Караваджо

Караваджо
Карава́джо
(caravaggio) Микеланджело Меризи да (1573, Караваджо, Ломбардия – 1610, Порто д’Эрколе, Тоскана), итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко. Учился у С. Петерцано в Милане (1584–88). В нач. 1590-х гг. переехал в Рим, где обрёл влиятельного покровителя и заказчика – кардинала Д. дель Монте.

Караваджо. «Игроки в карты». 1594—95 гг. Музей Кимбелл. Форт Уорт
Караваджо. «Игроки в карты». 1594—95 гг. Музей Кимбелл. Форт Уорт

 
Караваджо произвёл своими картинами решительный переворот в живописи. Его творчество вызывало ожесточённые споры, неистовые восторги и проклятия. Бунтарь и одиночка, Караваджо не принадлежал к цеху мастеров, не состоял на придворной службе. Вспыльчивый, обладавший обострённым самолюбием, он нажил множество врагов, постоянно ввязываясь в ссоры. В 1606 г., после участия в дуэли, закончившейся гибелью противника художника, Караваджо был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 г. перебрался на остров Мальта. Здесь, вступив в конфликт с могущественным сановником, был брошен в тюрьму, после чего бежал на Сицилию. В 1598–1609 гг., преследуемый наёмными убийцами, скитался по городам Сицилии и Южной Италии. В 1610 г., рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим. По дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, затем продолжил путь и в городке Порто д’Эрколе умер от лихорадки в возрасте 37 лет.

Караваджо. «Юноша с корзиной фруктов». Ок. 1593 г. Галерея Боргезе. Рим
Караваджо. «Юноша с корзиной фруктов». Ок. 1593 г. Галерея Боргезе. Рим

 
Уже в первых выполненных в Риме работах Караваджо выступил как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Он положил начало бытовой живописи, впервые осмелившись писать людей из простонародья, не приукрашивая их и не давая им роли персонажей Священной истории. Его юноши далеки от героического идеала красоты эпохи Возрождения. Они подчас женственны и капризны («Вакх», ок. 1593 г.), любуются собой («Юноша с корзиной фруктов», ок. 1593 г.), поют томные песни («Лютнист», ок. 1595 г.), пугаются укуса ящерицы («Мальчик, укушенный ящерицей», ок. 1597 г.). Другие картины изображают карточных шулеров («Игроки в карты», 1594–95), цыган («Гадалка», 1594), бродяг, разбойников. Художник впервые воспел романтику опасных приключений в разбойничьем мире. Позднее подобные сюжеты обрели популярность по всей Европе в живописи последователей мастера – караваджистов.
В творчестве Караваджо появляются и первые в европейской живописи натюрморты («Корзина с фруктами», ок. 1596 г.). Он пишет обычные вещи, не внося в них религиозную символику, находя самоценную красоту в них самих, любуясь «кусками» живой реальности. Художник выхватывает предметы из пространства, помещает их в светоносный «вакуум» и вплотную придвигает к зрителю. Крупноплановое изображение обретает монументальность и ощутимую, почти иллюзорную материальность.

Караваджо. «Призвание апостола Матфея». 1599–1602 гг. Капелла Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези. Рим
Караваджо. «Призвание апостола Матфея». 1599–1602 гг. Капелла Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези. Рим

 
Выдающимся произведением Караваджо является цикл полотен, посвящённых св. Матфею, написанных для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме (1599–1602). В «Призвании апостола Матфея» событие Священной истории происходит в тёмном полуподвальном помещении. Поток света, льющегося из окна вверху стены, выхватывает из мрака лица, жесты, наиболее значимые детали (т. н. «погребное освещение», изобретённое Караваджо). Борьба света и тьмы придаёт действию особый драматизм. Мытари (сборщики податей), одним из которых был Матфей, предстают не добропорядочными чиновниками, а сборищем разбойников, делящих добычу. Христос, властно призывающий Матфея следовать за ним, наделён автопортретными чертами. Жест руки Христа и стоящего рядом с ним апостола Петра усиливается потоком света, выхватывающим из тьмы избранного ученика. На глазах зрителя происходит «просветление» героя, который отныне последует по пути истины и веры. Подчёркнуто простонародный облик персонажей и скорбное величие отличает алтарные картины «Положение во гроб» (1602—04) и «Успение Марии» (1605—06). В поздних работах «Казнь Иоанна Крестителя» (1608), «Погребение св. Лючии» (1608), «Поклонение пастухов» (1609) чувствуется трагическое мироощущение человека, оказавшегося наедине с наступающей на него тьмой, столь созвучное последнему бесприютному периоду жизни художника.
Творчество Караваджо оказало значительное влияние не только на многих итальянских художников 17 в., но и на ведущих западноевропейских мастеров – Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Риберу, а также породило новое направление в искусстве – караваджизм.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Караваджо" в других словарях:

  • Караваджо М. — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д …   Википедия

  • Караваджо М. М. — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д …   Википедия

  • КАРАВАДЖО — «КАРАВАДЖО» (Caravaggio) Великобритания, 1985, 93 мин. Эстетская историческая драма. Обращение английского художника и режиссера авангардиста Дерека Джармена к творчеству итальянского живописца Караваджо было закономерным. Конечно, можно… …   Энциклопедия кино

  • КАРАВАДЖО — (Caravaggie) (настоящая фамилия Меризи) Микеланджело да (1573 1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, острое чувство материальности, эмоционального напряжения …   Современная энциклопедия

  • Караваджо — (da Caravaggio) прозвище двух итальянских живописцев: 1)Полидоро Кальдара (Caldara, yм. в 1543). Явившись в Рим без всякихсредств к существованию, он сделался простым каменщиком, но, работая вВатикане и постоянно сталкиваясь в Рафаэлем и его… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Караваджо — У этого термина существуют и другие значения, см. Караваджо (значения). Караваджо …   Википедия

  • Караваджо — Микеланджело да (Caravaggio, Mihkelangelo da), наст. имя Микеланджело Меризи 1573, Караваджо, Ломбардия 1610, Порто д’Эрколе. Итальянский живописец. Учился у С. Петерцано в Милане. В начале 1590 х переехал в Рим, где приобрел покровительство… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Караваджо — (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio)         Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, 18.7.1610, Порто Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи… …   Большая советская энциклопедия

  • Караваджо — (Caravaggio) Микеланджело да, Микеланджело Меризи итал. живописец, крупнейший представитель искусства барокко; род. 28.09.1573, Караваджо (Италия), ум. 18.07.1610, Порто Эрколе (Италия). Отец К. был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. К …   Католическая энциклопедия

  • Караваджо — (наст. имя Микеланджело Меризи да Караваджо; 1573–1610) – итал. живописец. Жил и работал в Италии, терпя нужду и лишения. Он не только обновил содержание произ. изобразит. иск ва, дал толчок к непосредственному изучению натуры, но и выработал… …   Энциклопедический словарь псевдонимов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»