ЧЖОУ ДУНЬИ

ЧЖОУ ДУНЬИ

Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу-цзы, Чжоу Юань-гун (1017-1073), китайский философ и литератор, главный основоположник неоконфуцианства. Родился в 1017 в Индао (совр. уезд Даосянь провинции Хунань). Происходил из семьи чиновника, в 1036-1071 находился на государственной службе, занимая административные посты среднего уровня. Через своего дядю по матери, ставшего ему приемным отцом, крупного чиновника Чжэн Сяна был связан с консервативной группировкой при дворе, которая противодействовала реформам Ван Аньши (1021-1086). Однако с последним Чжоу Дуньи, по некоторым свидетельствам, имел личную встречу в 1060 и оказал на него сильное впечатление. Прямыми учениками Чжоу Дуньи были основоположники неоконфуцианства братья Чэн (Чэн Хао (1032-1085), Чэн И (1033-1107)). Посмертно в 1120 получил почетное имя Юань-гун (князь Изначального), в 1241 удостоился титула графа (бо) Жунани и установления таблички с его именем в храме Конфуция. При последующих династиях ему присваивались еще более высокие титулы и звания (1319, князь Даого; 1714, "древний мудрец"). Умер Чжоу Дуньи в Лушани провинции Цзянси 14 июля 1073.
ПЛАН ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА Чжоу Дуньи
"ПЛАН ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА" Чжоу Дуньи

Главные философские сочинения - Тай цзи ту шо (Изъяснение Плана Великого предела, русский перевод И.Я.Бичурина, 1832; Н.Зоммера, 1851; В.А.Кривцова, 1958; Е.А.Торчинова, 1982; В.Е.Еремеева, 1993) и Тун шу (Книга проникновения), или И тун (Проникновение в "Перемены"; русский перевод Н.Я.Бичурина, 1832). Ортодоксальной считается их текстологическая и идейная трактовка в комментарии Чжу Си (1130-1200),утвердившего и атрибуцию Тай цзи ту шо, в которой сомневался его современник Лу цзююань (1139-1193), указывавший на принципиальное отличие этого трактата И тун. В период правления династии Мин (1368-1644) творческое наследие Чжоу Дуньи было сведено воедино и сопровождено пояснительными текстами в собрании сочинений, которое в дальнейшем фигурировало под тремя синонимичными названиями: Чжоу-цзы цюань шу (Полное [[собрание]] письмен философа Чжоу), Чжоу Ляньси цзи (Собрание [[сочинений]] Чжоу Ляньси) и Чжоу Юань-гун цзи (Собрание [[сочинений]] Чжоу-князя Изначального). Тай цзи ту шо представляет собой сжатый, но содержательный комментарий к графической схеме ("Плану Великого предела"), производной от аналогичных схем У цзи ту (Плана Беспредельного, или Плана Предела отсутствия/небытия) даоса Чэнь Туаня (10 в.) и Тай цзи сянь тянь чжи ту (Преднебесного плана Великого предела) из входящего в Дао цзан (Сокровищницу дао) даосского трактата, созданного не позднее середины 8 в., Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту, (Планы чудесного канона высочайшего и величайшего в истинное начало), одним из источников которых был первый канон даосской алхимии [[Чжоу и]] цань тун ци (Триединое согласие [["Чжоуских перемен"]], или Единение триады согласно "Чжоу и") Вэй Бояна (2 в.). По Тай цзи ту шо, все многообразие мира: силы инь ян, "пять элементов" (у син1, в трактате названы "пятью пневмами" - у ци, см. ЦИ-ПНЕВМА), четыре времени года и вплоть до "тьмы вещей" (вань у), а также добро и зло (шань - э), "пять постоянств" (у чан), названы "пятью природами" - у син3, и вплоть до "тьмы дел" (вань ши, см. ЛИ-ПРИНЦИП; У-ВЕЩЬ; ВЭЙ-ДЕЯНИЕ), - исходит из "Великого предела" (тай цзи). Тот в свою очередь следует за "Беспредельным", или "Пределом отсутствия/небытия" (у цзи). Термин "у цзи", допускающий двоякое понимание, возник в изначальном даосизме (Дао дэ цзин. § 28), а коррелятивный ему термин "тай цзи" - в конфуцианстве (Си цы чжуань, I, 11). Чжу Си (12 в.) истолковал сопряжение этих гетерогенных терминов как их синонимичное употребление, обозначающее сущностное тождество "Великого предела" и неисчерпаемой первозданности бытия ("Беспредельного"). Однако его оппонент Лу Цзююань утверждал, что здесь выражена даосская идея первичности "отсутствия/небытия" (ср. Дао дэ цзин, § 40) и поэтому Тай цзи ту шо не мог быть написан ревностным конфуцианцем Чжоу Дуньи. Порождающая функция "Великого предела" реализуется через взаимообусловливающие и сменяющие друг друга "движение" и "покой" (цзин2, см. ДУН-ЦЗИН).
Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с принципами и формулами изначального даосизма (Дао дэ цзин, § 37; Чжуан-цзы, гл. 13). Для человека безреагентная и неподвижная сущность мироздания, т.е. "у цзи", проявляется в качестве "подлинности/искренности" (чэн1). Эта категория, совмещающая онтологический ("путь Неба", см. ДАО) и антропологический ("путь человека") смысл, была выдвинута первыми конфуцианцами (в Мэн-цзы, Чжун юне, Сюнь-цзы, 4-3 вв до н.э.), а в Тун шу заняла центральное место. Определяющая высшее благо (чжи шань) и "совершенномудрие" (шэн1) "подлинность/искренность" в идеале требует "главенства покоя" (чжу цзин), то есть отсутствия желаний, мыслей, деяний. Главное теоретическое достижение Чжоу Дуньи - сведение важнейших конфуцианских категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики) и чрезвычайно простую, основанную прежде всего на Чжоу и мировоззренческую систему, в рамках которой получила освещение не только конфуцианская, но и даосско-буддийская проблематика.
ЛИТЕРАТУРА
Бичурин Н.Я. Изображение Первого начала, или О происхождении физических и нравственных законов. - Московский телеграф, 1832, ч. 48, № 21-23 Зоммер Н. Об основаниях китайский философии. - Ученые записки Казанского университета за 1851 г. Т. 1 Кривцов В.А. Китайский космогонический трактат XI века. - Вопросы философии, 1958, № 12 Еремеев В.Е. Чертеж антропокосма. М., 1993 Буддийский взгляд на мир. СПб, 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Голыгина К.И. "Великий предел". Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.). М., 1995 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ЧЖОУ ДУНЬИ" в других словарях:

  • Чжоу Дуньи — кит. упр. 周敦颐, пиньинь: Zhōu Dūnyí Дата рождения: 1017 год(1017) …   Википедия

  • ЧЖОУ ДУНЬИ —         Чжоу Маошу, Чжоу Лянь си, Чжоу цзы (учитель Чжоу) (1017, Индао, ныне в уезде Даосянь, пров. Хунань, 14.7.1073, Лушань, пров. Цзянси), кит. философ, один из основоположников неоконфуцианства. Среди учеников Ч. д. были братья Чэн, а также… …   Философская энциклопедия

  • чжоу дуньи — Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу цзы, Чжоу Юань гун. 1017, Индао (совр. уезд Даосянь, пров. Хунань), 14.7(7.6). 1073, Лушань, пров. Цзянси. Кит. философ и литератор, гл. основоположник неоконфуцианства. Происходил из семьи чиновника, в 1036 71… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Чжоу Эньлай — кит. трад. 周恩來, упр. 周恩来 …   Википедия

  • ТАЙ ЦЗИ — Великий предел . Категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории у цзи Отсутствие предела , Беспредельное или Предел отсутствия/небытия . Общий для обоих антонимов иероглиф цзи2 несет понятие… …   Энциклопедия Кольера

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КОНФУЦИАНСТВО — И в осевое время зарождения китайской философии, и в эпоху соперничества ста школ , и тем более в последующие времена, когда идейный ландшафт утратил столь пышное разнообразие, конфуцианство играло центральную роль в духовной культуре… …   Энциклопедия Кольера

  • ДУН-ЦЗИН — Движение покой . Терминологическое выражение философской дихотомии. Впервые она встречается в Дао дэ цзине (4 в. до н.э.), где движением (подвижностью, действием дун) дао объявлена возвратность (фань), подразумевающая цикличность любых мировых… …   Энциклопедия Кольера

  • покой - движение — ДУН ЦЗИН Движение покой . Терминологич. выражение филос. дихотомии. Впервые она встречается в Дао дэ цзине (4 в. до н.э.), где движением (подвижностью, действием дун) дао объявлена возвратность (фань), подразумевающая цикличность любых мировых… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ТАЙ ЦЗИ — (кит., букв. Великий Предел) важнейшая категория китайской философии, обозначающая предельное состояние бытия, его начало. Этимологически иероглиф «цзи» значит «край», а также «центр». Впервые Т.Ц. упоминается в комментариях к «И цзин» («Книге… …   Философская энциклопедия

  • предел великий — ТАЙ ЦЗИ Великий предел Категория кит. философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории у цзи Отсутствие предела , Беспредельное или Предел отсутствия/небытия . Общий для обоих антонимов иероглиф цзи (2) несет понятие …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»