцена. Наконечники типа фолсом с более специфичным длинным желобком обычно находят вместе с останками вымершей разновидности бизона, незначительно отличающейся от современной. Памятники типа фолсом датируются временем между 9000 и 7000 до н.э. В послефолсомское время (примерно между 7000 и 5000 до н.э.) на Равнинах существовало несколько охотничьих культур, для которых типичны копьевидные, но не имеющие желобка наконечники метательного оружия, иногда именуемые наконечниками типа юма или относимые к более дробным типам иден, скоттсблафф и плейнвью.
Архаическая эпоха. В зоне Равнин памятники архаической эпохи в плане технологических традиций ближе к памятникам эпохи камня, чем на востоке США. Хотя климат по сравнению с эпохой камня стал суше, охота в архаическую эпоху продолжала оставаться главным занятием индейцев этого региона. В сфере материальной культуры важная роль сохранялась за оббитыми каменными наконечниками, ножами, скребками; орудия и украшения из шлифованного камня малочисленны или вовсе отсутствуют. Типичным примером культур зоны Равнин в архаическую эпоху могут служить памятники периодов сингл-бьют I и II на западе Небраски или культуры лайм-крик и медисин-крик на юге центральной части Небраски. Вудлендская керамика проникает на Равнины скорее всего с востока и севера, хотя ее появление, похоже, не связано с какими-либо значительными изменениями в полукочевом охотничьем образе жизни. Если в Восточной зоне еще в период погребальных насыпей отмечены зачатки земледелия, то в зоне Равнин они, по-видимому, не имели серьезного значения. На стоянке Уолкер-Гилмор на востоке Небраски семена тыквы и кабачка найдены в сочетании с керамикой, похожей на вудлендскую, а значительно западнее - на востоке Канзаса - отмечено наличие небольших погребальных насыпей, сходных с хоупвеллскими.
Сельские культуры Равнин. Период в истории зоны Равнин, соответствующий периоду храмовых насыпей (культур бассейна Миссисипи) Восточной зоны и демонстрирующий основные признаки формативной эпохи, именуется сельским периодом Равнин. Культуры этого круга, хотя и демонстрируют некоторые связи с керамикой бассейна Миссисипи на востоке, не относятся ни к культурам Миссисипи, ни к культурам храмовых насыпей. Одна из самых ранних и наиболее выразительная из сельских культур Равнин - верхнереспубликанская на территории Южной Дакоты, Небраски и Канзаса. Похоже, она отражает первые попытки оседлого земледельческого населения приспособиться к природным условиям, пригодным и для охоты на бизонов. Поселения этих людей состояли из небольших скоплений углубленных в землю жилищ, вытянувшихся вдоль береговой террасы. Поздняя культура лоуер-лауп, оставленная, как полагают, предками племени пауни, продолжала эту традицию, но ее поселения располагались более плотно. У племен пауни, арикара и сиу, обитавших на Равнинах в историческое время, сохранился тот же образ жизни, но они обрели большую подвижность в связи с освоением в 17 в. коневодства.
Юго-Запад. Эпоха камня. Древнейшие предметы эпохи камня, найденные в пустыне Юго-Запада и в смежных с нею регионах США, происходят из открытых и пещерных стоянок, относящихся к позднему плейстоцену и началу послеледникового периода. Для этих стоянок характерны наконечники метательного оружия типа кловис и сандия. Наконечники типа сандия, названные по пещере в окрестностях Альбукерке (шт. Нью-Мексико), судя по стратиграфическим данным, предшествуют наконечникам типа фолсом. По-видимому, они приблизительно одновременны с типом кловис. Как и тип кловис, наконечники сандия, удлиненные, копьевидные, были предназначены для охоты на крупного зверя. Они не имеют желобка и характеризуются наличием выемки на основании.
Архаическая эпоха. В Юго-Западной зоне известно много культур, или вещевых комплексов, того периода, который сменил древнейшую эпоху камня и был ознаменован переходом от охоты на крупных млекопитающих к смешанному охотничье-собирательскому хозяйству, обусловленному жизнью в жарких и сухих условиях пустыни. К числу наиболее известных традиций архаической эпохи относится кочисская, распространенная в юго-восточной части Аризоны. Западнее, в низовьях реки Колорадо и в калифорнийской пустыне, одновременно существовала родственная ей амаргосская традиция. Две эти традиции просуществовали, с незначительными изменениями, примерно с 4500 до н.э. до рубежа нашей эры. Для обеих характерны архаические наконечники метательного оружия, известные по находкам на стоянках Джипсум-Кейв и Пинто-Бейсин, и грубые каменные терочники, предназначенные для обработки зерен диких растений. В Бат-Кейв (шт. Нью-Мексико) обнаружен примитивный маис в сочетании с архаическими орудиями, несколько отличающимися от характерных для кочисской культуры; однако на этом раннем этапе земледелие, похоже, продолжало играть подсобную роль в хозяйстве. Позднеархаические культуры Юго-Запада - такие, как баскетмейкер II на северо-востоке Аризоны, - были знакомы с более развитым маисом; но даже в это время (от рубежа нашей эры до 300 н.э.) выращиванию зерновых культур вряд ли принадлежало главное место в хозяйственной жизни. На стоянках периода баскетмейкер II, либо расположенных в пещерах, либо представляющих небольшие скопления углубленных в землю жилищ на открытом воздухе, отсутствует керамика, но представлены, помимо архаических наконечников, корзины, веревки и плетеная обувь.
Культуры формативной эпохи. Оседлую сельскую жизнь, основанную на земледелии, в Юго-Западной зоне можно проследить на примере трех различных культур - могольон, анасази и хохокам. Могольонская культура получила название вследствие своего распространения на территории Могольон-Рим - горной страны, протянувшейся от юго-западной части Нью-Мексико на северо-запад, на территорию Аризоны. Могольонская культура раннего этапа (примерно от 200 до н.э. до 600 н.э.) отчасти восходит к кочисской традиции архаической эпохи, но ее отличают появление керамики и возросшая роль земледелия. Культура анасази сосредоточена на нагорье в северной части Аризоны и Нью-Мексико, а также на территории соседних штатов. Здесь прослеживается развитие от ранних фаз культуры баскетмейкер на архаической стадии к формативной эпохе, представленной фазой баскетмейкер III (примерно 300-700 н.э.). Традиция анасази сохранилась до исторического времени и даже до наших дней в виде культуры современных индейцев пуэбло - таких, как племена хопи, зуньи и др., - являющихся в расовом и культурном отношении наследниками носителей этой культуры. Жилища ранней поры, по традиции восходящей к периоду баскетмейкер архаической эпохи, были углублены в землю, и можно проследить постепенное развитие от поселков, состоящих из таких жилищ, к крупным поселениям из домов с каменными стенами; наиболее известными примерами таких поселений являются Пуэбло-Бонито в Нью-Мексико и Меса-Верд в Колорадо. Появление керамики с черно-белым орнаментом и активизация земледелия отличают фазу баскетмейкер III от принадлежащей к архаической эпохе фазы баскетмейкер II. Другое новшество - появление на стадии баскетмейкер III подземных ритуальных помещений, называемых кива. Все эти элементы культуры - активное разведение маиса, бобов и тыкв, возведение сложных поселений, появление черно-белой керамики и подземных кива - сохранялись и усложнялись на более поздних этапах, в культуре пуэбло на I, II, III и IV стадиях, и представлены у современных индейцев пуэбло. Традиции культуры хохокам на пустынных равнинах южной Аризоны имеют местные корни. Относящиеся к формативной эпохе раннеземледельческие фазы этой культуры можно датировать так же, как соответствующие фазы могольонской культуры, хотя некоторые специалисты относят их к более позднему времени - примерно к 600 н.э. Им предшествуют в этом регионе культуры архаической эпохи, подобные тем, что представлены памятниками типа кочис-амаргоса. Возможно, земледелие и керамика первоначально были принесены сюда через область распространения могольонской культуры. На ранней стадии углубленные в землю жилища носителей культуры хохокам сооружались из дерева, травы и грунта, а поселки состояли из нескольких беспорядочно размещенных домов. Умерших эти люди кремировали. Керамика красного или бурого цвета была похожа на раннемогольонскую. Позже, в эпоху колонизации, была выкопана обширная сеть оросительных каналов, сооружены площадки для игры в мяч, сходные с известными площадками в Центральной Америке, а керамику стали украшать красной росписью по буро-желтому фону. Наличие площадок для игры в мяч и новый тип керамики позволяет предположить влияние, идущее с территории Северо-Западной Мексики. Наиболее известным памятником этого раннехохокамского периода является Снейктаун на юге Аризоны. Классический период в истории хохокамской культуры ознаменовался продвижением на север людей из области распространения культуры анасази. На смену поселкам из беспорядочно расположенных жилищ пришли комплексы сложной планировки, включающие "многоквартирные дома" из сырцового кирпича. Можно полагать, что культура хохокам распалась после 1400, вероятно в результате давления со стороны полукочевых индейцев-апачей. Возможно, однако, что современные индейцы пима и папаго, ныне обитающие на этой территории, - потомки носителей культуры хохокам.
Дальний Запад. Культуры раннего этапа. В области Большого Бассейна на западе Юты, в Неваде и некоторых районах Калифорнии и Орегона свидетельства пребывания человека восходят к 9000 до н.э., но найденные здесь артефакты типологически относятся скорее к архаической эпохе, чем к эпохе камня. Кроме того, в хозяйстве первых обитателей региона охота на мелких животных и собирание зерен диких растений играли более важную роль, чем охота на крупных млекопитающих периода плейстоцена и раннего постплейстоцена. Если радиоуглеродные даты с этой территории верны, можно полагать, что переход к современному, более сухому климату совершился здесь раньше, чем в других регионах Северной Америки. В состав некоторых культурных комплексов Большого Бассейна - таких, как Сан-Диегито-Плая и Лейк-Мохаве в пустыне Южной Калифорнии, - входят орудия, свидетельствующие о преобладании охоты над собиранием зерен, но представленные тут же наконечники нельзя определенно отнести к типу кловис, сандия, фолсом или юма.
Поздние культуры. Более поздние культуры Большого Бассейна, Плато, Калифорнии и Северо-Западного побережья отражают связь с предшествующим этапом, но вместе с тем некоторые из них испытали влияние извне - со стороны культур Юго-Запада, зоны Равнин и Арктической зоны. В Большом Бассейне охота и собирательство, сходные со свойственными носителям культуры баскетмейкер, сохранялись вплоть до исторического периода и представлены у племен юта и пайюте. В центральных областях Калифорнии последовательный ряд культур охотников и собирателей архаического типа, охватывающий период протяженностью в 3-4 тысячи лет, демонстрирует постепенное изменение форм шлифованных каменных орудий. Керамика, так и не получившая широкого распространения, появляется здесь на поздних этапах под влиянием, идущим из Юго-Западной культурной зоны. У многочисленных племен, обитавших в Центральной Калифорнии в 19 в., обнаруживаются культурные традиции, типичные для архаической эпохи.
Крайний Север. Эпоха камня. В Арктике эпоха камня представлена случайными находками на Аляске нескольких желобчатых наконечников для метательного оружия, причем большинство из них надежно не датируются и, скорее всего, должны трактоваться как маргинальные для изделий типа кловис и фолсом, характерных для зоны Равнин. Древнейший известный науке комплекс артефактов в этом регионе - Денби на аляскинском берегу Берингова пролива. Находка в Денби имеет некоторое сходство с постфолсомскими комплексами зоны Равнин, содержащими наконечники метательных орудий типа юма, или иден-скотсблафф. Большой интерес представляют резцы или гравировальные инструменты из Денби, сходные с мезолитическими орудиями из Старого Света, что позволяет, опираясь на хронологию европейских и азиатских древностей, отнести этот комплекс примерно к 4000 до н.э.
Культура эскимосов. Культура эскимосов от ее древнейших до позднейших этапов принадлежит, судя по полированным предметам из камня, изделиям из кости и моржовых клыков, по высокому уровню развития охоты и рыболовства, к числу архаических. На ранних фазах (примерно от начала нашей эры до 400 н.э.) - таких, как ранняя культура качемак на юго-западе Аляски или оквик и ипиутак на северо-западе полуострова, - здесь прослеживаются связи с Сибирью и даже с Китаем. Древнейшая из культур эскимосов Канады - культура дорсет, распространенная на восток вплоть до Гренландии, - бедна резными изделиями из кости, типичными для западных культур, и может рассматриваться как отражение длительного развития комплекса Денби. Преобладает, однако, мнение, что культура эскимосов, как и сам этот народ, попали в Новый Свет из Сибири на рубеже нашей эры. Принадлежали ли носители раннего комплекса Денби в расовом и языковом отношении к эскимосам, неизвестно. Эскимосская культура на ранней стадии в хозяйственном плане базировалась преимущественно на сухопутной охоте, а не на морском промысле, характерном для эскимосов конца доисторической и исторической эпохи. Искусная резьба по моржовому клыку раннего периода в более поздней эскимосской культуре имела тенденцию к исчезновению. Между 1200 и 1400 эскимосы вошли в соприкосновение с норвежскими поселенцами в Гренландии. Этим фактом отмечен крайний северо-восточный предел распространения эскимосов от Берингова пролива по территории Северной Америки. К началу исторической эпохи эскимосы достигли наивысшего из когда-либо засвидетельствованных уровня культурного приспособления к суровым климатическим условиям.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА
Границы культурного региона. Центральная Америка как географическая область одновременно представляет собой особый культурный регион. Этим она отличается от двух других крупных географических областей Нового Света - Северной и Южной Америки, каждая из которых включает несколько культурных зон. Для удобства исследование Центральной Америки осуществляется по меньшим территориальным подразделениям, хотя находки эпохи камня и архаической стадии здесь пока столь немногочисленны, что рассматриваются суммарно для всего региона. Северный рубеж центральноамериканского культурного региона проходит примерно по 25-й параллели. Более точно, область распространения археологических культур центральноамериканского происхождения простирается по тихоокеанскому побережью до реки Синалоа, а по берегу Мексиканского залива - примерно на 160 км к северу от города Тампико. Во внутренних районах континента эта граница существенно колеблется в зависимости от времени. Видимо, наиболее активный характер экспансия культур юга Центральной Америки носила в начале постклассической эпохи (примерно 900-1100 н.э.), когда важные памятники возникли далеко на севере - в штатах Сакатекас и Дуранго. Южный рубеж Центральной Америки можно провести приблизительно от устья реки Улуа на карибском побережье Гондураса к тихоокеанскому заливу Фонсека. Примерно здесь проходил южный предел зоны, на которую распространилось в восточном и южном направлении влияние культуры майя.
Эпоха камня. В Центральной Мексике, в верхних слоях плейстоценовых отложений долины Мехико, были найдены оббитые каменные наконечники метательного оружия и другие предметы, отнесенные к культуре древних охотников. Эти артефакты, наиболее близкие к североамериканским орудиям постфолсомского периода, обнаружены вместе с костями мамонта, и такое сочетание позволяет полагать, что эти вымершие животные и природные условия плейстоцена, в которых они обитали, на территории Мексики сохранялись дольше, чем на североамериканских Равнинах. Другое важное открытие в Центральной Америке, относящееся к той же эпохе, было сделано в южной части Тамаулипаса (на северо-востоке Мексики), где наконечники метательных орудий, принадлежащие к периодам дьябло и лерма, обнаруживают сходство с инвентарем культур эпохи камня долины Мехико и с постфолсомскими комплексами североамериканских Равнин.
Архаическая эпоха. Наиболее известны находки в пещерах Тамаулипаса, где отложения культур архаической эпохи перекрывают комплексы дьябло и лерма, относящиеся к эпохе камня, и предшествуют слоям последующей, формативной стадии. Находки предметов периода ногалес в Тамаулипасе имеют аналогии в культуре кочис на территории Аризоны. Для этого периода характерны наконечники архаического типа, оббитые каменные мотыги или кельты и грубые терочники и плиты для растирания зерен. Следующий за ним период ла-перра сходен с предыдущим, но с ним связаны находки примитивного маиса. Он начинается ок. 2500 до н.э. Здесь - как, например, в архаической культуре пещеры Бат-Кейв (шт. Нью-Мексико) - выращивание кукурузы играло лишь подсобную роль в хозяйстве, основанном на охоте и собирательстве.
Центральная Мексика. Этот регион включает южную часть нагорья Центральной Мексики, и климат здесь мягче вследствие расположения на высоте в среднем более 2150 м над у.м. Растительность тут скудная. В древности, как и в наши дни, основными зонами обитания были котловины на месте некогда существовавших озер - вроде той, в которой находится современный город Мехико.
Формативная эпоха. Древнейший период существования земледельческих поселений в окрестностях города Мехико и соседних штатах Мехико, Морелос, Пуэбла, Тлакскала и Идальго представлен культурами, относящимися к формативной эпохе. В литературе их прежде называли "культурами среднего периода", "доклассическими" или "архаическими". В культурах формативной эпохи высокого уровня достигло производство керамики, среди которой преобладали монохромные или украшенные врезным орнаментом сосуды. В слоях поселений в большом количестве представлены лепные фигурки, преимущественно женские, связанные, вероятно, с культом плодородия. На поздних этапах формативной эпохи сооружались значительные политические и религиозные центры, главным элементом каждого из которых был возведенный посредине огромный холм с плоской вершиной. Именно в это время были построены большая пирамида в Куикуилько и древнейшие конструкции пирамиды Солнца в Теотиуакане (обе в долине Мехико). Радиоуглеродные даты, полученные для ранних культур формативной эпохи в Центральной Мексике, дают основание полагать, что ее начало приходится примерно на 1500 до н.э. Поздние этапы формативной эпохи относятся приблизительно к периоду между 600 и 300 до н.э.
Классическая эпоха. Культуры классической эпохи в Центральной Мексике отчасти восходят к более ранним местным культурам формативной стадии; однако характер их развития свидетельствует о том, что важную роль в этом процессе играли также разнообразные миграции и внешние культурные влияния. Культура этого региона классической эпохи известна под названием теотиуаканской - по типичному памятнику, расположенному в долине Мехико, - но существуют и другие значительные памятники этой культуры. Одним из примеров может служить крупное поселение и пирамида Чолула в штате Пуэбла. Теотиуакан в классическую эпоху (примерно между 300 до н.э. и 800 н.э.) стал важным городским центром, а влияние теотиуаканской цивилизации испытали многие области Центральной Америки. Теотиуаканская эпоха была ознаменована существованием замечательного искусства и величественной архитектуры. Ее влияние ощущается в таких удаленных от Центральной Мексики районах, как горная Гватемала. В это время изготавливались и продавались на обширных пространствах Центральной Америки характерные цилиндрические сосуды на трех ножках, зачастую украшенные налепами или цветной инкрустацией. Для изготовления глиняных фигурок был изобретен или заимствован извне прием оттискивания их с помощью формы. В храмах сложной конструкции совершали обряды поклонения божествам, среди которых центральное положение занимали, по-видимому, бог дождя Тлалок и герой Кетцалькоатль. Похоже, что этот период протекал вполне мирно. Однако завершился он трагически, о чем свидетельствуют большой пожар и разрушение города Теотиуакан. После этого главными политическими и религиозными центрами Центральномексиканского региона стали Аскапоцалько и Тула.
Постклассическая эпоха. Эта эпоха, ознаменованная падением теотиуаканской цивилизации классического времени, стала свидетелем подъема народа тольтеков и их столицы - города Тула. Неизвестно, было ли прежнее население Теотиуакана родственным тольтекам по языку (нахуатль), но завоеватели восприняли многие элементы теотиуаканской цивилизации. Постклассическая эпоха была для Центральной Мексики временем войн и разрушений, а полулегендарные, полудостоверные рассказы о тольтеках, донесенные до нас ацтекскими историческими источниками, сообщают о разрушении Тулы. Это разрушение произошло, вероятно, после 900 и ранее 1100 н.э. Промежуток между 1100 и 1300, называемый "чичимекским периодом", - время напряженной борьбы различных мелких племен этого региона друг с другом. Итогом смуты явился переход власти к ацтекам, или теночкам, ставшим наследниками культурных традиций предшествующих цивилизаций Теотиуакана и тольтеков. Ацтеки, подобно тольтекам, принадлежали к языковой группе нахуатль. Однако представляется, что многие элементы их культуры ведут свое происхождение из южных областей штатов Пуэбла и Оахака. Из своей столицы, называвшейся Теночтитлан, они правили большей частью территории Мексики. Прекрасные воины и строители империи, они тем не менее не смогли противостоять военному искусству и снаряжению испанцев. В 1519-1521 Кортес взял Теночтитлан. Древняя столица ацтеков, переименованная в город Мехико, стала административным центром Новой Испании.
Западная и Северо-Западная Мексика. Гористая засушливая область к западу от Центральной Мексики - на территории штатов Герреро, Мичоакан, Колима и Халиско - в археологическом плане отличается от долины Мехико, хотя имеются многочисленные примеры взаимовлияния и торговых связей между этими регионами. В конце доисторического и начале исторического периода господствующим народом на Западе были тараскаи, населявшие Мичоакан. Последовательность археологических культур в районе их столичного города Цинцунцан отражает процесс развития, сходный с тем, который протекал в долине Мехико, и горизонт раннеформативной эпохи предшествует здесь культурам, синхронным теотиуаканской цивилизации. В памятниках Запада классической и постклассической эпох нет столь характерных для Теотиуакана огромных общественных сооружений, хотя здесь возводились насыпи с платформой на вершине, или "яката", служившие основанием для храмов или дворцов. Отличительной чертой Западной Мексики является распространение фигурных сосудов, с поразительной достоверностью воспроизводящих воинов, собак и различные бытовые и ритуальные сцены. Другой особенностью культуры Запада является высокоразвитая металлообработка, в частности - изготовление литых медных орудий и предметов вооружения. Пока неясно, когда именно в этот регион проникли традиции обработки металлов, но возможно, что это произошло раньше, чем во всех других областях Центральной Америки, - еще в классическую эпоху. По-видимому, металлургия в Новом Свете возникла в Южной Америке.
Северо-Восточная Мексика. В конце доисторического и начале исторического периода на северо-восточной периферии Центральноамериканской зоны распространения высокоразвитых культур - в окрестностях современного города Тампико и прилегающих районах штатов Тамаулипас и Сан-Луис-Потоси - обитали индейцы-уастеки. По языку уастеки принадлежали к группе майя, и это позволяет полагать, что в отдаленные времена они отделились от южных майя. Некоторые пещерные стоянки на юге Тамаулипаса, в которых были обнаружены предметы архаической эпохи, содержали в верхних слоях керамику тех типов, которые характерны для формативной стадии. Длинный ряд следующих друг за другом культур формативной эпохи выявлен также в низовьях реки Пануко близ Тампико. Эта последовательность соответствует ряду культур формативной стадии в долине Мехико, в центральных районах штата Веракрус и в низинной области расселения майя и имеет с ними много общего. За формативной эпохой следуют культуры, демонстрирующие наличие торговых связей с Теотиуаканом, а позже - с тольтекской и ацтекской цивилизациями. Уастекская керамика, характерная для периода, непосредственно предшествующего испанскому завоеванию, распространялась далеко за пределы зоны оседлого земледелия на юге Тамаулипаса. Отдельные ее образцы были найдены на стоянках, оставленных племенами охотников и рыболовов в южной части Техаса.
Центральный Веракрус. Прибрежные низменности центральной части штата Веракрус были родиной племени тотонаков. Их столицей в конце постклассической эпохи был выразительный памятник Семпоала, расположенный в 40 км от города Веракрус. Обнаруженные здесь культурные напластования уходят в формативную эпоху, в тот же период, к которому принадлежат нижние слои таких памятников, как Ремохадас и Эль-Трапиче. Культура классической эпохи лучше всего известна по памятнику Эль-Тахин близ Папантлы. Эль-Тахин, возможно, являлся древней столицей тотонаков. Искусство Тахина достигло высокого уровня, а каменная скульптура может поспорить со скульптурой майя классической эпохи. Возможно, к тому же времени относится расположенный несколько южнее Тахина памятник культуры лас-анимас, где следует отметить каменные "юго" (предметы в форме ярма) и "смеющиеся" фигурки - две категории вещей, обычно причисляемые к "тотонакским". Считается, что каменные "юго", как правило украшенные в том же стиле, что и монументальная скульптура из Тахина, являются атрибутами ритуальной игры в мяч.
Оахака. Горы и долины штата Оахака были областью распространения цивилизации народа сапотеков, а их древней столицей являлся ритуальный центр Монте-Альбан, расположенный на возвышенности близ современного города Оахака. Ранняя керамика и другие материалы из Монте-Альбан свидетельствуют о родстве с культурами других областей Центральной Америки, относящимися к формативной эпохе, хотя даже в это раннее время уже начинает проявляться самобытность сапотекской цивилизации. Одной из наиболее интересных черт культуры сапотеков формативной эпохи является употребление ими знаков и цифр. Эти системы письма и счета родственны тем, что существовали у майя, но возникли, вероятно, раньше. Хотя в классическую эпоху (период Монте-Альбан III) сапотекская письменность была несколько усовершенствована, она так и не достигла такого уровня развития, как письменность майя. Запустение Монте-Альбана в постклассическую эпоху явилось, возможно, следствием завоевания сапотеков соседним народом миштеков. Главный центр миштеков находился, по-видимому, в Митле, знаменитой своими геометрическими фресками, украшавшими каменные стены, и крестообразными гробницами. В 15 в. миштеки были разгромлены ацтеками.
Южный Веракрус и Табаско. Эта низинная болотистая область на побережье Мексиканского залива известна в археологии как зона распространения "ольмекской" цивилизации. Ольмеки - название племени, упоминающееся в ацтекских исторических хрониках, но вряд ли правомерно применять его для обозначения цивилизации, существовавшей на несколько столетий раньше. Два самых известных ольмекских памятника - Трес-Сапотес (Веракрус) и Ла-Вента (Табаско). Для ольмекской цивилизации характерна самая необычная и изысканная во всем центральноамериканском искусстве скульптура, представленная гигантскими каменными человеческими головами, алтарями и стелами (резными каменными монолитами). Исключительно изящны небольшие фигурки и другие предметы, вырезанные из нефрита. Земляные платформы служили основанием для храмов и насыпями над гробницами, сооруженными из природных базальтовых глыб. К примечательным особенностям ольмекской культуры принадлежат вырезанные на камне даты, обозначенные черточками и точками и сходные с представленными в Монте-Альбане и у майя. Они относятся к последним столетиям до нашей эры и представляют собой древнейшие в Центральной Америке письменные даты, что указывает на одновременность ольмекской цивилизации и культур формативной эпохи других районов. Она также предшествует расцвету цивилизации майя классической поры.
Области обитания народа майя. Территорию обитания доисторических майя можно разделить на три области: горы Гватемалы и соседнего мексиканского штата Чьяпас; покрытые джунглями низины Белиза, департамент Петен в Гватемале и смежные равнинные районы Чьяпаса и Табаско; заросшая джунглями низина полуострова Юкатан. Зона распространения прославленной каменной архитектуры и скульптуры майя ограничена двумя низинными областями. Горные районы связывает с южными низинами единство керамической традиции, но посуда Юкатана все же несколько отличается от той, что распространена в двух других областях. Племена, говорившие на языке майя, в классическую и постклассическую эпохи, а также в историческое время вплоть до наших дней населяли, насколько позволяют судить археологические данные, все три области. Похоже, что их предки жили здесь и в формативный период.
Формативная эпоха. В Каминальгую, крупнейшем центре майя, расположенном в горах близ города Гватемала, формативная эпоха восходит ко II тысячелетию до н.э. Сходная керамика формативной стадии найдена в слоях, подстилающих отложения и постройки классической эпохи, на многих памятниках низинных областей. В Каминальгую большие платформы, группирующиеся вокруг центральных дворов или площадей, были возведены на средне- и позднеформативной стадиях. В джунглях департамента Петен первые платформы, облицованные известняковыми плитами, были сооружены в позднечиканельский период формативной эпохи. Тем не менее нет твердых данных, возникли ли уже в это время письменность или календарь майя и был ли изобретен ступенчатый свод для сооружения каменных перекрытий. Сходство между разными памятниками и разными областями наиболее ярко проявляется в единстве керамической традиции. Торговые связи на этом этапе еще не охватывали обширных территорий.
Классическая эпоха. В низинах эта эпоха ознаменована появлением письменности, календаря, ступенчатого свода, сложной архитектуры и специфических для майя черт в скульптуре и декоративном искусстве. Эти характерные элементы в основном отсутствуют в горной области расселения майя, где архитектура и искусство находились под сильным влиянием теотиуаканской цивилизации. Это влияние в начале классической эпохи заметно и в низинных областях, где оно проявляется преимущественно в формах и орнаментации керамики. Начало классической эпохи обычно датируют временем ок. 300 н.э., но если принять другое согласование календаря майя с христианским летоисчислением, оно отодвигается на 260 лет. Самыми крупными памятниками цивилизации майя классической эпохи на южных низменностях являются Тикаль (департамент Петен в Гватемале), Паленке (Чьяпас, Мексика), Пьедрас-Неграс (Петен, Гватемала) и Копан (Гондурас). Известны, однако, и сотни других памятников. Поселения майя, по-видимому, служили политическими и религиозными центрами, которым подчинялись обитатели разбросанных в джунглях земледельческих поселков. Около 900 (или 650, если следовать ранней хронологии) н.э. центры, или города, майя в низменных областях были заброшены. О причинах этого запустения можно только догадываться. Возможными объяснениями являются засуха, неурожаи, социальные потрясения, усугубленные вторжением обитателей Центральной Мексики. В любом случае похоже, что население переместилось к северу, на полуостров Юкатан, населенный и на протяжении формативной и классической эпох. К числу крупнейших здешних поселений относятся Ушмаль, Чичен-Ица, Ошкинток и Яшуна. Примерно в то же время, когда южные майя переместились к северу, на территорию Юкатана вторглись племена тольтекского происхождения. Пришельцы захватили Чичен-Ицу - центр народа майя предшествующего времени, и в некоторых из наиболее известных местных сооружений - таких, как Эль-Кастильо, площадь Собраний и храм Воинов, - заметны следы тольтекского влияния.
Постклассическая эпоха. Постклассическая эпоха в низменных областях обитания майя начинается с того момента, как тольтеки ок. 1000 обосновались в Чичен-Ице, и охватывает следующие пять столетий. Существует мнение, что примерно после 1200 майя вновь достигли господства на своих исконных землях, а их важнейшим политическим центром стал обнесенный стенами город Майяпан (Маяпан). В архитектуре и искусстве периода существования Майяпана ощущается смешение древних традиций майя с теми, что были принесены тольтекскими завоевателями. Последние века истории майя, предшествующие приходу испанцев, были омрачены соперничеством и борьбой между городами. В ходе этих междоусобных войн Майяпан в 15 в. был захвачен и пришел в запустение. Когда в первые десятилетия 16 в. здесь появились испанцы, они обнаружили многочисленные поселки и небольшие города, населенные народом майя; это было все, что осталось от его былого величия.
Искусство и архитектура майя. Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощенная в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя - антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощренность линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремленные вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.
Письменность и счисление времени у майя. Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбова Нового Света были созданные народом майя системы письма и счисления времени. Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Впервые они были переведены немецким ученым Э.Ферстеманном в 1880-х годах. Фиксация времени стала возможна благодаря сочетанию письменности и основательных астрономических знаний. В дополнение к этому майя использовали "цолкин" или "тоналаматль" - системы счета, основанные на числах 20 и 13. Система цолкин, распространенная в Центральной Америке, - очень древняя и не обязательно была изобретена народом майя. У ольмеков и в культуре сапотеков формативной эпохи сходные и достаточно развитые системы счисления времени сложились даже раньше, чем у майя. Однако майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
В Южной Америке выделяются следующие культурные зоны: 1) Центральные Анды (горные районы Перу и Боливии и перуанское побережье); 2) Южные Анды (северная и центральная часть Чили и северо-запад Аргентины); 3) Северные Анды (Эквадор и Колумбия, за исключением территорий, относящихся к бассейну Амазонки); 4) юг Центральной Америки (восточные области Гондураса, Никарагуа, Коста-Рика, Панама); 5) Венесуэла и вся Гвиана; 6) Вест-Индия; 7) бассейн Амазонки; 8) Восточная Бразилия (нагорье и побережье) и 9) южная часть Южной Америки (равнина Гран-Чако, бассейны рек Парана и Парагвай, аргентинская Пампа, Патагония, Огненная Земля).
Центральные Анды. Эпоха камня. В пещерах перуанского высокогорья близ города Уанкайо обнаружены культурные наслоения, содержащие наконечники метательного оружия и другие кремневые изделия, изготовленные методом оббивки и типичные для охотничьих культур эпохи камня. В прибрежных районах Перу на поверхности было найдено несколько наконечников, заставляющих предполагать заселение этой территории в плейстоцене или начале постплейстоценового периода. Сравнительно недавно появились сообщения о находке ранних наконечников на территории боливийского плоскогорья Альтиплано. Ни в одном из названных случаев не были обнаружены желобчатые наконечники раннего североамериканского типа; датировать эти находки с помощью радиоуглеродного метода или по геологическим данным также невозможно.
Архаическая эпоха. Эта эпоха представлена мощными раковинными кучами с зольными включениями на северном побережье Перу. Культурные остатки этой эпохи в Уака-Приета в долине реки Чикама датируются временем начиная с 2500 до н.э. Жители побережья Перу архаической эпохи были рыболовами и собирателями, а также выращивали местные бобы, некоторые корнеплоды и хлопок. Им были знакомы примитивное ткачество и плетение. Жилищами служили однокамерные землянки, отделанные изнутри галькой и глиной. Простая керамика появилась здесь ок. 1200 до н.э.
Формативная эпоха. На пустынном побережье северной части Перу жизнь прежних обитателей архаической эпохи претерпела серьезные изменения с освоением культурного маиса, появившегося здесь во вполне развитых формах ок. 700 до н.э. С началом этапа куписнике, сменившего в долине Чикама культуру уака приета, связан ряд важных нововведений. Началось возведение храмовых холмов из камня или сырцовых кирпичей конической формы. Видимо, примерно к этому же времени относятся первые опыты сооружения ирригационных каналов. Высокоразвитое в стилистическом отношении искусство, главным элементом которого служил образ кошачьего хищника, нашло воплощение в резных изображениях на керамике и резьбе по камню и кости. Этот стиль, распространенный в раннеформативную эпоху по всей территории Северного и Центрального Перу, получил название чавин по ритуальному центру Чавин-де-Уантар на севере горного Перу, где он представлен монументальными произведениями, вырезанными из камня. В последние века до нашей эры здесь произошло значительное увеличение численности населения, обусловленное, судя по всему, возросшей продуктивностью земледелия. Ирригация позволила освоить дополнительные земельные площади в многочисленных небольших долинах пустынного побережья, а на территории горного Перу тот же результат был достигнут террасированием склонов. Старый стиль чавин прекратил свое существование, а в украшении керамики на смену нарезному орнаменту пришли росписи.
Классическая эпоха. Эта эпоха в северной части побережья Перу представлена цивилизацией мочика, охватывающей, вероятно, период от рубежа нашей эры до 800 н.э.; ее материальная культура и искусство во многом продолжают технические и эстетические традиции формативного периода. В моде была керамика, изготовленная в формах, в том числе сосуды в виде человеческой головы. Металлы, включая золото, медно-золотые сплавы, серебро и медь, использовались для изготовления украшений и оружия. Сооружались огромные пирамиды из сырцового кирпича. Начался процесс концентрации населения в городах. Долины защищали укрепления, напоминающие крепости. Похоже, то была эпоха войн, и в период своего наивысшего расцвета цивилизация мочика распространилась на все северное побережье Перу. Одновременно в центральных районах побережья существовала культура маранга, на юге побережья - культура наска, в северных горных районах - культура рекуай, а в горах на юге - культура тиауанако.
Постклассическая эпоха. Очевидно, в результате военного вторжения обитателей горных областей ок. 800 многие цивилизации классической эпохи на побережье Перу и в перуанско-боливийских Андах прекратили свое существование или претерпели кардинальные изменения. Происхождение этой воинственной силы связано, возможно, с районом Тиауанако близ озера Титикака в Боливии или с памятником Уари в центральной части горного Перу. Этот феномен получил название "тиауанакоидного" или "тиауанакоподобного" культурного горизонта. Художественный стиль, весьма сходный с тем, который представлен каменной скульптурой Тиауанако, быстро распространился по всей зоне Центральных Анд, где вытеснил различные местные художественные течения классической эпохи. О том, что это проникновение и смена стиля сопровождались силовым давлением, убедительно свидетельствуют имевшие место в тиауанакоидный период запустение или перестройка оборонительных и общественных сооружений предшествующей классической эпохи. К числу других важных изменений, датируемых тем же временем, относятся уменьшение роли огромных храмовых насыпей с платформами и возникновение обнесенных стенами городских кварталов с регулярной планировкой. Эти изменения, характерные для тиауанакоидного горизонта, или для начала постклассической эпохи, продолжались и в период существования царств конца постклассической эпохи. Одно из наиболее известных царств этой группы, возвысившееся после исчезновения тиауанакоидного художественного стиля, - царство Чиму на севере перуанского побережья. Другим таким царством было государство инков с центром в Куско, расположенном в горном Перу. В начале 15 в., быстро распространившись из района Куско по территории других государственных образований на территории Перу, инки создали единую империю от Северного Эквадора до центральных областей Чили. В 1532 Атауальпа, последний правитель державы инков, был захвачен и убит отрядом Франсиско Писарро, и власть над огромными владениями Инкской империи перешла к испанцам.
Южные Анды.
Эпоха камня.
К эпохе камня относится аямпитинская стадия, представленная нижними слоями культурных отложений в пещерах горной аргентинской провинции Кордова. Стоянка Аямпитин датируется примерно 6000 до н.э. Типичным для этой культуры орудием является не имеющий черешка миндалевидный каменный наконечник, изготовленный путем оббивки.
Архаическая эпоха. Культуры архаической эпохи представлены находками древностей доземледельческого населения чилийского побережья. Эти древние обитатели побережья, чье хозяйство базировалось на рыболовстве и собирательстве, пользовались рыболовными крючками, сделанными из раковин или состоящими из полированного каменного грузила и крепко привязанного к нему острия из кости или растительной колючки. Изготавливали они и шлифованные каменные сосуды. Хотя эти предметы не датированы, есть основания полагать, что они частично синхронны архаическим культурам перуанского побережья. Вероятно, культуры архаической эпохи на территории Чили просуществовали дольше, чем в регионе Перу.
Культуры формативной эпохи. На территории Чили либо население, занимавшееся земледелием и изготовлявшее простую керамику, пришло на смену обитателям побережья архаической эпохи, либо же эти черты хозяйства были восприняты прежним населением извне. Позже в этом регионе появилась полихромная и двухцветная расписная керамика. Некоторые факты указывают на то, что смена культур произошла немногим ранее изобретения этой керамики. Примерно в то же время во внутренних оазисах пустыни на севере Чили впервые появилась культура атакаменьо. Хозяйство носителей данной культуры включало земледелие и разведение лам и альпака. Их поселки представляли собой огороженные стеной небольшие скопления каменных домов. Помимо керамики эти люди изготавливали различные хозяйственные и ритуальные предметы из резного дерева и выделанной кожи. Культура, сходная с атакаменьо, обнаружена и в засушливых гористых провинциях на севере Аргентины, но здесь поселки, как правило, были больше и располагались вблизи сооруженных на вершинах холмов укреплений. Чилийских носителей культуры атакаменьо и их аргентинских соседей покорили сперва инки, а затем испанцы. К югу от очагов культуры атакаменьо были распространены племена группы диагита. В их археологии можно выделить несколько этапов, представленных на территории аргентинских провинций Сальта, Тукуман, Катамарка, Ла-Риоха и Сан-Хуан, а также в смежных районах Чили. Носители языка диагита обитали здесь в момент испанского завоевания, но неизвестно, насколько глубоко в доисторические времена можно отнести появление людей данной языковой группы на этой территории. Начало земледелия датируется здесь не позже I тысячелетия н.э. В целом племена диагита были крупнее, чем атакаменьо, а занятые ими горные долины - обширнее расположенных севернее и лучше обеспечены водой.
Северные Анды. На территории Эквадора и Колумбии были найдены материалы, относящиеся как к эпохе камня, так и к архаическому периоду. Череп из Пунина в Эквадоре, принадлежащий, судя по геологическим условиям находки, к глубокой древности, датируется, возможно, эпохой камня. Раковинную кучу в Барловенто на карибском побережье Колумбии, содержащую примитивную керамику, предположительно относят к архаическому периоду. Остальные археологические материалы из Эквадора и Колумбии типологически принадлежат к кругу формативных. В некоторых районах древнейшие культуры датируют временем начиная с I тысячелетия до н.э. В них обнаруживают сходство с культурами формативной эпохи Центральной Америки и Перу. В эквадорской прибрежной саванне и в бассейне реки Гуаяс была найдена керамика ранних типов, напоминающая находки чавинского этапа формативной эпохи из Перу. Спорным остается вопрос, можно ли причислять более поздние культуры Эквадора и Колумбии к числу классических в том значении, в каком этот термин применяется к древностям Центральной Америки и Центральных Анд. Слишком скудны имеющиеся данные о размерах поселений, размахе общественных работ и других чертах, присущих урбанизированному обществу. Представляется, однако, что поселения на территории эквадорского и колумбийского нагорья были относительно небольшими. Самые крупные памятники расположены на побережье Эквадора - такие, как Манта в провинции Манаби. Другие поселения относительно больших размеров засвидетельствованы в Сьерра-Невада-де-Санта-Марта на севере Колумбии - на родине известной в историческое время народности тайрона. Знаменитый памятник Сан-Агустин в Южной Колумбии являлся, очевидно, не столько поселением, сколько ритуальным центром и местом погребения; здесь относительно небольшие сооружения и каменные статуи были обнаружены на площади в несколько квадратных километров. Сан-Агустин и Тьеррадентро в горах Южной Колумбии, Кимбая в колумбийской долине Каука и Эсмеральдас, Серро-Хабонсильо и Гуангала на эквадорском побережье принадлежат к числу археологических комплексов, несомненно более поздних, чем культуры раннеформативной эпохи, хотя их следует относить целиком к доисторическому периоду. Скорее всего, они охватывают ряд столетий I тысячелетия н.э. Прекрасные украшения из золота и тумбаги (сплава золота и меди), происходящие преимущественно из зоны Северных Анд, впервые были изготовлены в эпоху существования этих культур среднего периода. Для позднего доисторического и исторического этапов известно несколько комплексов, некоторые из них можно соотнести с конкретными племенами. Наиболее выдающейся в плане военной и политической организации была народность чибча, обитавшая в окрестностях Боготы в Колумбии.
Юг Центральной Америки. Следы обитания древнейшего человека в горах и на побережье этой тропической зоны немногочисленны. На территории Никарагуа отпечатки человеческой ноги были найдены в застывших вулканических отложениях. Эти следы могли принадлежать охотникам эпохи камня. На тихоокеанском побережье Панамы к архаической эпохе, когда хозяйство базировалось на собирании раковин и других морских продуктов, относят раковинные кучи, оставленные носителями докерамической культуры серро-манготе на берегу залива Парита и людьми более позднего, уже знакомого с керамикой, этапа монагрильо. Культура времени существования земледелия на территории Панамы, Коста-Рики, Никарагуа и Восточного Гондураса обнаруживает значительную близость к культурам Северных Анд конца доисторического периода. Большое сходство заметно в керамике, не вполне, впрочем, идентичной в стилистическом плане; связи явно ощущаются в металлических изделиях, особенно золотых. К числу наиболее известных принадлежит панамская культура кокле. В одном из могильников этой культуры открыто несколько относящихся к одному столетию гробниц с необычайно пышными захоронениями вождей. В могилы были брошены тела их жен и слуг. Типичным погребальным инвентарем были шлифованные и оправленные в золото камни, в том числе изумруды. Находка свидетельствует о существовании богатых, хотя и небольших царств, и такой вывод находит подтверждение в ранних исторических свидетельствах об этом регионе.
Венесуэльско-Гвианская зона. Следы каменной эпохи - в том числе изготовленные техникой оббивки кварцитовые наконечники для метательного оружия - происходят со стоянки Эль-Хобо на северо-западе Венесуэлы. Эти предметы, найденные вместе с керамикой или вещами, относящимися к более поздним археологическим культурам региона, напоминают изделия эпохи камня из долины Мехико. Более отдаленное, но, по-видимому, существенное в типологическом плане сходство прослеживается между находками из Эль-Хобо и североамериканскими наконечниками, относящимися к послефолсомскому этапу. Докерамические культуры архаического типа представлены раковинными кучами в Маникуаре на венесуэльском побережье. Радиоуглеродная датировка Маникуаре колеблется между 1500 и 1000 до н.э. Земледельческие культуры формативного типа, знакомые с керамикой, появляются в этой зоне ок. 700 до н.э. в нижнем течении реки Ориноко. Здесь прослеживается длинный ряд сменяющих друг друга культур, начиная с периода саладеро через несколько стадий культуры барранкас и вплоть до кануна исторической эпохи. Керамика в этих культурах Нижнего Ориноко представлена сосудами простых форм. В раннее время для нее характерна белая роспись по красному фону, но постепенно этот тип декора сменяется широкими линиями, нарезкой и налепами в виде различных частей звериных фигур. Керамика с врезным и рельефным декором распространилась на восток, по побережью Гайаны; она же найдена и значительно западнее - у озера Валенсия. В Западной Венесуэле, в противоположность тропическим и саванным равнинам бассейна Ориноко представляющей собой гористую местность, была распространена совершенно иная традиция, по-видимому, берущая начало в Северной Колумбии. Для нее характерна керамика с росписью, обычно красной и черной по белому или только черной по белому. Часто встречаются антропоморфные статуэтки. Влияние этой традиции распространилось на восток, до озера Валенсия, и на позднем этапе она преобладала в этом регионе. Культура позднего периода в районе озера Валенсия, просуществовавшая, вероятно, до начала исторического периода, - самое заметное явление в этой зоне. Она представлена искусственными насыпями, возведенными для совершения погребений или для сооружения на них домов, а также захоронениями в урнах и разнообразными глиняными женскими фигурами.
Вест-Индия. Скорее всего, заселение Вест-Индии происходило из Южной Америки, и первые переселенцы принесли с собой культуру, близкую к венесуэльской культуре маникуаре. Культуры Вест-Индии архаической эпохи обобщенно именуют "сибонейскими" - по названию, данному народом араваков неземледельческим племенам, обитавшим на западе Кубы в момент появления испанцев. Культуры "сибонейского" круга на разных островах различались между собой. Для Кубы были характерны орудия и украшения из раковин, на Гаити широкое распространение получили призматические кремневые ножи, а в Пуэрто-Рико найдены совсем иные комплексы орудий. Не вполне ясно, обусловлено ли это разнообразие наличием или отсутствием тех или иных природных материалов или же в нем нашли отражение миграции и культурные влияния, охватившие острова в архаическую эпоху. Культурные остатки "сибонейского" типа представлены в слоях, подстилающих отложения, оставленные земледельческим населением; такая ситуация прослеживается повсеместно, за исключением Западной Кубы, где вообще отсутствуют керамика и земледельческие поселения и где культуры архаического типа продолжали существовать вплоть до конца 15 в. Древнейшая керамическая традиция в Вест-Индии тесно связана с культурой саладеро в низовьях бассейна Ориноко, и похоже, что земледелие, основанное на разведении маиса и маниока, было занесено на острова аравакскими племенами как раз в это время. Саладерская керамика с белой росписью по красному фону, проникнув на остров Тринидад и Малые Антильские острова, достигла затем и Пуэрто-Рико. Далее к западу существовали иные традиции, в которых ощущается лишь отдаленное сходство с теми, что были распространены на восточных островах. Вслед за ранней бело-красной керамикой на острова проникла или была принесена сложившаяся в низовьях Ориноко керамика стиля барранкас, украшенная широкими врезными линиями или фигурная. Ее распространение в западном направлении прослеживается вплоть до Гаити, Восточной Кубы и Ямайки, а на северо-запад - до Багамских островов. Расцвет культуры аборигенов Вест-Индии приходится на время, следующее за этой второй волной миграции или постепенного проникновения населения извне. Крупнейшие поселения, а также наиболее сложные ритуальные центры и самая изысканная утварь найдены на территории Пуэрто-Рико. Хотя насыпи здесь не возводились, а храмы строили из недолговечных материалов, сохранились некоторые сооружения - такие, как обнесенные каменными стенами площадки для ритуальной игры в мяч, с которыми связаны находки каменных идолов. В целом доисторические народы Вест-Индии были очень похожи на родственное им население южноамериканской зоны тропических лесов: они обитали в таких же небольших поселках, и их культура скорее принадлежит к формативному типу, чем к кругу культур, оставленных обитателями городов классической и постклассической эпох. Основным населением Вест-Индии были араваки, включавшие племена таино, жившие на Больших Антильских островах, и обитавшие на Малых Антильских островах племена игнери. Во время испанского завоевания (1492-1520) сюда были вытеснены племена карибов.
Бассейн Амазонки. На территории тропических низменностей бассейна Амазонки и ее притоков отсутствуют выразительные наземные памятники доисторической эпохи. Постройки здесь сооружали из дерева и иных недолговечных материалов, не возводилось и крупных искусственных насыпей. Население, однако, было достаточно многочисленным, и путешественники 16 в. отмечают существование больших деревень и поселений. Среди индейского населения этой зоны представлены тупи, араваки, карибы и племена других языковых групп. Индейцы, обитавшие в дельте Амазонки и по ее среднему и нижнему течению, вскоре после завоевания были ассимилированы португальцами. Население, жившее выше по Амазонке и ее многочисленным притокам, вплоть до настоящего времени продолжало вести традиционный образ жизни. Из-за зарослей джунглей и мощных речных отложений поиски следов обитания древнего населения в бассейне Амазонки достаточно затруднены. До сих пор не засвидетельствовано никаких находок, относящихся к эпохе камня. Однако на острове Маражо и других островах дельты Амазонки выявлен ряд культур, относящихся, по-видимому, к архаической эпохе. Индейцы, создавшие эти культуры, жили в небольших поселках, занимались охотой и рыболовством. Они изготавливали простую керамику, украшенную нарезкой. На смену этому населению пришли носители культуры маражоара, принадлежащей к кругу формативных и появившейся на островах дельты достаточно внезапно. Это были земледельческие племена, в основном, вероятно, специализировавшиеся на разведении маниока. Размер их поселений, сохранившихся в виде небольших жилых холмов, свидетельствует о наличии постоянного населения численностью в 200-300 человек. Умерших эти люди хоронили под земляными насыпями вне поселения. Их керамика имеет изысканный декор в виде резных и выемчатых линий, а также красной, белой и черной росписи. Среди сосудов многочисленны большие погребальные урны. Посуда культуры маражоара совершенно не похожа на более раннюю керамику архаической эпохи с территории дельты и, вероятно, происходит из областей, расположенных выше по течению Амазонки. Некоторое сходство с ней имеет керамика индейцев, населяющих перуанские джунгли. Культура маражоара исчезла столь же внезапно, как и появилась. Культуры этого региона, относящиеся к концу доисторической эпохи, сохранили в своей керамике некоторые маражоарские стилистические и технологические традиции, но в целом их образ жизни ближе образу жизни охотников и рыболовов более ранней архаической эпохи.
Восточная Бразилия. Восточная Бразилия - это плоскогорье, прорезанное реками, большинство из которых течет на север и впадает в Атлантический океан или в Амазонку. Прибрежная полоса представляет собой низину, характеризующуюся в северной части тропическим климатом, а южнее - субтропическим, переходящим в умеренный. Археологические материалы из этой зоны относятся в основном к архаической эпохе и связаны с образом жизни, который был основан на охоте, рыболовстве и собирательстве и почти не изменялся на протяжении многих столетий. В конце доисторического и начале протоисторического периода из бассейна Амазонки в южном направлении по побережью распространились племена из группы тупи, но их археологические следы крайне скудны. Древние архаические обитатели побережья оставили после себя огромные раковинные кучи, именуемые sambaquis (самбаки). Эти гигантские скопления содержат разнообразные изделия из оббитого и полированного камня. Керамика в них представлена лишь на поверхности и принадлежит, вероятно, племенам тупи. Из внутренних областей в археологическом отношении наиболее изучен район пещер на территории штата Минас-Жерайс. В этих пещерах археологи обнаружили кости индейца доисторической эпохи, который обычно обозначается как принадлежащий к "типу Лагоа Санта" и датируется не ранее 2000 до н.э. Археологические материалы из этих пещер в целом сходны с находками из архаических sambaquis.
Южная часть Южной Америки. Южная часть континента - это зона саванн, травянистых равнин, а самые южные его области заняты лесами холодного пояса. Доисторическое население теплых саванн на севере, по реке Парана, вероятно, является предками таких обитавших здесь в историческое время племен, таких, как чанэ, чанэ-тимбу, коластине и др. Это были охотники и рыболовы, не знавшие земледелия и сопоставимые по образу жизни с носителями культур архаической эпохи. Могилы для своих умерших они выкапывали в небольших естественных холмиках или в кучах хозяйственных остатков по берегам рек. К числу их изделий относятся нерасписная керамика - фигурная или украшенная врезными и пунктирными линиями, многочисленные костяные иглы и другие предметы, а также разные оббитые или шлифованные орудия и украшения из камня. Незадолго до появления европейцев на эту территорию вторглись племена группы тупи-гуарани, пришедшие, возможно, на бразильское побережье откуда-то извне. Тупи-гуарани, чью керамику иногда находят в верхних слоях бразильских sambaquis, знали расписную керамику и освоили земледелие. Археологические находки с территории аргентинской пампы очень близки к архаическим материалам из бассейна реки Парана, с той лишь разницей, что обитатели пампы больше занимались охотой на гуанако, чем рыбной ловлей. Их керамика ведет свое происхождение от той, что бытовала в областях по течению Параны. Самыми распространенными изделиями здесь являются бола, которыми пользовались при охоте на гуанако, и обработанные техникой оббивки наконечники. В пампе в историческое время обитали индейцы пуэльче, которые в колониальный период, восприняв у испанцев традиции разведения лошадей, стали кочевниками. В Патагонии археологические охотничьи культуры, от которых явно происходит культура индейцев туэльче исторического времени, сходны с культурами пампы. В крайних южных областях, вдоль Магелланова пролива, выявлены находки раннего времени, сопоставимые с культурами эпохи камня; характерными для этой серии являются длинные копьевидные наконечники, древнейшие из которых относятся ко времени ок. 7000 до н.э.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Смотреть что такое "АРХЕОЛОГИЯ НОВОГО СВЕТА" в других словарях:

  • АРХЕОЛОГИЯ — изучение прошлого человечества по материальным свидетельствам. Некоторые археологи являются сторонниками мнения, что археология представляет собой отрасль более широкой научной дисциплины. К примеру, большинство исследователей, принадлежащих к… …   Энциклопедия Кольера

  • Археология и Книга Мормона — Книга Мормона …   Википедия

  • АРХЕОЛОГИЯ. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ — Ангоб Покрытие из жидкой глины, нанесенное снаружи на керамический сосуд; часто в него добавляют пигмент, который после обжига определяет цвет поверхности сосуда. После просушки ангоб иногда обрабатывают лощением, а украшение сосуда иным способом …   Энциклопедия Кольера

  • АРХЕОЛОГИЯ ПАЛЕОЛИТА — Археологи познают прошлое по обнаруженным ими материальным следам, оставленным древними людьми, в том числе по их орудиям, пищевым отходам, остаткам жилищ, произведениям искусства. Особенно многочисленны среди этих находок каменные орудия,… …   Энциклопедия Кольера

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Джон Баптист — Иоанн Креститель (ивр. יוחנן המטביל‎) Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва. Пол: мужской Период жизни: 6 …   Википедия

  • Иоан Предтеча — Иоанн Креститель (ивр. יוחנן המטביל‎) Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва. Пол: мужской Период жизни: 6 …   Википедия

  • Иоанн-Креститель — (ивр. יוחנן המטביל‎) Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва. Пол: мужской Период жизни: 6 …   Википедия

  • Иоанн Предтеча — Иоанн Креститель (ивр. יוחנן המטביל‎) Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва. Пол: мужской Период жизни: 6 …   Википедия

  • Рождество Иоанна Предтечи — Иоанн Креститель (ивр. יוחנן המטביל‎) Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва. Пол: мужской Период жизни: 6 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.