ЦЗИН ТЯНЬ

ЦЗИН ТЯНЬ

"Колодезные поля", или "колодезные земли" (цзин ди). Одна из основополагающих утопических концепций социально-экономического устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4-3 вв. до н.э.), а термин "цзин тянь" впервые появился в Гулян чжуани (2 в. до н.э.), комментарии к древнейшей канонической летописи Чунь цю (5 в. до н.э.). Согласно Мэн Кэ, в начале эпохи Чжоу (11-3 вв. до н.э.) существовала система землепользования цзин ди, основанная на разделении квадратного земельного участка площадью 900 му (со стороной квадрата 1 ли - около 477,84 или 497,7 м) на девять равных полей в виде иероглифа "цзин6"

("колодец"); восемь окаймляющих центр полей находились в личном ("частном" - сы1) пользовании, среднее поле было общинным (гун2) и служило для сбора натуральной ренты. Каждые восемь крестьянских хозяйств якобы объединялись в поселок цзин6, или сян3 - автономную общину на началах взаимопомощи и взаимной ответственности. Некоторые исследователи полагают, что эта система в большой степени основана на исторических реалиях и сомнительны лишь отдельные цифровые выкладки Мэн Кэ, к тому же идеализировавшего связанное с этим типом землепользования социальное устройство. Однако ряд построений Мэн Кэ выявляет внеэмпирический, общемировоззренческий и общеметодологический статус концепции "колодезных земель". Он связывал ее с идеей "обновления предопределения (мин1)", приведшего к власти династию Чжоу в 11 в. до н.э., а реализацию этого проекта - с идеалом "гуманного правления" (жэнь чжэн), который требует "[[выправления]] канонических межей" (цзин цзе), что должно обеспечить "равномерность колодезных земель" и, таким образом, упорядочение натурального жалованья чиновников, исключение злоупотреблений с их стороны (Мэн-цзы, III А, 3). Здесь система цзин тянь прямо проецируется на "каноническую" (цзин1, см. ЦЗИН ВЭЙ) девятиклеточную структуру - общетеоретическую модель пространства. Это и другие положения Мэн Кэ обнаруживают в системе цзин тянь самый широкий мироописательный смысл. Например, указывается, что поле в 100 му предназначено для прокормления семьи из восьми человек, таким образом, в цзине (сяне) должно быть 64 члена, а таково фундаментальное "нумерологическое" число, или количество гексаграмм
(см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ; ГУА; ЧЖОУ И); девятеричную схему Мэн Кэ распространил на земли (ди2) всего Китая, которые "состоят из девяти квадратов со стороной [[каждого]] в 1 тысячу ли", а Цзоу Янь (3 в. до н.э.) охватил ею всю земную поверхность, состоящую из 9 материков, на одном из которых Срединное государство (Китай) занимает одну девятую часть, и т.п. Промежуточные таксономические уровни между площадью Поднебесной и одного "колодца" даны в Чжоу ли, где говорится о квадратах - "формированиях" (чэн2), образованных девятью "колодцами", и "объединениях" (тун1) из девяти чэн. Указанные геометрические схемы и относящиеся к ним числовые величины ("нумерологические" - 3, 9, 8, 64 либо "круглые" - 10, 100, 1000) носят символико-нумерологический характер. Система цзин тянь представляет собой конкретизацию общемировоззренческих и общеметодологических представлений, проекцию универсальной космологической модели в социально-экономическую и административно-территориальную сферу. Ее главная идея заключается в согласовании человеческой деятельности на земле с естественными законами, которое прежде всего выражается в приведении землеустройства в соответствие со структурой мироздания. Указанные схемы получили большое развитие в эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), а концепция цзин тянь в средние века привлекалась для идеологического обоснования действий правительства по регулированию землевладения, землепользования, налоговой системы или проектов соответствующих реформ.
См. также ЦЗИН ВЭЙ.
ЛИТЕРАТУРА
Васильев Л.С. Проблема цзин тянь. - В кн.: Китай. Япония. История и филология. М., 1961 Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961 Кобзев А.И. Понятийно-теоретические основы конфуцианской социальной утопии. - В кн.: Китайские социальные утопии. М., 1987 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ЦЗИН ТЯНЬ" в других словарях:

  • ЦЗИН ТЯНЬ — (букв. колодезные поля) система землепользования в древнем Китае. Др. кит. источники дают противоречивое описание Ц. т. По мнению кит. философа Мэн цзы (ок. 372 289 до н. э.), суть ее заключалась в том, что квадратное поле размером в 900 му (1 му …   Советская историческая энциклопедия

  • цзин тянь — см. колодезные поля …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ЦЗИН ВЭЙ —     ЦЗИН ВЭЙ (кит., буквально основа и уток) понятие китайской философии и культуры, выражающее идею геометрико текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно вертикальных и поперечно горизонтальных линий. Узкое… …   Философская энциклопедия

  • цзин вэй — Понятие кит. философии и культуры, выражающее идею геометрико текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно вертикальных (цзин (1)) и поперечно горизонтальных (вэй (3)) линий. Узкое значение Ц.в. каноны и апокрифы (см …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ЦЗИН ВЭЙ — Буквально основа и уток . Понятие китайской философии и культуры, выражающее идею геометрико текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно вертикальных (цзин1) и поперечно горизонтальных (вэй3) линий. Узкое значение… …   Энциклопедия Кольера

  • Цзин Кэ — 荆轲 Род деятельности: Наемный убийца Дата рождения: ? Место рождения: Малое Вэй …   Википедия

  • ТЯНЬ —     ТЯНЬ (кит., букв. небо, а также природа, бог, божество) категория китайской философии и культуры Применяется в четырех основных значениях или их комбинациях: 1) верховное божество, высшая божественная сила; 2) высшее природное начало,… …   Философская энциклопедия

  • Син-тянь — (иллюстрация из книги «Шань хай цзин») Син тянь (кит. 刑天  «отрубленная голова»)  божественный великан в древне …   Википедия

  • “ТАЙ ПИН ЦЗИН” —     “ТАЙ ПИН ЦЗИН” (“Канон Великого равновесия”) один из ранних даосских текстов. Время составления и авторство неизвестны. Считается, что существовало по крайней мере три версии “Тай пин цзина”, самая ранняя из которых “Тянь гуань ли бао юань… …   Философская энциклопедия

  • «ТАЙ ПИН ЦЗИН» — («Канон Великого равновесия») – один из ранних даосских текстов. Время составления и авторство неизвестны. Считается, что существовало по крайней мере три версии «Тай пин цзина», самая ранняя из которых – «Тянь гуань ли бао юань тай пин цзин»… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»