- АРХЕОЛОГИЯ ПАЛЕОЛИТА
Археологи познают прошлое по обнаруженным ими материальным следам, оставленным древними людьми, в том числе по их орудиям, пищевым отходам, остаткам жилищ, произведениям искусства. Особенно многочисленны среди этих находок каменные орудия, изучение которых явилось одним из первых шагов археологии. В 1865 Джон Леббок предложил обозначать эпоху, когда люди изготавливали орудия из камня посредством оббивки или расщепления куска горной породы, термином "палеолит" (древний каменный век). В более позднее время - в эпоху неолита (нового каменного века) - орудия из камня делали, пользуясь техникой шлифовки или полировки. В дальнейшем столь простое определение палеолита и неолита явилось предметом дискуссий и уточнялось с учетом социального, технологического и хозяйственного аспектов. В наши дни многие археологи предпочитают обозначать термином "палеолит" эпоху становления человека - от появления древнейших каменных орудий (около 2,5 млн. лет назад) и до конца последнего оледенения (примерно 10 000 лет назад), который приблизительно совпадает (по крайней мере в некоторых регионах Земного шара) со временем одомашнивания животных и растений. Палеолитическую эпоху принято разделять на три этапа - нижний, средний и верхний палеолит. В археологии Африки вместо этих терминов используют названия "древний каменный век", "средний каменный век" и "поздний каменный век". Основным критерием их разделения по-прежнему служит характер каменных орудий, хотя существенны в этом плане и данные о хозяйстве и образе жизни древних людей. Нижний палеолит, или древний каменный век. Первые каменные орудия происходят из Африки, где были найдены и древнейшие ископаемые останки прямых предков человека. Эти древние орудия очень грубы и представляют собой куски горной породы, расколотые таким образом, чтобы получились острые края. Однако для того, чтобы получить такой острый край путем расщепления камня, требовалось определенное умение. Орудием могли служить и сам кусок камня (его называют ядрищем), и отделенные от него отщепы. Эти очень древние нижнепалеолитические артефакты составляют так называемый олдувайский комплекс орудий, названный так по знаменитой стоянке в ущелье Олдувай на территории Танзании. На сегодняшний день древнейшие надежно датированные орудия олдувайского типа происходят со стоянки Када Гона в Эфиопии и относятся ко времени ок. 2,6-2,5 млн. лет назад. Сходные артефакты, возраст которых составляет примерно 2 млн. лет, были найдены и на юге Африки. Ввиду грубости их форм олдувайские орудия трудно разделить на определенные "типы". К тому же они поразительно однообразны во времени и пространстве. Создается впечатление, что различия между артефактами, найденными в разных местах, определяются в большей степени особенностями материала, из которого они изготовлены, чем какими-то иными причинами. Кроме камня, человек раннего палеолита примерно 2 млн. лет назад начал использовать кость. Однако костяные изделия в этот древнейший период относительно редки, а сами кости подвергались лишь минимальной обработке для придания им какой-то формы. На них заметны следы использования (они разбиты, расщеплены или отшлифованы), но настоящих орудий определенных типов из них не делали. Памятники олдувайского типа прекратили свое существование приблизительно 1,7-1,6 млн. лет назад. Примерно тогда древний человек начал изготавливать особые орудия, называемые ручными рубилами. Это заостренные орудия, подвергшиеся двусторонней оббивке (с обеих сторон ядрища). Первоначально такие двусторонне обработанные орудия появились в Африке, но уже примерно 1 млн. лет назад они стали известны а Передней Азии, а ок. 750 000 лет назад - в Европе (в противоположность олдувайским орудиям, зона распространения которых ограничивается Африкой). Африканские, европейские и переднеазиатские комплексы с ручными рубилами относят к так называемой ашельской культуре, получившей свое название по стоянке Сент-Ашель во Франции. Однако некоторые из стоянок в Европе почти не содержат ручных рубил, а на нижнепалеолитических памятниках Дальнего Востока они, как правило, редки или вовсе отсутствуют Эта разница могла быть обусловлена либо отсутствием подходящего сырья, либо различиями в трудовых операциях, требовавших применения орудий. Памятники эпохи нижнего палеолита, как правило, достаточно просты по структуре, но трудны для интерпретации. Часто они представляют собой просто рассеянные артефакты, порой - в сочетании с костями животных, найденные в контексте, свидетельствующем, что в древности они были оставлены на поверхности земли, причем иногда - у озера или какого-то иного водоема. Время от времени нижнепалеолитические орудия находят в пещерах, но в большинстве случаев - на открытых местах. Предметом дискуссий между археологами являлся вопрос о способах применения каменных орудий и о причинах их совместного залегания с костями животных. Прежде полагали, что любое сочетание каменных орудий и звериных костей указывает на охотничьи занятия древних людей. Однако в наши дни археологи уделяют больше внимания иным объяснениям. Не могли ли, к примеру, артефакты оказаться рядом с костями зверя потому, что человек отрезал куски от трупа животного, уже убитого хищниками или умершего естественной смертью? Находка в таком месте окаменевших фекалий или следы зубов на костях также могут послужить свидетельством того, что человек пользовался добычей хищников. А может быть, подобное сочетание оказалось чисто случайным и вообще не связано с взаимодействием человека и зверя? Ответ на эти вопросы может дать изучение как костей животных, так и самих каменных орудий. По крайней мере на некоторых костях имеются царапины, свидетельствующие, что человек эпохи нижнего палеолита разделывал туши животных. На самих орудиях в микроскоп можно увидеть сохранившиеся следы сточенности рабочего края, указывающие на их различное использование, в том числе - для срезания мяса. Кем были гоминиды, создававшие нижнепалеолитические орудия? Большинство ученых полагает, что наиболее вероятным изготовителем олдувайских орудий является Homo habilis - древнейший представитель человеческого рода. Артефакты ашельского типа принадлежат, вероятно, виду Homo erectus (именуемому также Homo ergaster) - во всяком случае ранее, чем 400 000-500 000 лет назад, когда их изготовителями уже могли быть древнейшие представители вида Homo sapiens, люди современного типа. Средний палеолит, или средний каменный век. Примерно 200 000 лет назад ручные рубила, кливеры и другие массивные орудия, изготовленные методом двусторонней оббивки и являющиеся неотъемлемым атрибутом нижнего палеолита, теряют присущее им повсеместное распространение. Вместо них в инвентаре начинают преобладать орудия, изготовленные из отщепов, - в первую очередь скребки, остроконечники, орудия с зубчатым лезвием. В некоторых культурах все же продолжают бытовать ручные рубила, но они становятся меньше и тоньше ашельских, а по численности уступают орудиям из отщепов. В Европе и Передней Азии такие памятники с преобладанием орудий из отщепов именуют мустьерскими (по названию стоянки в гроте Ле-Мустье во Франции). Более широкое понятие "средний палеолит" покрывает как мустьерские памятники, так и одновременные им культуры Африки (где время их существования обозначают как средний каменный век) и Дальнего Востока. Однако дальневосточные культуры мало известны и точно не датированы, вследствие чего в данном разделе освещены преимущественно европейские и африканские археологические данные. Период среднего палеолита продолжался примерно до времени 50 000-40 000 тыс. лет назад, причем точная дата его завершения различна для разных регионов. Среднепалеолитическая эпоха привлекает пристальное внимание археологов и порождает множество дискуссий. Одна из главных причин этого интереса к ней состоит в том, что именно на стадию среднего палеолита, по-видимому, приходится период формирования человека современного физического облика (Homo sapiens). Насколько совпадают с современными поведенческие нормы среднепалеолитического человека? Некоторые племена эпохи среднего палеолита (в Европе и Передней Азии) в физическом отношении принадлежали к неандертальцам - хорошо известной разновидности ископаемых людей. В других регионах среднепалеолитический человек по внешнему облику был гораздо ближе к современному, чем неандерталец, хотя его поведение во многом было близко к поведению неандертальцев. Многие археологи, пораженные коренными различиями между средним и сменившим его верхним палеолитом, доказывают, что только в верхнепалеолитическую эпоху можно обнаружить свидетельства современного уровня умственного развития человека, обеспечивающего возникновение культуры. Как и нижнепалеолитическая, культура среднего палеолита характеризуется относительной однородностью во времени и пространстве, особенно в сравнении с пришедшей ей на смену эпохой верхнего палеолита. Люди среднего палеолита изготавливали орудия относительно немногочисленных типов, в чем опять-таки состоит коренное отличие от верхнего палеолита. На среднепалеолитических памятниках находят костяные артефакты, но в целом человек той эпохи редко использовал кость (в том числе слоновую). Стоянки располагаются в пещерах, под скальными навесами и на открытых местах, но редко содержат следы каких-либо сооружений. С другой стороны, надежно установлено, что человек в то время умел добывать огонь. Он хоронил своих умерших, но их могилы, в отличие от верхнепалеолитических, были относительно простыми. Люди эпохи среднего палеолита определенно могли охотиться. И все же материалы свидетельствуют, что они не были столь искусными охотниками и собирателями, как их верхнепалеолитические преемники. Население было редким, а использование в качестве сырья местного камня (в отличие от камней "экзотических" пород с дальних месторождений) указывает на достаточную ограниченность освоенной территории. В отличие от верхнего палеолита, свидетельства существования искусства и украшений редки и проблематичны. Верхний палеолит, или поздний каменный век. Примерно 50 000 лет назад, с началом эпохи верхнего палеолита в образе жизни человека произошли значительные изменения. Современный и верхнепалеолитический Homo sapiens имеют много общего. В том, что касается каменных орудий, памятники верхнего палеолита (в Африке - позднего каменного века) демонстрируют столь значительное многообразие во времени и пространстве, что трудно указать какие-либо их типы, характерные для этой эпохи в целом. Наиболее типичны для верхнепалеолитических памятников так называемые "пластины" (отщепы, длина которых вдвое превосходит ширину). Из пластин и других отщепов изготавливались орудия самых разных типов, в том числе разнообразные скребки и прекрасно обработанные листовидные острия. Другое принципиальное отличие от среднего палеолита состоит в широком применении верхнепалеолитическим человеком кости и рога для изготовления настоящих артефактов - таких, как иглы, шилья, проколки и гарпуны. Как и изделия из камня, эти артефакты значительно различаются во времени и пространстве. Именно к эпохе верхнего палеолита относятся первые достоверные свидетельства существования искусства и личных украшений. Верхнепалеолитический человек расписывал пещеры, создавал произведения искусства малых форм, в том числе статуэтки, и изготавливал предметы личного убранства - например бусы. Как правило, структура памятников верхнего палеолита сложнее, чем структура среднепалеолитических памятников. На верхнепалеолитической стадии люди впервые освоили суровые континентальные зоны, в том числе отдаленные области Сибири. Датировка начала заселения Америки остается предметом споров, но большинство археологов согласно в том, что Аляски человек достиг примерно 12 000 лет назад, двигаясь по сухопутному перешейку между Сибирью и Аляской, именуемому Беринговым мостом. В отличие от Америки, Австралия на протяжении всего периода эволюции человека никогда не была связана с Азией, и добраться до нее люди могли только по воде. Вероятно, это произошло примерно 40 000 лет назад, хотя предлагалась и дата 60 000 лет назад и даже еще более ранняя.
Пещерная живопись. Не сохранилось никаких свидетельств того, что обитатели восточного ареала граветтской традиции, искушенные в искусстве вырезания и лепки фигур, знали и живопись; что же касается их гравированных рисунков, то в них преобладают геометрические мотивы, зигзагообразные или перекрещивающиеся штрихи и изредка извилистые линии типа меандра. На фоне крайне скудного (за исключением резной и лепной скульптуры) восточнограветтского искусства особенно заметны натуралистические гравировки на кусках кости или рога и на каменных пластинах, найденные в пещерах и гротах западных областей. Хотя наиболее распространенными были изображения на небольших предметах, вряд ли можно сомневаться в том, что они тесно связаны с еще более поразительными памятниками искусства, обнаруженными на потолках, стенах и полах пещер и гротов. Большинство самых замечательных произведений пещерного искусства сосредоточено во Франции и Кантабрийском регионе Испании, хотя отдельные памятники засвидетельствованы и достаточно далеко от этого района - в окрестностях Малаги в Испании, в Южной Италии и на прилегающих к ней островах. В пещерном искусстве Кантабрийского региона Франции выделяют две группы памятников: раннюю, связанную с западнограветтской (или поздней перигорской) и - менее надежно - с предшествующей ориньякской культурами, а также позднюю, соотносимую с культурами солютре и мадлен. Рельефы ранней группы включают линии, проведенные концами пальцев по глине, и натуралистические изображения животных, вырезанные на поверхности скалы. Наскальная гравировка вначале была довольно грубой - порой в виде едва намеченных штрихов, иногда в виде глубоких врезов, - но со временем превратилась в настоящий рельеф; примером могут служить изображения людей во французском гроте Лосель. Росписи на первых порах представляли собой нанесенные рукой красные и желтые извилистые линии и контурные наброски животных, затем появились цепочки пятен и залитые краской плоскости, а потом возникла двухцветная живопись, как, например, в Ласко. К памятникам пещерного искусства поздней группы относятся многочисленные барельефы с изображениями почти в натуральную величину. Некоторые из них образуют громадные фризы; так, в Англь-сюр-Л'Англан на пространстве длиной ок. 35 м представлены бизон, лошади, горный козел, а в нижнем ряду, расположенном ниже пояса зрителя, - три женские фигуры. Наскальная гравировка иногда дополнена тонкой штриховкой, производящей впечатление рельефа. Росписи, по-видимому, прошли в основном те же этапы развития, но в Альтамире - пещере в Кантабрийском регионе Испании - и в других сопоставимых с ней памятниках мы видим новый, более совершенный уровень полихромии, на смену которому затем вновь пришли небольшие рисунки красной краской и, наконец, изображения непонятных знаков. На протяжении второй фазы и особенно в период расцвета мадленской культуры получила очень широкое распространение гравировка на небольших каменных плитках, кусках кости и рога, а также на таких предметах, как копьеметалки и различные жезлы, имевшие, по-видимому, ритуальное назначение. Верхнепалеолитические создатели произведений пещерного искусства Западной Европы изображали преимущественно животных, бывших для них желанной добычей, или тех хищников, которые этих животных преследовали. Как правило, звери изображены поодиночке. Изображения человеческих существ достаточно редкие, они связаны с идеей плодородия, рисуют колдунов либо знахарей. Иногда художник изображал оружие или раны, и это неоспоримо свидетельствует о том, что цель искусства заключалась в магическом воздействии на результаты охоты. Можно предположить, что творчеству весьма способствовало само строение пещер. Художник использовал любую неровность скальной поверхности, угадывая в ней подобие природного объекта. Некоторые росписи расположены в глубине пещеры, вдали от дневного света, на расстоянии до 900 м от входа. Для их создания необходимо было пользоваться светильниками; было найдено несколько таких светильников, выдолбленных из камня. Для вырубания в скале барельефа применялись каменные инструменты; затем изображение заглаживалось, а иногда раскрашивалось. Для гравировки служили кремневые резцы. В качестве красителей для росписей брали окись марганца и охру различных оттенков, растирая их на каменных плитках; затем краску набрызгивали на стену пещеры или, смешав с животным жиром, наносили кистью либо мягким тампоном. Сравнительно небольшие размеры человеческих сообществ той эпохи и низкий уровень хозяйственной специализации, среди взрослых вряд ли значительно превосходивший изначальное разделение труда между полами, позволяют утверждать почти безоговорочно, что в роли художников выступали сами охотники. Вместе с тем развитие искусства говорит о том, что приемы и навыки в этой сфере передавались от поколения к поколению теми членами группы, которые проявляли особый талант и мастерство.
Религия. Пещерное искусство свидетельствует в первую очередь и главным образом об эстетическом чувстве и острой наблюдательности его создателей. Но оно же позволяет проникнуть и в иные сферы мышления охотников эпохи плейстоцена. Изображение танцующих фигур в масках в виде звериных голов наводит на мысль, что создание рисованных и скульптурных воплощений диких животных было для древнего охотника одним из многих применявшихся им способов отождествить себя с потенциальной жертвой. Главенствующее положение, которое фигура в маске занимает в гравированной композиции из пещеры "Три брата" (Арьеж, Франция), позволяет предположить, что выдающиеся люди могли выступать в роли шаманов или колдунов, соединяющих соплеменников с миром духов. Более того, ритуалы, связанные с погребением умерших, стремление облачить их в самые нарядные одежды отражают представление о существовании некоего потустороннего мира и одновременно свидетельствуют, что человек той эпохи смог обеспечить себе относительно благополучное существование в условиях, которые мы воспринимаем сегодня как крайне суровые.
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.