ГАДАМЕР Ханс Георг

ГАДАМЕР Ханс Георг

(Gadamer, Hans-Georg)
(р. 1900), немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины 20 в., известен прежде всего как основатель "философской герменевтики". Родился 11 февраля 1900 в Марбурге. Изучал философию, историю, теорию литературы, историю искусств и евангелическую теологию в университетах Бреслау и Марбурга. В 1922 защитил докторскую диссертацию под руководством Пауля Наторпа. В 1923 познакомился с Хайдеггером, преподававшим в Марбургском университете. Дополнил образование изучением классической филологии и в 1929 защитил диссертацию о платоновском Филебе. С 1939 по 1947 - профессор в Лейпцигском университете (в 1946-1947 - ректор). После двухлетнего преподавания во Франкфурте-на-Майне занял кафедру, которой ранее руководил Карл Ясперс, в университете Гейдельберга. После выхода на пенсию (1968) преподавал в качестве приглашенного профессора в университетах США (до 1989). Масштаб Гадамера как философа определен главным образом его трудом Истина и метод (Wahrheit und Methode, 1960). В этой работе он обращается к поставленной Дильтеем проблеме философского обоснования гуманитарных наук, однако рассматривает ее (под влиянием Хайдеггера и Гегеля) в ином аспекте. Если Дильтей видел в "понимании" специфику гуманитарного знания (в отличие от естественных наук, для которых основная процедура - "объяснение"), то для Хайдеггера "понимание" выступает в ином качестве - как опыт человеческого бытия в его истине. Гадамер подхватывает хайдеггеровскую постановку вопроса, но помещает его в контекст проблематики Дильтея, вопрошая о "собственной" истине гуманитарного познания. Разрабатываемая им герменевтика не является ни учением об искусстве понимания, как у Шлейермахера и Дильтея, ни самораскрытием человеческого существования в его бытии, как у Хайдеггера, она представляет собой философское прояснение разума, с деятельностью которого мы имеем дело в гуманитарном познании, да и вообще в каждом конкретном акте понимания. Это философское прояснение разума, в свою очередь, Гадамер толкует как движение и осуществление самой исторической традиции, тем самым примыкая к гегелевской философии духа, развертывающегося в истории. Чтобы точнее описать осуществление и опыт истины традиции, Гадамер прибегает к модели искусства. Как и в сфере искусства, в историческом познании истина раскрывается не только в научных суждениях, выносимых с воображаемой дистанции по отношению к предмету и обеспеченных определенными правилами метода, но и благодаря вовлеченности познающего в целостность исторического процесса, который самим познающим и "совершается". Эстетическая, равно как и историческая, истина есть истина, которую совершают, осуществляют. Это проявляется, по Гадамеру, в процессе т.н. действенной истории (Wirkungsgeschichte). Речь здесь идет прежде всего о развивающемся воздействии античных текстов: их понимание протекает благодаря "предрассудкам", дорефлективным представлениям нашего "предпонимания", которые, в конечном счете, уже заданы самими этими текстами и традицией их последующей интерпретации. Но вызов, бросаемый текстом, приводит, по мысли Гадамера, к возникновению специфической ситуации, когда представления нашего предпонимания могут быть поставлены под сомнение и подвергнуты проверке на "работоспособность". И там, где текст понимается в ходе продуктивного взаимодействия ("игры") нашего предпонимания, с одной стороны, и ясного, отчетливого усвоения содержания текста - с другой, продолжается традиция. Основная идея Гадамера, таким образом, состоит в том, что традиция должна быть всякий раз заново прояснена, и только при этом условии она совершается, сбывается. Традиция и ее обновление неотделимы друг от друга, их взаимная принадлежность проявляется в актах понимания, каждый раз совершаемых заново. От этой установки Гадамер не отказывался и в других своих сочинениях, хотя в более поздних работах трактовка традиции как завершенного в себе космоса отходит на задний план. Теперь акцент переносится на разделы Истины и метода, непосредственно относящиеся к философии языка. Язык, по Гадамеру, представляет собой беспрерывную игру "вопрос - ответ", находящую выражение как в понимании и истолковании текстов, так и в диалоге между отдельными людьми. Свои систематические рассуждения Гадамер подвергает постоянной практической проверке. Он интенсивно занимался истолкованием поэзии (Гельдерлин, Гете, Стефан Георге, Пауль Целан) и философской классики (Хайдеггер и Гегель, но в первую очередь мыслители греческой античности - Платон, Аристотель). Воздействие, оказанное Гадамером на современную философскую мысль, многообразно. Гадамер, прежде всего через посредничество Хабермаса, повлиял на социальную философию; его полемика с Жаком Деррида вошла в контекст деконструктивизма. Ричард Рорти, сводя критические счеты с аналитической философией, рекомендовал своим читателя Гадамера как образец "научающей философии". Философская герменевтика в ее трактовке Гадамером сделалась моделью философии, сознающей свою глубокую связь с классической традицией и в то же время не отрицающей своеобразия современной ситуации.
См. также ГЕРМЕНЕВТИКА.
ЛИТЕРАТУРА
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Смотреть что такое "ГАДАМЕР Ханс Георг" в других словарях:

  • Гадамер Ханс Георг — (Gadamer) (р. 1900), немецкий философ. Один из главных представителей философии герменевтики середина XX в. («Истина и метод», 1960). Труды по истории философии, эстетике и философии истории. * * * ГАДАМЕР Ханс Георг ГАДАМЕР (Gadamer) Ханс Георг… …   Энциклопедический словарь

  • Гадамер Ханс Георг — (род. в 1900 г.) немецкий философ. Был учеником Хайдеггера, затем стал одним из основателей философской герменевтики. Занимался преподаванием философии в Лейпцигском университете (с 1939 г.), в Гейдельбергском университете (с 1949 г.). В 1946… …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • Гадамер Ханс-Георг — …   Википедия

  • Гадамер, Ханс-Георг — …   Википедия

  • ГАДАМЕР (Ханс Георг) — немецкий философ (р. Марбург, 1900). Профессор в Марбурге (1937), Лейпциге (1939), Франкфурте (1947), Гейдельберге (1949), знаменит своей «герменевтической философией», которую он развивает в «Истине и методе» (1960). Для него существенным… …   Философский словарь

  • Гадамер, Ханс-Георг — (Gadamer, Hans Georg) (1900–2002), немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины 20 в., известен прежде всего как основатель «философской герменевтики» …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Гадамер, Ганс Георг — Ханс Георг Гадамер Дата рождения: 11 февраля 1900(1900 02 11) Место рождения: Марбург Дата смерти: 12 марта 2002(2002 03 12) (102 года) Мес …   Википедия

  • Ханс-Георг Гадамер — Дата и место рождения: 11 февраля 1900, Марбург Дата и место смерти: 12 марта 2002, Гейдельберг Школа/традиция: Континентальная философия, Герменевтика …   Википедия

  • Ханс Георг Гадамер — Дата и место рождения: 11 февраля 1900, Марбург Дата и место смерти: 12 марта 2002, Гейдельберг Школа/традиция: Континентальная философия, Герменевтика …   Википедия

  • ГАДАМЕР (Gadamer) Ханс Георг — (р. 1900) немецкий философ, один из главных представителей философии герменевтики середины 20 в. ( Истина и метод , 1960). Труды по истории философии, эстетике и философии истории …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»