СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
как особый тип уч. заведений начала формироваться в Екат. лишь с 1860-х. Состояла из разл. видов уч. заведений, отличавшихся по срокам обучения и программам. Наиб. высокий уровень образования давали гимн. Единственная до рев-ции муж. гимн. действовала в Екат. с 1861, ее выпускники имели право поступать в ун-ты. В 1873 открылось Екат. реальное уч-ще, в нем большее внимание уделялось предметам естественного цикла, не изучались древние яз., в связи с этим выпускники седьмых кл. могли поступать лишь в техн. и с/х ин-ты. Первая жен. СОШ открылась в сент. 1862 как 6-годичное жен. уч-ще I-го разряда на базе действовавшего с 1860 3-годичного жен. уч-ща, в 1870 переименована в гимн. Ее программа была уже, чем программа муж. - фр., нем., латинский яз. изучались за доп. плату. В 1907 открылась 2-я жен. гимн. Несмотря на свободный доступ для детей всех сословий, из-за высокой платы за обучение, особенно за проживание и питание иногородних, в гимн. и реальном уч-ще обучались в осн. дети состоятельных родителей - дворян, чиновников, купцов, мещан, зажиточных крестьян. До 10 % детей из малообеспеченных семей обучались бесплатно. Все эти уч. заведения находились в ведении мин-ва нар. просвещения, но осн. источниками их существования являлась плата за обучение и средства, выделявшиеся губ. и уезд. земствами и гор. об-вом. В 1880 открыто 6-годичное Екат епархиальное уч-ще в ведении Синода, предназначенное в осн. для дочерей духовенства, к-рые получали ср. образование бесплатно, а девушки из др. сословий - за плату. Наряду с гос. и ведомственными в нач. ХХ в. в Екат. появились частные СОШ (жен. гимн. А.Е. Румянцевой, Е.Н. Смиренской, в к-рых плата за обучение была значительно выше) и обществ. (гимн., открытая гор. попечительством о бедных в 1917, в к-рой впервые было введено совм. обучение мальчиков и девочек). Всего до Окт. рев-ции в Екат. действовало восемь СОШ, среди к-рых преобладали жен., лишь незначительная ч. детей имела возможность продолжать образование в них и не все поступившие их заканчивали.
После Окт. рев-ции все шк. переданы в ведение Наркомпроса и его местных органов, в мае 1918 введено совм. обучение детей обоего пола, по декрету ВЦИК (окт. 1918) все действующие шк. подлежали преобразованию в Единую трудовую шк. 1-й ступени для детей 8-13 лет с 5-летним сроком обучения (с 1923/24 уч. г.). Посещение шк. объявлялось обязательным, обучение бесплатным, затем можно было продолжить образование в шк. 2-й ступени для детей 13-17 лет (с 4-летним, с 1923 - 5-летним обучением). Преобразования начались в условиях разрухи, голода. Пр-тия г. взяли на свое содержание ч. шк. К осени 1923 в Екат. действовало всего шесть шк. 2-й ступени, в к-рых обучалось 1263 уч-ся. В 1930-е общеобразовательная шк. развивалась по пути закрепления нач. всеобуча и перехода к всеобщему обязательному 7-летнему обучению (введено в Екат. в окт. 1932). Для стр-ва новых капит. зданий созд. спецтрест шк. стр-ва. К кон. второй пятилетки в Екат. действовало 32 семилетних и 30 ср. шк., в к-рых обучалось св. 61 тыс. уч-ся. К 1940/41 уч. г. в 100 шк. г. обучалось 62,5 тыс. чел., в т.ч. в 1-4 кл. - 32,7 тыс.; в 5-7 кл. - 23,4; в 8-10 кл. - 6,4 тыс. В условиях Вел. Отеч. войны мн. шк. здания были заняты под госпитали, интернаты для эвакуированных детей. Занятия проводились в три-четыре смены. Мн. старшеклассники ушли на производство, в связи с призывом в арм. значительно сократилось число учителей. С 1942/43 уч. г. началось освобождение нек-рых шк. зданий. За гг. войны выстроены три новых здания на 1400 уч. мест, шк. в г. закончило 140 тыс. уч-ся. В 1943 на Уралмаше открыта шк. раб. молодежи (ШРМ), одна из первых в стране, которая давала возможность молодежи получить ср. образование без отрыва от производства. К 1943/44 уч. г. в Свердл. действовало 22 ШРМ с 3315 уч-ся. С 1947 по 1950 выстроено 13 шк. на 6400 мест, открыты 16 ШРМ. В шк. возвращались учителя-фронтовики, пришло мн. молодых специалистов. В ст. кл. СОШ отменена плата за обучение. Все это позволило к 1951 в осн. осуществить в г. всеобщ. 7-летнее обучение. На основе Закона о шк. 1958 происходил процесс реорг-ции 7-летних шк. в 8-летние и ср. 10-летних в 11-летние с производственным обучением. В 1962/63 уч. г. он завершен. Число шк. в г. возросло со 125 в 1955/56 уч. г. до 156 в 1961/62, кол-во уч-ся в них - с 83,4 тыс. до 120,6 тыс. В 1966/67 уч. г. начался процесс перехода от всеобщего 8-летнего к всеобщему обязательному ср. образованию, к-рый продолжался до 1970. К 1975 шк. окончательно отказалась от обязательной проф. подготовки уч-ся и вернулась к 10-летнему сроку обучения. В 1966-1970-е в г. построено 17 шк. на 16 584 места и оборудовано 1209 уч. кабинетов. Успешному завершению 8-летнего всеобуча и перехода к всеобщему ср. образованию способствовало наличие квалифицированных учителей: из 7170 преподавателей 52 носили звание "Засл. учитель РСФСР", 62,2 % имели высш. образование. Дальнейшее реформирование СОШ. было направлено на постепенный переход от 10-летнего к 11-летнему обучению детей с 6 лет. К кон. 1970-х в г. работало 143 шк., число мест возросло с 99,7 тыс. (1971) до 112,8 тыс. (1976). В кон. 1980-х - нач. 1990-х начался процесс демократизации шк., она получила право на вариативное содержание образования. К 1990-м в г. созд. 91 шк. с углубленным изучением отд. предметов. В них обучалась 21 тыс. уч-ся. В Екат. появились гимн., лицеи, колледжи, профильные шк., негос. и частн. уч. заведения. Число гимн. возросло с трех в 1994/95 уч. г. до 15 в 1998, а число уч-ся в них - с 1272 до 12913. За этот же период число лицеев выросло с 2 до 9, а число уч-ся в них с 226 до 7282. 300 детей Екат. обучаются в шк. семейного образования и индивидуального обучения на дому по спецпрограмме, 210 детей живут и учатся в шк.-интернатах. Для 30 тыс. уч-ся созд. шк. и гр. продленного дня. Большое значение в шк. г. придается уч. наглядным пособиям, техн. средствам обучения и вычислительной технике. К 2000 в г. насчитывалось 218 СОШ, в к-рых обучалось 173383 уч-ся. В след. г. шк. было 213 с кол-вом уч-ся - 165175 чел. В г. развиваются новые типы уч. заведений - лицеи и гимн. Если в 2000 в 13 гимн. насчитывалось 15650 уч-ся, то в 2001 в 20 гимн. было 18013 чел. В 12 лицеях в 2000 обучалось 10138 чел., через год в 9 лицеях число обучающихся достигло 11290 чел. Продолжают работать ШРМ, хотя неуклонно идет процесс их сокращения. В 2000 в 11 ШРМ обучалось 4500 чел., в 2001 - в 8 шк. - 3477 чел.
Укрепляется мат. база шк. К 2000 123 шк. имели кабинеты информатики, 206 - физкульт. залы, 14 - басс., 18 - стрелк. тиры.
Претерпели изменения учительские кадры. Мат.-быт. условия приводят к утечке квалифицированных учителей и к нежеланию выпускников пед. уч. заведении работать по специальности. В результате в 2000 в шк. г. насчитывалось 10416, в 2001 г. - 9347 учителей.
Т.И. Зимина, А.М. Сафронова

Энциклопедия Екатеринбурга. . 2010.

Смотреть что такое "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" в других словарях:

  • Средняя общеобразовательная школа — общеобразовательное учебное учреждение I III ступеней (I ступень начальная школа, II ступень основная школа, III ступень старшая школа, как правило, с профильным обучением)... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ …   Официальная терминология

  • СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА. Тип школы, обеспечивающей базовое и полное среднее образование и подготовку к продолжению образования в профессиональных и высших учебных заведениях. С 2001 г. в РФ в условиях реформирования системы образования… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Средняя общеобразовательная школа —         учебно воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования …   Большая советская энциклопедия

  • СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — тип школы, обеспечивающий становление личности и на базе нач. обучения базовое и полное среднее образование, подготовку к самостоят.жизни, сознательному выбору профессии и продолжению образования в проф. и высш. уч заведениях. Формирование типа… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Средняя общеобразовательная школа —     тип школы, обеспечивающий становление личности и на базе начального обучения базовое и полное среднее образование, подготовку к самостоятельной жизни, сознательному выбору профессии и продолжению образования в профессиональных и высших… …   Педагогический терминологический словарь

  • Средняя общеобразовательная школа —    как тип уч. заведений нач. формироваться на У. в XIX в. и до 1919 состояла из разл. видов школ, отличавшихся по программам, срокам обучения и подчинявшимся разным ведомствам. В С.О.Ш. допускались дети, уже овладевшие в нач. школе или на дому… …   Уральская историческая энциклопедия

  • Средняя общеобразовательная школа — …   Википедия

  • Средняя общеобразовательная школа № 810 — ГОУ средняя общеобразовательная школа № 810 в г. Москве, расположенная в Восточном административном округе города Москвы Содержание …   Википедия

  • Средняя общеобразовательная школа № 37 (Чебоксары) — МОУ СОШ № 37 Тип: Средняя общеобразовательная школа Адрес: Чебоксары Сайт: http://21203s17.edusite.ru С началом строительства в 1972 году промышленного гиганта ЧЗПТ началось и строительство жилого массива, который впоследствии был назван « …   Википедия

  • Средняя общеобразовательная школа "Школа надомного обучения" — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего лицам с ограниченными… …   Официальная терминология

Книги

Другие книги по запросу «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.