ГАДАМЕР это:

ГАДАМЕР
ГАДАМЕР (Gadamer) Ганс-Георг (р. 1900) - немецкий философ, один из основоположников философской герменевтики. Профессор философии в Лейпциге (с 1939), ректор Лейп-цигского университета (1946-1947), профессор философии в Гейдельберге (с 1949). Основные сочинения: «Диалектическая этика Платона» (1931), «Гете и философия» (1947), «Истина и метод» (1960), «Диалектика Гегеля» (1971), «Диалог и диалектика» (1980), «Хайдеггеровский путь» (1983), «Похвала теории» (1984) и др. Подвергая критике методоло-гизм наук о духе, Г. придает герменевтике универсальный характер, видя ее задачу не в том, чтобы разработать метод понимания (что имело место у Дильтея), но в том, чтобы прояснить природу этого понимания, условия, при которых оно совершается. Всеопределяющее основание герменевтического феномена Г., вслед за Хайдеггером, усматривает в конечности человеческого существования. Противопоставляя теоретико-познавательной установке понятие опыта, Г. видит в нем опыт человеческой конечности и историчности. При этом укорененность в предании, которое и должно быть испытано в герменевтическом опыте, рассматривается им как условие познания. Исходя из конечности бытия человека и принадлежности человека истории, Г. подчеркивает онтологически позитивный смысл герменевтического круга (круга понимания) а также особую значимость предструктур понимания для герменевтического процесса. В связи с чем он, в частности, реабилитирует понятие предрассудка (Vorurteil), указывая на то, что предрассудок как пред-суждение (Vor-Urteil) вовсе не означает неверного суждения, но, составляя историческую действительность человеческого бытия, выступает условием понимания. Анализируя герменевтическую ситуацию (осознавание которой Г. называет действенно-историческим сознанием), Г. опирается на понятие горизонта. «Горизонтность» понимания характеризуется, согласно Г., принципиальной незамкнутостью горизонта - ввиду исторической подвижности человеческого бытия, - а также существованием только одного горизонта, обнимающего собой все, что содержит историческое сознание, так что «понимание всегда есть процесс слияния якобы для себя сущих горизонтов». При этом на первый план выходит центральная проблема герменевтики - проблема применения (Anwendung). Пересматривая традиционное решение этой проблемы, Г. выделяет применение, понимание и истолкование как интегральные составные части единого герменевтического процесса и подчеркивает, что понимание включает в себя и всегда есть применение подлежащего пониманию текста к той современной ситуации, в которой находится интерпретатор. Таким образом, указывает Г., понимание является не только репродуктивным, но и продуктивным отношением, что ведет к признанию плюральности интерпретации. Апеллируя к Гегелю, Г. в качестве фундамента герменевтики устанавливает абсолютное опосредование истории и истины, обусловливающее исторический характер понимания. Герменевтический феномен рассматривается Г. как своего рода диалог, который начинается с обращения к нам предания, оно выступает партнером по коммуникации, с которым мы объединены как «Я» с «Ты». Понимание как разговор оказывается возможным благодаря открытости навстречу преданию, которой обладает действенно-историческое сознание. Герменевтика становится у Г. онтологией, основанием которой является язык. Полагая язык в качестве среды герменевтического опыта, Г. исходит из того, что языковым (и потому понятным) является сам человеческий опыт мира. Сам мир выражает себя в языке. Философское значение герменевтического опыта состоит, по Г., в том, что в нем постигается истина, недостижимая для научного познания. Стремясь развить понятие истины, соответствующее герменевтическому опыту (формами которого являются опыт философии, опыт искусства и опыт истории), Г. обращается к понятию игры. Трактуя его в духе антисубъективизма, Г. отмечает, что игра обладает своей собственной сущностью, она вовлекает в себя игроков и держит их, и соответственно субъектом игры является не игрок, а сама игра. Основываясь на том, что понимающие втянуты в свершение истины и что герменевтическое свершение не есть наше действие, но «деяние самого дела», Г. распространяет понятие игры на герменевтический феномен и делает это понятие отправной точкой в постижении того, что есть истина.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Смотреть что такое "ГАДАМЕР" в других словарях:

  • ГАДАМЕР — (Gadamer) Ханс Георг (1900 2002) нем. философ. Изучал философию, германистику и историю искусств сначала в Бреслау (ныне Вроцлав), затем (1919 1922) в Марбурге. Под руководством П. Натор па и Н. Гартмана защитил диссертацию «Сущность удовольствия …   Философская энциклопедия

  • Гадамер — Гадамер, Ганс Георг Ханс Георг Гадамер Дата рождения: 11 февраля 1900 Место рождения: Марбург Дата смерти: 12 марта 2002 Место смерти: Гейдельберг Школа/традиция: Континентальная философия, Герменевтика …   Википедия

  • ГАДАМЕР —         (Gadamer) Ганс Георг (р. 1900) нем. Филосов; изучал философию, классич. филологию, германистику и историю искусства в ун тах Марбурга и Фрейбурга у Я. Гартмана, П. Фридлендера, Шелера, Бультмана, Хайдеггера. Преподавал в ун тах Марбурга,… …   Энциклопедия культурологии

  • Гадамер Г. — …   Википедия

  • Гадамер Г. Г. — …   Википедия

  • Гадамер Х. Г. — ГÁДАМЕР (Gadamer) Ханс Георг (р. 1900), нем. философ. Один из гл. представителей филос. герменевтики сер. 20 в. ( Истина и метод , 1960). Тр. по истории философии, эстетике и философии истории …   Биографический словарь

  • ГАДАМЕР (Gadamer) Ханс Георг — (р. 1900) немецкий философ, один из главных представителей философии герменевтики середины 20 в. ( Истина и метод , 1960). Труды по истории философии, эстетике и философии истории …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гадамер, Ганс Георг — Ханс Георг Гадамер Дата рождения: 11 февраля 1900(1900 02 11) Место рождения: Марбург Дата смерти: 12 марта 2002(2002 03 12) (102 года) Мес …   Википедия

  • Гадамер Ганс Георг — Что такое герменевтический круг?     У герменевтики как теории интерпретации длинная история. И в эпоху античности, и в средневековье толкователи «священных» текстов были далеко не единодушны между собой в вопросе о смыслах того или иного термина …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Гадамер Ханс Георг — (род. в 1900 г.) немецкий философ. Был учеником Хайдеггера, затем стал одним из основателей философской герменевтики. Занимался преподаванием философии в Лейпцигском университете (с 1939 г.), в Гейдельбергском университете (с 1949 г.). В 1946… …   Великие философы: учебный словарь-справочник

Книги

  • Истина и метод, Х.-Г. Гадамер. Издание 1988 года. Сохранность хорошая. Книга известного западногерманского философа Х.-Г. Гадамера (р. 1900) посвящена одному из распространенных сегодня в западной мысли философских… Подробнее  Купить за 3500 руб
  • Гадамер, Ганс Георг, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Ганс-Георг Га?дамер (нем. Hans-Georg Gadamer; 11 февраля… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Актуальность прекрасного, Г. - Г. Гадамер. Издание 1991 года. Сохранность хорошая. Сборник отражает как общефилософскую, так и конкретно-научную стороны творчества Гадамера, включая его статьи о живописи, театре и литературе. Книга… Подробнее  Купить за 780 руб
Другие книги по запросу «ГАДАМЕР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»