- СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
-
уч-ща, техникумы, колледжи. Готовят специалистов со ср. спец. образованием для разл. отраслей нар. х-ва, просвещения, здравоохранения, к-ры и т.д. В Екат. формирование ССУЗ началось в сер. XIX в. В 1853 мин-во финансов, в чьем ведении находились з-ды, открыло 4-годичное Урал. горн. уч-ще, которое выделялось среди др. горн. уч-щ России высоким уровнем теоретической подготовки и до 1917 выпустило более 800 квалифицированных специалистов для з-дов, рудников, приисков. В нач. XX в. в г. открылось еще четыре ССУЗ: в 1902 - художественно-пром. шк. для подготовки худ.-рисовальщиков, гранильщиков, ювелиров; в 1912 - Екат. учительский ин-т для подготовки учителей высш. нач. уч-щ; в том же г. проведен набор в 1-й кл. Екат. духовной семинарии, которая начала действовать в полном составе с 1917; в 1916 на базе муз. кл. открылось муз. уч-ще. В эти ССУЗ, за исключением художественно-пром. шк. и муз. уч-ща, принимались только юноши, в учительский ин-т девушек допустили лишь в 1917. Ч. уч-ся обучалась платно. На 1910 действовала частная фельдшерская шк. 1 разряда Р.Н.Кленовой.После Окт. рев-ции семинарию закрыли. В период Гражд. войны число ССУЗ и кол-во обучающихся в них сократилось. До кон. 1920-х ср. спец. образование в г. развивалось на базе дорев. учреждений. С 1920 все ССУЗ стали называться техникумами, с целью улучшения качества подготовки специалистов в 1921 нек-рые техникумы получили статус практ. ин-тов (просуществовали до 1924). В 1923 действовало семь ССУЗ: индустриально-техн., проф.-техн., пед., фельдшерское, акушерское, фармацевтическое, муз. (в 1928 после объединения - шесть). Форсированная индустриализация привела к быстрому росту ССУЗ, быстрее др. росла сеть индустриальных техникумов. В 1920-1930-х открылся строит. техникум, техникум ж/д трансп., трансп. стр-ва, экон.-технол., энергетический и др. Создаются новые -мед., пед. (в т.ч. для подготовки нац. кадров - татаро-башк.), художеств.-культ. уч-ща. Мн. ССУЗ неск. раз меняли профиль и назв. (см., например, Екат. художеств. уч-ще им. И.Д.Шадра). На становление содержания и методов обучения в техникумах оказала влияние конкретно-ист. обстановка в стране. Содержание и методы обучения находились под жестким парт.-гос. контролем. 19 сент. 1932 принимается спец. пост. ЦИК СССР "Об учебных программах и режиме в высш. школе и техникумах". Обеспечение идеологического контроля над уч-ся шло через преподавание обществ.-полит. дисциплин. В уч. планах закреплялась обязательная производственная практика. В 1920-1930-е утвержден класс. принцип набора: приоритет получили дети раб.-крест. происхождения. Шла борьба за пролетаризацию техникумов: чистки по соц. признаку; наборы через рабфаки, курсы, по парт., комсомольской, профс. разнарядке; снижение требований к уч-ся из раб.-крест. среды, особенно к парт.; оказание мат. помощи. Хотя к кон. 1920 раб.-крест. прослойка среди уч-ся составляла уже 67,1 %, категория лиц, лишенных права получать высш. и ср.-спец. образование, расширялась за счет "классово чуждых элементов", раскулаченных, детей "врагов народа". В 1932 командировки-мобилизации на учебу были отменены, но политика регулирования соц. состава уч-ся сохранялась вплоть до нач. 1990-х. В предвоен. гг. проведена реорг-ция сети ССУЗ: вузы, не имевшие достаточной мат. базы, закрыты или преобр. в техникумы, число однопрофильных техникумов сокращено за счет их объединения, открыты новые. С 1937 специалистов нар. х-ва для здравоохранения, просвещения, к-ры готовили в техникумах и в уч-щах. В целом сеть ССУЗ стала в осн. соответствовать технико-экон. и культ. потребностям региона. За гг. войны кол-во техникумов и число уч-ся в них сократилось незначительно. Вместо закрываемых открывались новые с учетом потребностей воен. времени. В 1942 начал работу Урал. политехникум. Ч. уч. заведений передана под госпитали, эвакуированные учреждения. Уч-ся работали на оборонных пр-тиях, убирали урожай, дежурили в госпиталях, проходили воен. всеобуч. Сроки обучения были сокращены, уплотнена раб. нед., сокращены каникулы и сессии, пересмотрены уч. планы. В 1946 в г. работало 21 ССУЗ, семь спец. уч-щ и семь спец. шк. В 1950-1960-е создаются ССУЗ нового профиля для подготовки специалистов в обл. хим. промышленности, торговли, права, бытового обслуживания и т.д., особенно быстро развиваются формы вечернего и заочного обучения. Открыт радиотехникум им. А.С.Попова (1951), техникум хим. маш-ния, обл. уч-ще к-ры (1957), уч-ща, готовящие закройщиков, парикмахеров-модельеров и т.д. В 1970-1980-е работало 32 ССУЗ, в 1990 - 33 (открыто пед. уч-ще). В 1960-1980-е созд. совр. мат.-техн. база ССУЗ: построены новые и расширены старые уч. корпуса, общежития, спорт. комплексы, базы отдыха, жилье для пед. Уровень проф. подготовки улучшался за счет связи уч. процесса с производством, увеличения числа дипломных проектов, внедренных в производство, творческой работы пед. и повышения их квалификации (в 1986 при УрГУ открыт ф-т повышения квалификации преподавателей ССУЗ). Полит. и экон. изменения в СССР и России во второй пол. 1980-х - нач. 1990-х противоречиво отразились на системе ср. спец. образования: повсеместное закрытие вечерних отд-ний и сокращение заочных, сокращение специальностей на дневных отд-ниях и производственной практики, передача в аренду или продажа уч.-производственных помещений и общежитий. В 1990-е при сокращающемся числе обучающихся число ССУЗ начинает возрастать за счет открытия новых уч. заведений, ф-тов при вузах, негос. уч. заведений. С 1991 техникумы и уч-ща стали преобразовываться в колледжи, открыты новые специальности с учетом потребностей региона, слияния однопрофильных уч. заведений (муз.-пед. уч-ще и пед. уч-ще 2). В 1998 в г. работало 36 ССУЗ (в т.ч. 15 колледжей, одно вечернее, два негос.), в к-рых обучалось 36 956 уч-ся (в т.ч. на дневном отд-нии - 22 885, вечернем - 2705, заочном - 11 366) по 129 специальностям.Л.Я. Баранова, А.М. Сафронова
Энциклопедия Екатеринбурга. EdwART. 2010.