ДЭН СИ-ЦЗЫ

ДЭН СИ-ЦЗЫ

Философский трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих сочинений древнекитайской "школы имен" (мин цзя). Приписывается мыслителю-"диалектику" (бянь1), правоведу и государственному деятелю Дэн Си (6 в. до н.э.). Дэн Си-цзы мог быть создан в 6-3 вв. до н.э., определенно существовал на рубеже н.э. - зафиксирован Лю Сяном, а также Бань Гу в библиографическом разделе Хань шу, но, по мнению некоторых специалистов, его современный текст представляет собой более позднюю (вплоть до 5 в.) компиляцию или подделку под старину. В основе афористичного и парадоксального Дэн Си-цзы - синтез положений даосизма и легизма. Используя простейшие логико-грамматические приемы ("искусство высказываний" - янь чжи шу, "учение о двояких возможностях", т.е. дихотомических альтернативах, - лян кэ шо), Дэн Си излагал учение о государственной власти как единоначальном осуществлении правителем посредством законов (фа1) правильного соответствия между "именами" и "реалиями". С помощью даосской антиномии взаимопорождения противоположностей в Дэн Си-цзы доказывалась возможность сверхчувственного восприятия, сверхразумного познания ("видеть не глазами", "слышать не ушами", "постигать не разумом") и осуществления вездесущего дао посредством "недеяния"
(у вэй1, см. ВЭЙ-ДЕЯНИЕ).
Последнее подразумевает три сверхличностных "искусства" (шу2) - "видение глазами Поднебесной", "слушание ушами Поднебесной", "рассуждение разумом Поднебесной", - которыми должен владеть правитель. Подобно Небу (тянь), он не может быть "великодушен" (хоу) к людям: Небо допускает стихийные бедствия, правитель не обходится без применения наказаний. Ему надлежит быть "безмятежным" (цзи4) и "замкнутым в себе" ("сокрытым" - цан), но одновременно "авторитетно-самовластным" (вэй2) и "просветленным"(мин3) относительно законосообразного соответствия "имен" и "реалий".
ЛИТЕРАТУРА
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ДЭН СИ-ЦЗЫ" в других словарях:

  • ДЭН СИ-ЦЗЫ — ДЭН СИ ЦЗЫ, китайский философский трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих сочинений древнекитайской «школы имен» (мин цзя), синтезирующей понятия легизма и даосизма (см. ДАО) . Приписывается Дэн Си (6 в. до н. э.), но… …   Энциклопедический словарь

  • дэн си-цзы — Филос. трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих соч. древнекит. школы имен (мин цзя). Приписывается мыслителю диалектику (бянь (1)) и гос. деятелю Дэн Си (6 в. до н.э.). Д.С. ц. мог быть создан в 6 3 вв. до н.э., определенно… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Дэн Си — кит. 公孫龍 Дата рождения: 2я половина VI в. до н. э. Место рождения: царство Чжэн Дата смерти: 2я половина VI в. до н. э. Школа/традиция: мин цзя …   Википедия

  • ДЭН СИ — цзы (2 я половина 6 в. до н.э.), мыслитель диалектик (бянь), правовед и сановник (дафу) царства Чжэн (на территории современной провинции Хэнань). Помимо названного его именем философского трактата известен созданием юридического кодекса на… …   Энциклопедия Кольера

  • ДЭН МУ — Дэн Мусинь (1247 1306), родился на горе Дадишань в уезде Юйхан провинции Чжэцзян. Китайский философ, независимый социальный мыслитель, критик современного ему общества и государства. Родился в Цяньтане (совр. Ханчжоу провинции Чжэцзян). По… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛЕГИЗМ — Школа закона , представляет собой сформировавшееся в 4 3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в… …   Энциклопедия Кольера

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ЛЕГИЗМ — Легизм, или школа закона , представляет собой сформировавшееся в 4 3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛЕГИЗМ — «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4 3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в… …   Юридическая энциклопедия

  • диалектики — МИН ЦЗЯ Школа имен , номиналисты , софисты , диалектики . Филос. направление 5 3 вв. до н.э. В Ши цзи (2 1 вв. до н.э.) фигурирует как одна из девяти, в Хань шу ( История дин. Хань , I в.) одна из шести ведущих древнекит. филос. школ.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • МИН ЦЗЯ — (кит., букв. школа имен, др. названия: номиналисты, софисты, диалектики/спорщики) кит. филос. школа 5 3 вв. до н.э., разрабатывавшая проблемы способов, форм, правил мышления. Главными представителями считаются Дэн Си (6 в. до н.э.), Гун сунь Лун… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»