ЖЭНЬ

ЖЭНЬ

"Гуманность", "человечность", "человеколюбие", "милосердие", "доброта" - одна из основополагающих категорий китайской философии и традиционной духовной культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта: 1) морально-психологический - "[[родственная]] любовь/жалость к людям" (ай жэнь), стоящая в одном ряду с "должной справедливостью" (и), ритуальной "благопристойностью" (ли2), "разумностью" (чжи4), "благонадежностью" (синь2); 2) социально-этический - совокупность всех видов правильного отношения к другому человеку и обществу; 3) этико-метафизический - симпатически-интегративная взаимосвязь отдельной личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы. Этимологическое значение "жэнь1" - "человек и человек", или "человек среди людей". Хотя иероглиф "жэнь1" в значении "доброта правителя к подданным" присутствует в современных текстах канонизированной конфуцианцами доконфуцианской классики (Шу цзин, Ши цзин), возможно он был не только терминологизирован, но и искусственно создан Конфуцием, а затем включен в указанные тексты. В конфуцианстве понятие "жэнь1" сразу стало центральной категорией, определявшейся, с одной стороны, как спокойно-самодостаточная "любовь к людям", рождающая правильный баланс любви и ненависти (Лунь юй, XII, 22, IV, 2, 3, VI, 21; Мэн-цзы, IV Б, 28), с другой - как "преодоление себя и возвращение к [[ритуальной]] благопристойности" (кэ цзи фу ли), реализующее "золотое правило" морали: "не навязывать другим того, чего не желаешь себе", "упрочивать других в том, в чем желаешь упрочиться сам, и подвигать их на то, на что желаешь подвигнуться сам" (Лунь юй, XII,1, VI, 28). У Конфуция жэнь1 представлялось специфическим атрибутом "благородного мужа" (цзюнь цзы), не присущим "ничтожному человеку" (сяо жэнь) (Лунь юй, VI, 5, XIV, 7, 30), но уже у его ближайших последователей стало универсальным началом, образующим человеческую личность (Чжун юн, 20; Мэн-цзы, III А, 4, VII Б, 16; Ли цзи, гл.7). Мэн-цзы, усмотрев источник жэнь1 в реагирующем с чувственной непосредственностью соболезнующем и сострадающем "сердце" (синь), без которого человек перестает быть человеком (Мэн-цзы, II А, 6, VI Б, 2, VII Б, 31), следствием "гуманного [[отношения к]] людям" (жэнь мин) считал "любовь [[к миру]] вещей", т.е. всему сущему (ай у). Он также обобщил суждения Лунь юя о социально-политической значимости жэнь1 в понятии "жэнь чжэн" - "гуманное правление", ставшем впоследствии идеологическим штампом конфуцианской ортодоксии. В раннем даосизме жэнь1 подверглось критике как искусственное образование, не свойственное природе ("небу и земле"), явившееся результатом деградации дао и дэ. В Дао дэ цзине (§ 8) жэнь1 признано благотворной основой общения людей, а в Чжуан-цзы (гл. 12) распространено и на неживую природу в качестве "принесения пользы вещам" (ли у). Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) сделал шаг к онтологизации "гуманности", объявив ее воплощением "воли Неба" (тянь чжи) в человеческом теле и результатом "трансформации" (хуа) "пневмы" (ци) крови. В позднем, так называемом религиозном, даосизме, философии "учения о таинственном" (сюань сюэ) и буддизме жэнь1 стало играть роль одной из важнейших добродетелей - милосердия, преодолевающего барьер между "я" и "не-я" (у во1). Неоконфуцианцы под влиянием Хань Юя (768-824) расширили онтологическое содержание понятия "гуманность". Чэн Хао, Чжан Цзай, Ван Янмин и другие трактовали ее как атрибут неба (тянь), органическую единосущность индивида со всем мирозданием, уподобляя отсутствие жэнь1 физическому параличу (медицинский смысл выражения "бу жэнь" - "негуманность"). Ван Янмин утверждал, что жэнь1 "образует единое тело (ти) с камнем и черепицей". В трактовках жэнь1 неоконфуцианскими мыслителями конца Империи отразились особенности восприятия ими западной научной мысли. Тань Сытун идентифицировал жэнь1 с общеприродной "силой любви" (ай ли), константным и всеобъемлющим проявлением мировой субстанции - эфира (итай). Кан Ювэй, разделяя эту точку зрения, связывал жэнь1 с электромагнитным притяжением. Философы 20 в., интерпретирующие классические китайские доктрины, толкуют жэнь1 в изначальном конфуцианстве как сознательное следование этическим нормам (Ху Ши) или спонтанную нравственную интуицию (Лян Шумин), а в неоконфуцианстве - как принцип "моральной метафизики" (даодэ ды синшансюэ), выражающий самосозидающее личностное начало (Фэн Юлань, Моу Цзунсань, Ду Вэймин)
ЛИТЕРАТУРА
Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1972 Карапетьянц А.М. Первоначальный смысл основных конфуцианских категорий. - В кн.: Конфуцианство в Китае. М., 1982 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЖЭНЬ" в других словарях:

  • ЖЭНЬ —         (кит., букв. гуманность, человеколюбие), термин кит. философии, одно из центр. понятий конфуцианства. Не имеет эквивалента в европ. языка«, ближе всего к оригиналу значения «гуманность, человечность, человеколюбие», иногда «человеческое… …   Философская энциклопедия

  • Жэнь — (қыт.: гумандылық, адамгершілік, адамды сүю, мейірімділік) Қытай философы Конфуцийдің діни философиялық іліміндегі адам болмысы тәсілінің, амалының ерекше белгісін, адами бастаманы және адамның бейімділігін (призвание) білдіретін негізгі үғым.… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • жэнь — нескл. ж.; = жень Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • жэнь-у — сущ., кол во синонимов: 1 • живопись (41) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • жэнь — сущ., кол во синонимов: 6 • гуманность (14) • достоинство (62) • сдержанность (41) …   Словарь синонимов

  • жэнь — жэнь, нескл., ср. (основное понятие конфуцианства) …   Русский орфографический словарь

  • ЖЭНЬ — [древнекит. гуманность, человечность, человеколюбие, милосердие, доброта], одна из основополагающих категорий кит. философии и традиц. духовной культуры. Совмещает 3 смысловых аспекта: морально психологический «[родственную] любовь / жалость к… …   Православная энциклопедия

  • Жэнь Жэньфа — Жэнь Жэньфа. Взнузданный конь. Индианаполис, Музей искусства. Жэнь Жэньфа (кит. 任仁發; род.1255 – ум.1327) – китайский художник. Жэнь Жэньфа жил во время правления династии Юань (1271 1368). Это была монгольская динас …   Википедия

  • Жэнь Фажун — (кит. 任法融) (1936, Тяньшуй, провинция Ганьсу)  председатель Всекитайской ассоциации даосизма. С детства изучал основы даосизма и буддизма под руководством с …   Википедия

  • ЖЭНЬ ЦЗИ-ЮЙ — (р. 1918) – кит. философ марксист; член КПК. Проф. Пекинского ун та, специалист по истории кит. философии. Ему принадлежат спец. исследования, посвященные Лао цзы и Мо цзы. Ж. Ц. ю. – автор одного из первых переводов трактата Дао дэ цзин на совр …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»