УРАЛЬСКАЯ ГОРНОЗАВОДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА


УРАЛЬСКАЯ ГОРНОЗАВОДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
первая ж/д магистраль У. Идея создания принадлежала горн. инж. В.К.Рашету, управляющему частным Нижнетагил. горн. окр. князей Демидовых (1861). Поддержана перм. губ. Б.В.Струве, к-рый создал и возглавил к-т для обсуждения вопроса об Урал. ж.д., где проходили дискуссии о ее направлении. Деятельное участие в обсуждении принимали пред. Перм. губ. управы краевед Д.Д. Смышляев и горнозаводчик, солепромышленник и пароходовладелец И.И.Любимов.
18 нояб. 1873 высочайше утвержден устав Об-ва Урал. горнозавод. ж. д., а 22 февр. 1874 разрешено приступить к ее постройке от Екат. до Перми с веткой к Луньевским каменноугольным копям. Стр-во дороги координировал предст. моск. купеческих и финанс. кругов П.И.Губонин (1828-1894), в руках к-рого сосредоточился акц. капитал.
1 окт. 1878 открыто движение поездов между Екат. и Пермью общ. протяженностью 468 верст, а 1 нояб. 1879 вступила в строй Луньевская ветка. Осн. значение дороги состояло в соединении крупнейших горномет. з-дов с р. Камой и горн. Ц. Екат. с губ. Ц. Пермью. Уже в 1890-х Екат. становится кр. ж/д узлом: открытие линий на Тюмень, Челябинск, Ниж. Тагил соединило его не только с разными р-нами У., но и с Сибирью, расширило рынки сбыта его продукции. При подготовке открытия линии Екат. - Тюмень в ознаменование этого события чл. УОЛЕ 21 апр. 1884 организовали к-т по проведению в Екат. в 1887 Сибирско-Уральской научно-пром. выставки. С ростом транзитного значения Екат. ж.д. утратила роль чисто завод. и стала называться Уральской (см. Свердл. ж. д.).
Лит.: Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь, 1913; Записки к проекту Пермско-Уральской железной дороги И.И.Любимова. СПб., 1870; Мильман Э.М. История Пермской железнодорожной магистрали Урала (70-90-е XIX в.). Пермь, 1975; Смышляев Д.Д. Материалы для разработки вопроса о направлении Пермско-Уральской железной дороги и ее продолжения на запад от Камы. СПб., 1869; Соловьева А.М. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX в. М., 1975.
Л.С. Рафиенко

Энциклопедия Екатеринбурга. . 2010.

Смотреть что такое "УРАЛЬСКАЯ ГОРНОЗАВОДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА" в других словарях:

  • Горнозаводская железная дорога — Уральская Горнозаводская железная дорога Паровоз на станции возле Перми. 1910 г. Годы работы: 1878 1897 …   Википедия

  • Пермь-Тюменская железная дорога — до 1 января 1898 г. именовавшаяся Уральской железной дорогой, образовалась из дорог: Уральской горнозаводской (670 верст), Екатеринбурго Тюменской (347 верст) и Екатеринбурго Челябинского участка (227 верст). Уральская горнозаводская железная… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Пермь-Тюменская железная дорога — Пермь Тюменская железная дорога …   Википедия

  • Пермь-Котласская железная дорога — Пермь Котласская железная дорога …   Википедия

  • Пермская железная дорога — Пермская железная дорога …   Википедия

  • Kuschwa — Stadt Kuschwa Кушва Flagge Wappen …   Deutsch Wikipedia

  • Kushva — Кушва Kushva Bandera …   Wikipedia Español

  • Янишевский, Эраст Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Янишевский. Эраст Петрович Янишевский (1829(1829) 1906)  математик, профессор Казанского университета (с 1865 года), городской голова Казани (в 1871 1881 годах). Дворянин,… …   Википедия

  • Nevjansk — Stadt Newjansk Невьянск Flagge Wappen …   Deutsch Wikipedia

  • Newjansk — Stadt Newjansk Невьянск Flagge Wappen …   Deutsch Wikipedia


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.