УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ


УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
(Уралтрансмаш), ФГУП, одно из ведущих машиностроит. пр-тий Ср. У. Структурно входит в Гос. к-т РФ по оборонным отраслям промышленности. Созд. пост. ГКО от 9 окт. 1941 на пл. з-да "Металлист" и др. объектов как з-д 37 им. С.Орджоникидзе. 15 нояб. 1941 выпущен первый танк Т-60. В марте 1942 начат вып. новых танков Т-70. В июле 1942 решением ГКО з-д 37 включен на правах филиала в состав УЗТМ. 13 сент. 1943 директивой ГКО быв. з-д 37 выделен из системы УЗТМ в самостоятельный з-д 50 наркомата танк. промышленности. З-д выпускал агрегаты и узлы САУ и танков, в т.ч. Т-34. Всего за гг. Вел. Отеч. войны з-д выпустил 1249 легких танков Т-60 и Т-70; 10 444 танков Т-34; 16 744 боевых машин САУ-85 и САУ-100; 5050 ИСУ-122 и ИСУ-152.
В сент. 1945 з-д передан в ведение мин-ва трансп. маш-ния. Освоен вып. узлов к буровым установкам, углепогрузочных машин С-153, породопогрузочных машин ПМЛ-5, механизмов парораспределения к паровозам. В 1958 в состав пр-тия включен з-д "Главстроймашина", ему присвоено наим. гос. Свердл. машиностроит. з-д 50 (с 1961 - машиностроит. з-д "Металлист", с 1967 - з-д трансп. маш-ния им. Я.М.Свердлова). В 1960-е разработана и освоена конструкция гидравлического погрузчика, к-рый с успехом применялся на строит. и землеройных работах. Ежегодно выпускалось 1000 погрузчиков. В 1960-1970-е проведена коренная реконструкция з-да, переориентация его на вып. оборонной продукции. Пр-тие стало кр. производителем гусеничных машин. В 1990 з-д преобр. в ГО "Уралтрансмаш".
У. - единственное в России пр-тие по созданию и серийному вып. артиллерийских комплексов САУ кр. калибра (152 мм). В связи с конверсией освоен вып. продукции гражд. назначения: нефтедобывающего оборудования (станков-качалок с нагрузкой на устьевом штоке от 4 до 12 т), трамвайных редукторов, карданных валов к трамваям, лифтовых лебедок, домкратов, сварочных аппаратов "Шарташ", держателей к сварочным полуавтоматам, арматуры для линий электропередач, гаражей, теплиц, прицепов к легковым автомобилям, гимнастических комплексов "Здоровье М-1, М-2С", замков гаражных и др. Во второй пол. 1990-х пр-тие приступило к испытаниям и сертификации опытных образцов трамвая "Спектр" (серийное производство освоено в 2000), к модернизации и испытаниям универсального дорожного шасси (УАШ-100). Экспортные поставки продукции осуществляются более чем в 15 заруб. стран по направлениям: воен. техника; оборудование для нефтедобывающей промышленности; спорт. оборудование; товары нар. потребления.
Большой вклад в становление и развитие пр-тия внесли его дир.: Г.Р.Фрезеров (1941-1943), И.И.Лисин (1943-1947), В.В.Саплянов (1963-1971), Г.А.Студенок (1971), Н.С.Шарков (с 1988).
Пр-тие награждено орд. Тр. Кр. Зн. (1945), "Знак Почета" (1976). Разработки Центр. конструкторского бюро з-да удостоены Лен. и Гос. пр.
Лит.: Заводу им. Я.М.Свердлова - 150 лет. Свердловск, 1968; Березовская С.Л., Дубленных В.В. На крутых поворотах истории: Биография ПО "Уралтрансмаш". Екатеринбург, 1992.
Ю.Ф. Бутрин, В.В. Дубленных, С.П. Постников

Энциклопедия Екатеринбурга. . 2010.

Смотреть что такое "УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.