КАРАВАДЖО (Caravaggio) Микеланджело

КАРАВАДЖО (Caravaggio) Микеланджело
КАРАВАДЖО (Caravaggio) (наст. фам. Меризи - Merisi) Микеланджело да (1573-1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, повышенное чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм). Живопись Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Автор исключительных по драматической силе религиозных композиций ("Положение во гроб", ок. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин.---КАРАВАДЖО (Caravaggio) Микеланджело да (настоящее имя Микеланджело Меризи) (28 сентября 1573, Караваджо - 18 июля 1610, Порто д Эрколе, Тоскана), итальянский художник, реформатор европейской живописи 17 в., один из крупнейших мастеров барокко.БиографияУчился у Симоне Петерцано в Милане. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. В мае 1606, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на остров Мальта. Здесь, вступив в конфликт с могущественным вельможей, был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. В 1608-09, преследуемый наемными убийцами, подосланными тем же вельможей, скитался по городам Сицилии и южной Италии, в 1610, рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим. По дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, затем продолжил путь и в городке Порто д Эрколе умер от лихорадки в возрасте 37 лет.Ранний периодБурная и драматическая жизнь Караваджо соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже в первых выполненных в Риме работах: "Маленький больной Вакх" (ок. 1591, Рим, галерея Боргезе), "Мальчик с фруктами" (ок. 1593, там же), "Вакх" (ок. 1593, Уффици), "Гадание" (ок. 1594, Лувр), "Лютнист" (ок. 1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Своим героем он делает человека из уличной толпы - римского мальчишку или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щеголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости ("Жертвоприношение Авраама", ок. 1596, Уффици; "Юдифь и Олоферн", ок.1596, собрание Коппи, Рим), Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов ("Отдых на пути в Египет", ок. 1595 и "Кающаяся Мария Магдалина", ок. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим).Зрелое творчествоПериод творческой зрелости (конец 16 - первое десятилетие 17 вв.) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Матфею (1599-1602, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли, Рим). В первом и самом значительном из них - "Призвание апостола Матфея", - перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события - вторжения света Истины в самые низы жизни. "Погребной свет", проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, желтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.Во второй картине этого цикла - "Мученичество св. Матфея" - возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Третья картина - "Св. Матфей и ангел" (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время 2-й мировой войны) - была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола.В алтарных картинах "Мученичество св. Петра" и "Обращение Савла" (1600-01, Санта Мария дель Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах "Положение во гроб" (1602-04, Ватиканская пинакотека) и "Успение Марии" (1605-06, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в т. ч. Рубенса (по его настоянию "Успение Марии", отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).Поздние работыПатетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю "Семь дел милосердия" (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. В последних работах - "Казнь Иоанна Крестителя" (1608, Ла Валетта, собор), "Погребение св. Лючии" (1608, Санта Лючия, Сиракузы), "Поклонение пастухов" (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века - Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.Литература:Знамеровская Т. Микельанджело да Караваджо. М., 1955.Всеволожская С. Микельанджело да Караваджо. М., 1960.Микеланджело да Караваджо: Документы. Воспоминания современников. М., 1975.Лонги Р. Караваджо // От Чимабуэ до Караваджо. М., 1984.Baumgart F. Caravaggio. Kunst und Wirklichkeit. Berlin, 1955.Longhi R. Caravaggio. Dresden, 1968.Caravaggio e il suo tempo: Catalogo della Mostra. Napoli, 1985.И. А. Смирнова КАРАВАЕВ Николай Михайлович (1890-1979) - российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1946). Труды по геохимии и классификации ископаемого топлива.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

Смотреть что такое "КАРАВАДЖО (Caravaggio) Микеланджело" в других словарях:

  • Караваджо (Caravaggio) Микеланджело да — (настоящая фамилия Меризи, Merisi) (1573—1610), итальянский живописец. Основоположник караваджизма — направления в европейской живописи XVII в., отмеченного демократизмом образов, повышенным чувством материальности, эмоциональным… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Караваджо — (Caravaggio) Микеланджело да, Микеланджело Меризи итал. живописец, крупнейший представитель искусства барокко; род. 28.09.1573, Караваджо (Италия), ум. 18.07.1610, Порто Эрколе (Италия). Отец К. был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. К …   Католическая энциклопедия

  • КАРАВАДЖО Микеланджело — КАРАВАДЖО (Caravaggio) (наст. фам. Меризи, Merisi) Микеланджело да (1573 1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, повышенное чувство материальности,… …   Энциклопедический словарь

  • Караваджо Микеланджело — Караваджо (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, ‒ 18.7.1610, Порто Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской… …   Большая советская энциклопедия

  • Караваджо — (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio)         Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, 18.7.1610, Порто Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи… …   Большая советская энциклопедия

  • Караваджо (значения) — Караваджо (итал. Caravaggio): Микеланджело Меризи де Караваджо (1573 1610) итальянский художник. Караваджо город (коммуна) в Италии. Караваджо (фильм) фильмы с таким названием. См. также Караваджизм …   Википедия

  • Караваджо (фильм, 2007) — У этого термина существуют и другие значения, см. Караваджо (значения). Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Караваджо (фильм). Караваджо Caravaggio Жанр драма Режиссёр …   Википедия

  • Караваджо — (caravaggio) Микеланджело Меризи да (1573, Караваджо, Ломбардия – 1610, Порто д’Эрколе, Тоскана), итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко. Учился у С. Петерцано в Милане (1584–88). В нач. 1590 х гг. переехал в Рим, где… …   Художественная энциклопедия

  • Караваджо Микеланджело —         (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) (1573 1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Учился в Милане (1584 88). Работал в Риме, Неаполе, на… …   Художественная энциклопедия

  • Караваджо, Микеланджело — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д …   Википедия

Книги

  • Caravaggio und seine nachfolger, S. Vsevolozhskaya, I. Linnik. В 1973 году исполнилось 400 лет со дня рождения выдающегося итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо, который был родоначальником реалистического направления в итальянской… Подробнее  Купить за 310 руб
  • Caravaggio, Vasile Nicolescu. Альбом посвящен творчеству итальянского художника, реформатора европейской живописи XVII века, одного из крупнейших мастеров барокко - Микеланджело Меризи де Караваджо (1573-… Подробнее  Купить за 280 руб
  • Caravaggio, Renate Bergerhoff. Альбом посвящен творчеству итальянского художника, реформатора европейской живописи XVII века, одного из крупнейших мастеров барокко - Микеланджело Меризи де Караваджо (1573-… Подробнее  Купить за 120 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»