- ИИСУС ИЗ НАЗАРЕТА
-
«ИИСУС ИЗ НАЗАРЕТА» (Jesus of Nazareth) Великобритания — Италия, 1977, 270 мин. (телесериал — 371 мин.).
Исторический фильм, приключенческий фильм.
Как и «Моисей», снятый годом раньше, фильм «Иисус из Назарета» поставлен английскими и итальянскими кинематографистами, причем по заказу Ватикана — и стал как бы официально-обязательным для показа каждый год по телевидению во время Страстной недели. Вновь был привлечен к работе английский сценарист Энтони Берджесс (прославившийся знаменитой и в немалой степени оскорбительной для чувств верующих картиной «Заводной апельсин»), который на этот раз вместе с итальянкой Сузо Чекки Д"Амико (известной по работе с Лукино Висконти) взялся изложить сюжеты и темы уже не Ветхого, а Нового Завета. Но гораздо важнее, что фильм снял итальянец Франко Дзеффирелли, ставящий театральные и оперные спектакли, создавший удачные шекспировские экранизации «Укрощение строптивой» и «Ромео и Джульетта» (кстати, Оливия Хасси, исполнительница роли юной Джульетты, спустя девять лет предстала в образе Девы Марии). Он также является автором знаменательной по свежести и оригинальности трактовки религиозных проблем ленты «Брат Солнце и сестра Луна» (1972) о святом Франциске Ассизском.
Индивидуальный стиль режиссера, его способность нестандартно, с личной точки зрения взглянуть на минувшую (в данном случае — библейскую) эпоху, лиризм и поэтичность манеры, высокая изобразительная культура (надо отдать должное и оператору Армандо Наннуцци, отличному стилисту) проявляются и в фильме «Иисус из Назарета». Но на шесть с лишним часов этого не хватает, кроме того, надо следовать предписанным канонам, добросовестно выполнять пожелания и даже требования Ватикана. Тем невероятнее кажется великолепная сцена Благовещения. И, наверно, не было в истории кино (может, и в истории искусства) более красивого Христа, чем Иисус в исполнении Роберта Пауэлла (по слухам, римско-католическая церковь уговаривала этого актера больше нигде не сниматься — а он тут же появился во вполне предосудительной с пуританской точки зрения ленте «По ту сторону добра и зла»). Вообще красота — один из главных мотивов картины Дзеффирелли: красота человеческих лиц, природы, поступков. Красота спасет мир — так, пользуясь часто цитируемыми словами Федора Достоевского, тоже страстного поклонника Христа, можно было бы определить суть этой ленты. Но кому-то она покажется сусально-сентиментальной.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Роберт Пауэлл, Оливия Хасси, Питер Устинов (см. УСТИНОВ Питер), Энн Бэнкрофт, Джеймс Мейсон (см. МЕЙСОН Джеймс), Лоренс Оливье (см. ОЛИВЬЕ Лоренс), Ралф Ричардсон (см. РИЧАРДСОН Ралф), Род Стайгер (см. СТАЙГЕР Род), Майкл Йорк (см. ЙОРК Майкл).
Режиссер Франко Дзеффирелли (см. ДЗЕФФИРЕЛЛИ Франко).
Энциклопедия кино. 2010.