ВЭЙ-ДЕЯНИЕ

ВЭЙ-ДЕЯНИЕ

"Деяние", "свершение", "осуществление", "управление", "делаться", "становиться", "являться", "быть" (вэй1). Термин китайской философии, выражающий три основных понятия, производные от его трех грамматических функций и объединенные представлением о деятельности (природы или человека). 1. Как связка "делаться", "являться", "быть [[чем-либо]]" вэй1 означает процесс, результатами которого являются конкретные состояния. В Мо-цзы (гл. 40, опр. 85) вэй1 определяется как "сохранение, преодоление, обмен, исчезновение, управление, превращение". Как служебное слово ("[[деятельность]] для, ради"; ср. рус. "для, деля" - "дело", лат. causa - "для") вэй1 образует этическое понятие целевой ориентации, прямая дефиниция которого также содержится в Мо-цзы (гл. 40, опр. 75): "вэй1 - это стремление к желаемому (юй) на основе исчерпывающего знания (чжи чжи)". По-видимому, моисты (см. МОИЗМ) первыми придали вэй1 статус самостоятельного философского понятия, определив его с помощью трех фундаментальных категорий: "знание" (чжи2), "воля" (чжи3) и "действие" (син3) (Мо-цзы, гл. 40, опр. 80). Для альтруистически настроенных моистов высшим объектом волевого стремления вэй1 была Поднебесная, а для Ян Чжу (4 в. до н.э.?) - сам субъект (Мэн-цзы, III Б, 9, VII А, 26). Обозначение его концепции существования "для себя", или "ради своего я" (вэй во) стало синонимом эгоизма. В современной литературе термин "вэй во" используется для передачи понятия "вещь-для-нас" (Ding-fr-uns): "вэй во чжи у". 2. В полном знаменательном значении "деяние, свершение, осуществление" вэй1 как свои подвиды охватывает: син3 - "действие", "поведение", связанное с этическим нормативом "должной справедливости" (и1), и ши3 - "дело", "служение", связанное с прагматической реализацией "пользы-выгоды" (ли3) (Сюнь-цзы, гл. 22). 3. Вэй1 с оптативным отрицанием у1, выражая предписание "недеяния", или "отсутствия деятельности" (у вэй), стало важнейшей категорией даосизма, символизирующей принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий ни с этических (конфуцианство, моизм), ни с прагматических (моизм, легизм) позиций. "У вэй" предполагает, однако, специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде "осуществления недеяния" (вэй у вэй): "Осуществляй недеяние, но не предавайся [[ему]]" (вэй эр бу ши) (Дао дэ цзин, 2, 10, 51, 63). Конфуцианство также признавало принцип "недеяния", но распространяло его лишь на личность императора, который должен быть восприимчиво-пассивным проводником общекосмических импульсов в социальную сферу (Лунь юй, XV, 4). Согласно конфуцианству, из круга деятельности "благородного мужа" (цзюнь цзы) исключались "малые пути (дао)" (там же, XIX, 4) и она существенно ограничивалась в экстремальных ситуациях - траура или отсутствия дао в государстве (там же, XVII, 21, VIII, 13). Акцентирование конфуцианцами действенной активности выразилось в тезисе Ван Фу (1-2 вв.): "Путь Неба - это осуществление (ши8), путь Земли - это превращение (хуа), путь человека - это вэй1" (Цянь фу лунь, 32).
ЛИТЕРАТУРА
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ВЭЙ-ДЕЯНИЕ" в других словарях:

  • Вэй (даосизм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вэй. Вэй  в контексте даосизма обозначает на так называемое «Деяние». «Деяние»  это такое миробытие (мировосприятие), когда все действия человека в мире рассчитаны и имеют под собой… …   Википедия

  • У ВЭЙ —     У ВЭЙ (кит., букв. недеяние, отсутствие [целенаправленной] деятельности) термин китайской философии, в особенности даосизма. Состоит из иероглифов “у” (“отсутствие/ небытие”, см. Ю у), выполняющего роль оптативного отрицания, и “вэй” (“деяние …   Философская энциклопедия

  • У ВЭЙ — Недеяние , отсутствие [[целенаправленной]] деятельности термин китайской философии, в особенности даосизма. Состоит из иероглифов у ( отсутствие/небытие , см. Ю У), выполняющего роль оптативного отрицания, и вэй ( деяние, свершение, осуществление …   Энциклопедия Кольера

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КОНФУЦИАНСТВО — И в осевое время зарождения китайской философии, и в эпоху соперничества ста школ , и тем более в последующие времена, когда идейный ландшафт утратил столь пышное разнообразие, конфуцианство играло центральную роль в духовной культуре… …   Энциклопедия Кольера

  • ЧЖОУ ДУНЬИ — Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу цзы, Чжоу Юань гун (1017 1073), китайский философ и литератор, главный основоположник неоконфуцианства. Родился в 1017 в Индао (совр. уезд Даосянь провинции Хунань). Происходил из семьи чиновника, в 1036 1071… …   Энциклопедия Кольера

  • ЧЖИ-СИН —     ЧЖИ СИН (знание действие) терминологическая оппозиция, выражающая соотношение двух специфических категорий китайской философии: чжи “[действенное] знание” (“сознание”, “познание”, “разумность”, “мудрость”, “понимание”, “видение”) и син… …   Философская энциклопедия

  • ВАН АНЬШИ — (1021 1086), Ван Цзефу, выдающийся китайский социальный реформатор, государственный деятель, философ конфуцианец (см. КОНФУЦИАНСТВО), литератор и филолог. Родился в Линьчуань в провинции Цзянси в семье мелкого чиновника, уже в 1042 получил высшую …   Энциклопедия Кольера

  • ДЭН СИ-ЦЗЫ — Философский трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих сочинений древнекитайской школы имен (мин цзя). Приписывается мыслителю диалектику (бянь1), правоведу и государственному деятелю Дэн Си (6 в. до н.э.). Дэн Си цзы мог быть… …   Энциклопедия Кольера

  • быть — ВЭЙ (1). Деяние , свершение , осуществление , управление , делаться , становиться , являться , быть Термин кит. философии, выражающий три осн. понятия, производные от его трех грамматич. функций и объединенные представлением о деятельности… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • знание - действие — ЧЖИ СИН Знание действие Терминологич. оппозиция, выражающая проблему соотношения двух специфич. категорий кит. философии: чжи (2) (действенное) знание ( сознание , познание , разумность , мудрость , понимание , ведение ) и син (3) (сознательное)… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»