- МОНОПОЛИЯ
- МОНОПОЛИЯ
-
(monopoly) Рыночная структура, при которой на рынке присутствует только один продавец. О естественной монополии можно говорить, если эксклюзивное положение монополиста является результатом либо исключительного права на обладание некоторым ресурсом, либо настолько большой экономии на масштабах производства, что после того, как на рынке обосновалась данная фирма, доступ конкурентов становится невозможен. Установленная по закону монополия существует в тех случаях, когда доступ конкурентов запрещен законом. Двусторонняя монополия означает, что на рынке присутствует всего один продавец и всего один покупатель. Монополистическая конкуренция (monopolistic competition) – это ситуация, когда на рынке присутствуют несколько продавцов (от двух и более), каждый из которых способен устанавливать цену, т. е. каждый имеет некоторую монопольную власть. Комиссия по монополиям и слияниям (Monopolies and Mergers Commission, MMC) – это государственный орган в Великобритании, созданный для наблюдения за монополиями и слияниями. Рис. 22: Монополия Горизонтальная ось показывает количество товара, проданное монополистом; вертикальная ось показывает издержки и цену. ABC изображает кривую спроса, a EFG соответствующую кривую предельного дохода MR; HIJ изображает кривую средних издержек, а KFL соответствующую кривую предельных издержек MC. Прибыль максимизируется при объеме производства в точке OQ, так что MC=MR в тот же F. Продукция продается по цене OP. OPBQ является совокупным доходом, a ONIQ – совокупными издержками. NPBI – монопольная прибыль; она изображена здесь положительной, но нет никакой гарантии, что монополист будет способен получать ненулевые прибыли
Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.
- МОНОПОЛИЯ
-
(от mono - один и греч. poleo - продаю)исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать три вида монополии: закрытую, защищенную от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная монополия), естественную, необходимую в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов, открытую, при которой одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
Экономический словарь. 2000.