- МОНОПОЛИЯ
-
(monopoly) Рынок, на котором действует единственный продавец (производитель). В том случае, когда имеется единственный продавец и единственный покупатель, ситуация называется двусторонняя монополия (bilateral monopoly) (cм. также: монопсония/монополия покупателя (monopsony). Монополия при наличии многих покупателей (потребителей) обычно считается неэффективной, поскольку корыстные интересы будут толкать монополиста к тому, чтобы производить меньше, чем это было бы в условиях оптимальности по Парето (Pareto optimality), и по более высокой цене. В результате монополист получит чистую экономическую прибыль (profits), которая будет отражать его привилегированное положение. Правительства обычно стараются бороться с монополиями, ликвидируя, регулируя или национализируя их, однако есть основания считать, что существуют естественные монополии (например, распределение электроэнергии). Экономисты-марксисты утверждают, что возрастающая тенденция к монополизации является неизбежным следствием капиталистической конкуренции. См. также: ценовая дискриминация (price discrimination).
Бизнес. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998.
- Монополия
-
англ. monopoly А. Исключительное право на определенный вид деятельности, принадлежащее лицу, группе лиц, организации, компании или государству. Б.Крупные корпорация,синдикат, объединяющие в себе несколько компаний, фирм и имеющие господствующее положение на рынке определенных товаров или услуг.
Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.