- ЦЕНА
- ЦЕНА
-
(price) Количество денег, уплачиваемых за единицу товара или услуги. За ценой многих товаров и услуг легко следить: в любом обычном магазине потребители могут увидеть цены, по которым по их желанию можно купить много или несколько единиц товара. Цены на ряд товаров и услуг, однако, соблюдать труднее. Особые условия могут предоставляться при осуществлении больших или регулярных заказов или в отношении особых групп покупателей. На некоторых рынках продавцы и покупатели торгуются в отношении цены каждого вида товара. Цены на аналогичные товары могут отличаться и зависеть от времени и места продажи или его качества, на некоторых рынках они устанавливаются в ходе торгов по каждому продукту. Индекс цен учитывает их влияние на определенные группы товаров: например потребительские, сырьевые, экспортные. Оптовые цены устанавливаются оптовыми торговцами, цены завода-изготовителя – производителями. Механизм цен в экономике объясняет их роль в организации производства и распределения товаров и услуг, для покупателя они отражают предпочтения, для производителя или поставщика – усилия и затраты. Теневые цены, как полагают создатели экономических моделей, следовало бы установить в случае, когда потребители и производители могут учесть внешние издержки и соответствующую прибыль. По системе учета национального дохода рыночные цены – это цены, которые платит потребитель. Цены производителей, равные рыночным ценам минус косвенные налоги и плюс субсидии, соответствуют прямым издержкам. Текущие цены представляют собой цены, преобладающие в период заключения сделок; постоянные цены – это цены определенно выбранного базисного периода, используемые для переоценки сделок, чтобы получить показатель реальной хозяйственной деятельности.
Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.
- ЦЕНА
-
фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно говорить о цене как стоимости единицы товара в денежном выражении. В случае когда единица данного товара обменивается на определенное количество другого товара, количество становится товарной ценой данного товара. Чтобы получить достаточно полное представление о цене как о многогранной экономической категории, необходимо усвоить такие понятия, как цена продавца, цена покупателя и др.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
Экономический словарь. 2000.